Татьяна Романова
Логопедический кабинет. Каким он должен быть
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.»
Василий Александрович Сухомлинский
Одним из важных факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. В огромном количестве специальной литературы, в журнальных статьях, можно найти, казалось бы, всю информацию о том, каким должен быть современный логопедический кабинет. Читаешь и думаешь — как здорово! Все, что надо есть. Есть чему поучиться. На фотографиях логопедических кабинетов в Интернете много интересного, нетрадиционного. Красиво, всего много, глаза разбегаются. Но, как правило, пользователи наиболее удачными считают кабинеты, где много игрушек, различных ярких картинных пособий на стенах. Заходишь, и глаза разбегаются. А теперь представьте, что к вам пришел ребенок с синдромом дефицита внимания и гипреактивности, а их сейчас стало намного больше. И как удержать его внимание? Как помочь сосредоточиться, сконцентрироваться? Пока он не разглядит все, что стоит, лежит или висит в вашем кабинете, он не успокоится. Самое главное правило для кабинета — «золотая середина». Всего должно быть в меру. Избыток не всегда есть хорошо. В логопедическом кабинете на стенах и в открытом доступе должен быть минимум иллюстраций и игрушек. Только для создания уюта, настроения. Когда ребенок приходит к вам на занятие, его не должны отвлекать посторонние вещи. Это не значит, что кабинет логопеда — пустая комната. Безусловно, логопедический кабинет не должен быть офисным и академичным. Нет! Все в меру, «золотая середина» — вот как можно охарактеризовать обстановку вокруг ребенка. Весь материал, который используется в определенный промежуток времени: игры, игрушки — должен быть доступен для пользования детям и по мере прохождения лексических тем постоянно меняется. Следует стараться избегать перегруженности кабинета методическими и дидактическими материалами. В логопедическом кабинете на стенах и в открытом доступе должно быть минимум иллюстраций и игрушек. Только по текущей теме и для создания уюта, настроения.
Публикация «Логопедический кабинет, Каким он должен быть» размещена в разделах
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» март 2019
Все мы знаем о пользе, о необходимости, развития моторики как мелкой, так и общей, для любого ребенка, а ребенка с речевыми нарушениями — особенно. Обычно логопедические кабинеты очень маленькие, нередко расположены в спальных помещениях детского сада. Размер помещения позволяет только сесть перед зеркалом логопеду с ребенком и поставить два-три стола для подгрупповых занятий. А как же движение? Логопеды не могут перестроить здание, не могут расширить помещение, значит, нужно предусмотреть все возможные варианты с использованием других помещений, площадок в разное время года, где можно провести полноценное логопедическое занятие с использованием двигательных упражнений.
Время неумолимо летит вперед. Меняемся не только мы и дети. Весь дидактический, иллюстративный материал в кабинете должен соответствовать не только возрасту детей, но и времени.
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи. Американский философ и педагог
В Инструктивно-методическом письме по ведению документации учителя - логопеда Министерства просвещения ПМР от 25.08.2017 года отражены задачи и функции логопедического кабинета, блоки требований к кабинету и материалам.
Задачи логопедического кабинета :
Обеспечение специализированной помощи детям дошкольного возраста с
особенностями психофизического развития:
- консультативно-диагностическая;
-коррекционно-воспитательная;
-психологическая;
-социальная.
Функции кабинета :
-создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного
психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений.
-проведение обследования ребенка с целью разработки индивидуальной
программы развития.
-проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных
занятий.
-оказание консультативной помощи педагогам, родителям.
Пространство логопедического кабинета должно рассматриваться как система взаимосвязанных коррекционно - воспитательных ситуаций, субъектами которых являются ребенок и логопед.
Кабинет оборудуется и оформляется в соответствии с рекомендациями, изложенными в нормативных документах.
1. Блок требований
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и техники безопасности:
- освещенность;
- соответствие мебели ГОСТу;
-условия для соблюдения воздушного режима;
-состояние рабочего места учителя-логопеда и детей с особенностями
психофизического развития;
-состояние доски;
-покрытие пола;
-эстетика оформления кабинета;
-рациональное оформление зон в кабинете;
-инструктивно-нормативные материалы по технике безопасности.
