Анастасия Квашнина
Логопедические задания по лексическим темам в старшей группе. Часть вторая
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Птицы наших лесов осенью».
Словарь:
Предметный: глухарь, рябчик, тетерев, куропатка, дятел, клест, свиристель, кукушка, сова, кормушка, лес, клюв, крылья, лапки, перья, части тела.
Глагольный: летать, свиристеть, стучит, кормить, помогать, куковать, бросать, высиживать.
Признаков: большой, пёстрый, красноголовый, длинноклювый, лесной, маленький.
Развитие общей моторики
Ищут, ищут птицы, (руки на поясе, наклоны головы)
Чем бы поживиться. (поднять брови и удивлённо взмахнуть руками)
На зиму долгую в нашем лесу (разводить руками)
Публикация «Логопедические задания по лексическим темам в старшей группе, Часть вторая» размещена в разделах
Мы приготовили птичкам еду. («крошить» 2 руками)
Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться! (с поклоном радушно разводить
руками).
Развитие мелкой моторики
Соединять большой палец с остальными по одному.
Я весь день ловлю жуков, (правой рукой)
Ем букашек, червяков. (левой рукой)
Зимовать не улетаю, (правой рукой)
Под карнизом обитаю. (левой рукой)
Чик-чирик! Не робей! (двумя руками)
Я бывалый воробей.
Развитие артикуляционной моторики
«Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».
«Сонная сова». Опустить голову вниз. Почувствовать напряжение мышц шеи сзади.
«Сова проснулась и вертит головой». Повороты головы влево-вправо.
«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.
«Клювы разных птиц». Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
«Птенчики ждут пищу». Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».
«Очень вкусная пища!». Облизать губы.
«Дятел». Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-тдд-тдд-тдд»
Развитие фонетико-фонематического восприятия
Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладоши в том случае, если он услышит звук [С] :
Звуки: а, с, з, к, с, у, э, с;
Слоги: са, зу, ус, ам, ку, сэ, за, су;
Слова: стол, дом, сумка, пол, самокат, сундук.
Назвать слова, начинающиеся со звуков «а», «у», «о», «и».
Развитие лексико-грамматического строя речи
Разделите на слоги слова – названия лесных птиц (хлопками) :
Клест, куропатка, дятел, глухарь, сова, тетерев.
«Назови ласково» :
СОВА- …
крыло – …
перо –,
гнездо –,
птенец –,
клюв –. .
Сравни птиц с животными и людьми:
• У человека дети, а у птицы – (птенцы).
• У человека нос, а у птицы – … (клюв).
• У животных шерсть, а у птиц – … (перья).
• У животных лапы, а у птиц – … (лапки).
«Посчитай 1, 2, 5» (согласование числительных и существительных) :
Дятел, сова, гнездо, птенец, тетерев, кукушка.
Упражнение «Один — много» (образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей) :
Кукушка – кукушки – много кукушек.
Дятел -…
Сова - …
Тетерев - …
Куропатка - …
Развитие связной речи
Загадки:
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
Хоть я не молоток —
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу. (Дятел)
Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком? (Сова)
У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт? (Клёст)
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — (Свиристели)
Эти птицы на ночлег
В голубой нырнули снег.
И до самого рассвета
В этом сказочном снегу
Птицам снилось лето
С голубикой на лугу. (Куропатки)
Составить описательный рассказ про любую понравившуюся лесную птицу.
Тема : «Животные наших лесов осенью».
Словарь
Предметный: медведь, медведица, медвежонок, волк, волчица, волчонок, лиса, лис, лисенок, заяц, зайчиха, зайчонок, еж, ежиха, ежонок, белка, бельчонок, лось, лосиха, лосенок, олень, олениха, олененок, барсук, барсучиха, барсучонок, рысь, рысенок/котенок, кабан, кабаниха, поросенок, рога, копыта, шкура, иголки, туловище, клыки, шерсть, пасть, лапы, брюхо, когти, хвост.
