Ольга Старостина
Инновационная деятельность в ДОУ. Проект «Экогимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: вызвать у детей желание общаться с природой, посредством осознанного выполнения физических упражнений.
Задачи:
1. Развивать у детей стойкий интерес к миру природы через совершенствование у детей двигательных умений и навыков, развитие двигательных качеств и способностей.
2. Формировать у детей познавательные действия, положительное отношение к окружающему миру и осознанное отношение к физическим упражнениям.
3. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
Актуальность проекта.
Публикация «Инновационная деятельность в ДОУ, Проект „Экогимнастика“» размещена в разделах
Одним из ведущих факторов риска для здоровья детей является экологическая обстановка в местах их проживания. В этой связи повышение экологической грамотности детей, их родителей и педагогов дошкольного учреждения может быть одним из путей сохранения здоровья дошкольников. Анализ литературы и нормативных документов, а также результаты педагогических наблюдений, опросов и экспертной оценки позволяют говорить о том, что формирование экологических знаний в процессе физкультурно-оздоровительной работы должно строиться на решении задачи сохранения и укрепления здоровья детей. Осуществление этого возможно на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности детей, а также взаимодействия сотрудников дошкольного учреждения и родителей. Для этого целесообразно проведение целенаправленной работы с детьми по формированию у них знаний, связанных с сохранением здоровья детей в современной экологической ситуации.
Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.
Регулярное проведение физических упражнений на свежем воздухе способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки.
Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.
Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.
Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня.
Таким образом, экогимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, который развивает у детей интерес к элементарным знаниям экологического характера, являющихся исходным условием осознанно-правильного отношения дошкольников к природе; совершенствует у детей двигательные умения и навыки, развивает двигательные и познавательные способности.
Тип проекта :
Экологооздоровительный
Участники :
Дети старшего дошкольного возраста, родители.
Продолжительность:
Долгосрочный
Варианты проведения утренней гимнастики.
- Традиционная гимнастика с ОРУ.
- Гимнастика игрового характера.
- С использованием полосы препятствий.
- С использованием простейших тренажеров.
- С включением оздоровительных пробежек.
- Ритмическая гимнастика.
Методика проведения утренней гимнастики.
В методику проведения входят:
- организация детей (построение их для выполнения упражнений) ;
- подготовка, раздача пособий;
- методы и приемы обучения движениям.
Методы выполнения физических упражнений.
Практические:
* повторение упражнений без изменений;
* с изменениями;
* обучение в игровой форме;
* в соревновательной форме.
Словесные:
* название упражнения;
* его описание;
* объяснение, как правильно его выполнить;
* указания, распоряжения, команды;
* вопросы к детям;
* рассказ, беседа.
Наглядные:
* показ;
* использование наглядных пособий;
* имитация;
* звуковые сигналы;
* зрительные ориентиры.
Важнейшие элементы подготовки утренней гимнастики.
- Выполнение гигиенических условий и время проведения.
- Наличие трех частей утренней гимнастики.
- Соответствие ОРУ возрасту детей.
- Продолжительность утренней гимнастики.
- Использование физкультурного инвентаря, т. е. использование экоатрибутики (осенние листочки, шапочки белочки, собачки, лисички, кошки, веточки, снежки, снежинки, капельки дождя, шишки, пяточки хрюшек, крылья бабочек, птичек, ушки мышат, лучики солнца)
- Дозировка упражнений.
- Приемы регулирования дыхания.
- Совершенствование ОРУ на второй неделе (младшая группа, первой неделе (старшая, подготовительная группа) освоения детьми комплекса.
- Использование музыкального сопровождения.
- Самочувствие детей и их настроение.
Ожидаемые результаты
• Желание детей общаться с природой, осознанно заниматься физическими упражнениями.
• У детей появился интерес к элементарным знаниям экологического характера, совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются двигательные и познавательные способности.
• Дети приобщились к широкому кругу общечеловеческих ценностей познания, переживания; сформировался интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Этапы проекта
1. Подготовительный
- Постановка проблемы
- Вхождение в ситуацию
- Изучение методической литературы в данном направлении
- Планирование деятельности
2. Практическая деятельность с детьми :
Сроки Тема комплекса утренней гимнастики
Сентябрь 1 неделя
Комплекс №1 «Осенняя прогулка» (с осенними листочками)
2 неделя Комплекс №2 «Солнышко»
3 неделя Комплекс №3 «Белочка»
4 неделя Комплекс №4 «Осенние месяцы» (с гимнастической палкой)
Октябрь 1 неделя Комплекс №5 «Ежики в лесу»
2 неделя Комплекс №6 «Художники природы»
3 неделя Комплекс №7 «Явления природы»
4 неделя Комплекс №8 «Времена года» (с веточкой, гимнастической палкой)
Ноябрь 1 неделя Комплекс №9 «Птицы и насекомые»
2 неделя Комплекс №10 «Деревья»
3 неделя Комплекс №11 «Воробьи-воробышки»
4 неделя Комплекс №12 «В гостях у солнышка»
Декабрь 1 неделя Комплекс №13 «Зимушка-зима»
2 неделя Комплекс №14 «Гуси»
3 неделя Комплекс №15 «Цирковые медвежата» (Со стульчиками)
4 неделя Комплекс №16 «Домашние животные»
Январь 2 неделя Комплекс №17 «Заинька-зайчишка»
3 неделя Комплекс №18 «Дрессированные собачки»
4 неделя Комплекс №19 «Веселые обезьянки» (с ленточками)
Февраль 1 неделя Комплекс №20 «Животные и птицы Севера»
2 неделя Комплекс №21 «Метель и вьюга»
3 неделя Комплекс №22 «Цирк»
4 неделя Комплекс №23 «Поросенок Хрюша»
Март 1 неделя Комплекс №24 «Зоопарк»
2 неделя Комплекс №25 «Мышата»
3 неделя Комплекс №26 «Лисичка-сестричка»
4 неделя Комплекс №27 «Кошечка»
Апрель 1 неделя Комплекс №28 «Бабочки»
2 неделя Комплекс №29 «Дикие животные»
3 неделя Комплекс №30 «Обитатели моря»
4 неделя Комплекс №31 «Животные жарких стран»
Май 1 неделя Комплекс №32 «Медвежата»
2 неделя Комплекс №33 «Весенние месяцы» (с обручем)
3 неделя Комплекс №34 «Петя - петушок»
4 неделя Комплекс №35 «Мы – друзья природы»
3. Работа с родителями (в течение года) : консультации, наглядные пособия, рекомендации, создание эколого-оздоровительной развивающей среды для детей (экоатрибутика)