2. Блок требований
Дидактические средства коррекционно-образовательного процесса и их
систематизация:
-учебные программы;
-материалы, расширяющие и дополняющие программу;
-календарные, перспективные, тематические, индивидуальные планы,
индивидуальные программы развития, речевые карты;
-раздаточные и тематические материалы по всем разделам программы с
учетом возрастных требований на полисенсорной основе;
-игрушки, настольные развивающие игры для детей разных возрастных
групп, способствующих коррекционно-образовательному процессу на полисенсорной основе.
3. Блок требований
Консультативно-диагностические и методические средства
коррекционно-образовательного процесса:
-перспективное планирование консультаций;
-материалы для проведения диагностики речевой функции с учетом возрастных требований;
-материалы для проведения консультационно-диагностических мероприятий по развитию высших психических функций;
-материалы для организации творческой работы
4. Блок требований
Визуальные средства обучения и оборудование для успешного
прохождения учебных программ и их систематизации:
-хранение и систематизация карт;
-хранение и систематизация таблиц, схем, планшетов, коллекций, макетов, моделей, муляжей (по темам);
-ТСО, инструментарий, измерительные приборы — хранение и
систематизация.
Правила пользования кабинетом
1. Ключи в двух экземплярах (один у учителя-логопеда, другой в д/с)
2. Влажная уборка проводится два раза в неделю.
3. Ежедневное проветривание кабинета.
4. Перед каждым применением и после проводится обработка
логопедических зондов и шпателей медицинским спиртом.
5. По окончании рабочего дня проверяется закрытость окон и отключение электрических приборов.
Развивающая среда в кабинете должна способствовать развитию всех сторон речи и неречевых психических функций.
Предметно-развивающая среда должна обладать мобильностью,
быстро реагировать на изменяющиеся и формирующиеся в коррекционном воспитательном процессе потребности и возможности ребенка. Т. е. должна быть :
• содержательно насыщенной
• трансформируемой
• полифункциональной
• безопасной
Организуя коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. системность (систематизация материала, составление паспорта кабинета с перечислением всего материала и оборудования)
2. доступность (наглядно-дидактический материал подбирается с учетом возрастных особенностей дошкольников)
3. вариативность (наглядно-дидактический материал и пособия многовариативны и могут использоваться на разных занятиях в разных вариантах)
4. здоровьесбережение (хорошее освещение, имеются пособия для зарядки глаз, кабинет легко проветривается)
5. учет возрастных особенностей детей
6. эстетичность
Условно пространство логопедического кабинета можно поделить на зоны:
Для детей (для индивидуальной и подгрупповой работы) :
• Коррекции звукопроизношения
• Развития общей и мелкой моторики
• Развития речевого дыхания
• Развития фонематических процессов, формирования звуко-слогового анализа и синтеза, обучения грамоте.
• Развития лексико-грамматических категорий и связной речи
• Развития психических процессов
Для взрослых:
Зона размещения дидактического и методического материала
Рабочая зона учителя-логопеда
В целях систематизации и учета учебно-методических пособий, литературы учитель-логопед оформляет паспорт логопедического кабинета.
Грамотно организованная предметно-развивающая среда способствует:
целенаправленному формированию эмоционально-положительного
психологического климата в процессе коррекционной работы;
реализации предметно-практической направленности специального
педагогического пространства;
обеспечению чувства психологической защищенности;
сочетанию привычных и инновационных методов в организации и
проведении коррекционных занятий, что, в свою очередь, является одним из главных условий эффективности коррекционного процесса!
Для успешной работы логопед должен быть в курсе новых исследований, методов и технологий в области дефектологии (подписка на профильный журнал, курсы повышения квалификации, уметь использовать знания смежных наук.
«Педагог живет до тех пор, пока учится сам.»
К. Д. Ушинский
Полученные знания необходимо использовать в работе.
У ребенка должны появиться стремление и желание идти в кабинет логопеда : там интересно, необычно и скучать не придется!
А уж как создать необычность интерьера, в чем может быть его «изюминка» — это зависит уже от креативности каждого специалиста.