Глагольный: жить, убегать, догонять, прыгать, лазать, скакать, прятаться, нападать, ловить, охотиться, рыскать, спасаться, запасаться, линять, сосать, рычать, реветь, выть, сворачиваться, спать, есть, пить, резвиться.
Признаков: хищный, сильный, слабый, опасный, красивый, осторожный, беззащитный, дикий, бурый, лохматый, косолапый, серый, колючий, злой, голодный, жадный, зубастый, трусливый, маленький, длинноухий, быстрый, рыжая, хитрая, ловкая.
Развитие общей моторики
«Лоси»
На полянку вышли лоси (скрестить руки и поднять их над головой, пальцы
прямые, раздвинуты,
Дружная семья:
Папа лось идет с рогами, (шагают на месте, высоко поднимая колени)
А лосенок с рожками; (на месте переступают с носочка на носочек,
указательные пальцы обеих рук приставляют ко лбу (рожки)
Мама длинными ногами (переходят на высокий шаг с «большими рогами»)
А лосенок – ножками. (повторяют шаги лосенка)
Развитие мелкой моторики
«Белочка»
Сидит белка на тележке, (хлопают ладонями и ударяют кулаками друг о
друга попеременно)
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому – (загибают по одному пальцы, начиная с большого)
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку. (ритмично хлопают ладонями и ударяют кулаками)
Развитие артикуляционной моторики
«Зайчик». Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.
«Сердитый волк». Нижнюю губу прикусить верхними зубами.
«Ежик фыркает». Вибрация губ.
«Белочка собирает грибы». Грибы- на короткой и длинной ножках. Открывать и закрывать рот, не опуская язык.
«Белочка цокает». Щелкать языком, изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.
«Мишка слизывает мед». Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой», затем облизать верхнюю и нижнюю губы.
Развитие фонетико-фонематического восприятия
Звуки Т-Д
Дифференциация звуков Т – Д
Нахождение «лишнего» слова в ряду других. Необходимо выделять голосом первый звук.
Слова: тачка – дача – туча - точка
Дом – дым – том – дам
Туча – туман – духи – турок
Деление слов на слоги
Медведь, еж, лиса, белка, волк, зайчонок и т. д.
3. Отхлопывание ритмов. Воспитатель задает ритм, ребенок повторяет.
// - / - //, // - // - //, /// - / - ///
Развитие лексико-грамматического строя речи
«Назови семью» : Папа – медведь, мама – медведица, детёныш (и) – медвежонок (медвежата). Папа – волк, мама – волчица, детёныш (и) – волчонок (волчата). Папа – заяц, мама – зайчиха, детёныш (и) – зайчонок (зайчата). Папа – лис, мама – лисица, детёныш (и) – лисёнок (лисята).
«Кто как голос подаёт?» (подобрать глагол к существительному) : лиса – тявкает, медведь – рычит, волк – воет, ёжик – фыркает и т. д.
«Один-много» (образование множественного числа существительных) : лиса – много лис, ёж – много ежей, белка – много белок, заяц – много зайцев, волк – много волков, лось – много лосей, кабан – много кабанов и т. д.
Развитие связной речи
«У кого какой дом?» К зиме все звери готовят себе дома.
Медведь выбирает. (берлогу).
Белка ищет. (дупло). Лиса роет. (нору). Волк устраивает. (логово). Берлога — дом. (медведя). Дупло —дом. (белки). Нора — дом. (лисы). Логово — дом. (волка).
«Сравни животных с людьми»
У человека — рот, а у животных – пасть.
У человека — лицо, а у животных – морда.
У человека — зубы, а у животных – клыки.
У человека — живот, а у животных – брюхо.
У человека — ногти, а у животных – когти.
У человека — руки, а у животных – лапы.
«Кто лишний и почему?»
Белка, лиса, корова, волк.
Ёжик, медведь, заяц, собака.
Заяц, собака, корова, кошка.
Лиса, кошка, заяц, волк.
Лошадь, медведь, коза, собака.
Тема : «Неделя здоровья. Я-человек. Мое тело».
Словарь
Предметный: голова, волосы, глаза, уши, нос, рот, зубы, шея, лицо, руки, ладони, ноги, колени, тело, пальцы, спина, плечи, грудь, живот, голень, голеностоп, пятка, стопа, щёки, ноздри, подбородок, висок.
Глагольный: дышать, нюхать, есть, говорить, ходить, стоять, бегать, прыгать, слушать, жевать, кусать, думать, смотреть, кивать, поворачивать.
Признаков: длинноволосый, стриженый, высокий, низкий, рыжеволосый, светловолосый, темноволосый, синеглазый, кареглазый, зеленоглазый, сероглазый. Плечистый, голенастый, лобный, глазной, одноглазый, одноногий, лохматый, кудрявый.
Развитие общей моторики
1. Есть на пальцах наших ногти, Показываем части тела на себе
На руках - запястья, локти.
Темя, шея, плечи,грудь,
И животик не забудь.
Бедра, пятки части стоп.
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха две и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри,
Губы, зубы - посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!
Развитие мелкой моторики
Ну-ка, братцы,
За работу!
Покажи свою охоту!
Тебе, большой, дрова рубить.
Тебе, указательный, печку топить.
Среднему — воду носить.
Безымянному - кашу варить
Ты, мизинчик-малышок,
Вымой глиняный горшок. Ритмично сгибайте и разгибайте пальцы
сначала на одной руке, а потом на двух руках
одновременно.
Загибаем пальцы по тексту.
Развитие артикуляционной моторики
Если губки я кусаю,
Значит, я переживаю.
Если губку оближу,
Значит, сладкого прошу. Покусывать верхними зубами нижнюю губу.
Затем наоборот.
Открыть рот и языком облизать верхнюю губу
(с губы внутрь рта)
Развитие фонетико-фонематического восприятия
«Поймай звук». Если слышишь звук О – хлопни в ладоши, если слышишь звук У – топни ногой: Э-а-у-а-о-и-а-у-у-и-и-о-о.
Отхлопывание ритма по образцу (воспитатель хлопает, ребенок повторяет) : // /, / //, // // //, / // /, // / //.
Развитие лексико-грамматического строя речи
«Назови ласково» Словарь по теме.
Тренировка практического употребления предлога «У»
У меня лоб, а у куклы Маши – лобик. У меня нос, а у куклы Маши – носик. И т. д.
Закончить предложения одним и тем же словом в нужной форме.
УШИ. У человека есть … Некоторые умеют шевелить … У рыбы нет …
Я грею свои … На морозе холодно … Девочки носят сережки в …
РУКА. Возьми карандаш в правую …. Я рисую правой … У меня две …
Я растираю свои …. Я беру мяч двумя …
НОГА. Я прыгаю на левой …. Сделай шаг правой ….У человека две …. У рыбы нет …. Я опустил в воду … Я одеваю носки на ….
Развитие связной речи
Развитие навыков доказательной речи.
«Какое слово не подходит? Что лишнее? Объясни»
Рука, рученька, ручной, срочно, однорукий.
Палец, палка, пальчик, пальцевой.
Голова, головушка, голый, головастик.
Кость, окостенеть, кисточка, костлявый.
Шея, ошейник, шить, шейка.
Нога, ножка, ножик, ноженька.
Игра «Отгадай, что это»— подбор предметов к действиям.
дышит, нюхает —
дышит, ест, говорит —
работают, шьют, пишут, рисуют —
ходят, стоят, бегают, прыгают —
слушают, слышат —
жуют, кусают, говорят —
думает, кивает, вертится, поворачивается —
«Доскажи словечко»
«Олины помощники».
Оля ядрышки грызет, Падают скорлупки, А для этого нужны Нашей Оле. (зубки).
Оля смотрит на кота На картинке — сказки, А для этого нужны Нашей Оле. (глазки).
Оля весело бежит К речке по дорожке, А для этого нужны Нашей Оле. (ножки).
Оля ягодки берет По две, по три штучки. А для этого нужны Нашей Оле. (ручки).
Загадки:
Пять братьев:
Годами равные, ростом разные. (Пальцы)
Две соседки-красавицы
Встретиться пытаются,
Поболтать, посмеяться,
О своём пошептаться,
Но гора на их пути —
Не перелезть, не обойти. (Щеки и нос)
Красные двери
В пещере моей.
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо, и хлеб —
Всю добычу мою
Я с радостью
Белым зверям отдаю. (Рот, зубы)
Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят. (Глаза)
Тема : «Что было до … В мире техники».
Словарь
Предметный: электроприбор, телевизор, магнитофон, утюг, пылесос, стиральная машина, холодильник, фен, лампа, плита, чайник, мясорубка, микроволновая печь, компьютер, миксер, кофемолка, тостер, соковыжималка, ток, электричество, розетка, шнур, вилка, провод.
Глагольный: включать, смотреть, пылесосить, чистить, слушать, говорить, стирать, сушить, гладить, готовить, мешать, греть, печь, жарить, варить, кипятить, освещать, морозить, охлаждать, хранить, работать.
Признаков: бытовой, электрический, современный, удобный, необходимый, надежный, легкий, мощный, горячий, опасный.
Наречий: опасно, осторожно, горячо, внимательно.
Развитие общей моторики
Привет, я – чайник
Большой и толстый (показываем руками толщину)
Вот моя ручка, (руку вбок)
А вот мой носик (другую руку вверх и в сторону)
Если буду кипеть, (хлопаем рукой на макушке)
Я буду свистеть (изображаем свист)
С печки меня возьмешь, (наклоняемся в сторону, где рука-ручка)
Чаю себе нальёшь. (наклон в строну, где рука-носик)
«Утюг»
Смотрите, по папиным брюкам плывет
Вперед белоснежный утюг-пароход! (Руки перед собой и в стороны –
«плыть».)
А мама с биноклем стоит у руля:
«Виднеется прямо по курсу земля!» (Держать «бинокль» и шагать на
месте.)
Объездила мама немало морей:
Футболок, рубашек,
Штанов, простыней… (Руки на пояс, повороты влево и
вправо.)
И айсберги-складки для мамы— пустяк,
Она в этом деле бывалый моряк. (Подняться на носочки, потянуться
вверх.)
Ее не страшит никакая волна!
Наверно, морская волчица она! (Руки поднять вверх, сделать несколько
наклонов влево и вправо.)
Развитие мелкой моторики
«Пылесос»
Не любит пыль наш пылесос,
Отрастил длиннющий нос! (Собрать пальцы в щепотку. Сделать движения
вправо-влево.)
В каждый угол он заглянет
Мусор носом своим втянет.
Вот чистотой весь дом искрится,
А он всё не угомонится! (Пальцами правой руки обхватывать пальцы левой
и вести от основания к кончику.)
Развитие артикуляционной моторики
1. Вытягивать губы то узкой, то широкой трубочкой.
2. Надуть щёки.
3. Чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «Чашечкой».
4. Вытянуть губы узкой «Трубочкой». Вдох – выдох.
5. Произносить: «Пых – пах – пох! Пых – пих – пых – пих!».
Развитие фонетико-фонематического восприятия
Звуки В, Вь
1. Какой звук вы слышите в начале слов? : воздух, ваза, вата, ванна, вагон.
2. Повторите слоги : ва-во - ва, во-ву-во, ва-ви-вы, ву-во-ву, ва-ви-во, во-ви-во
3. Какой звук вы слышите в начале слов? : ветка, вилка, весы.
4. Похлопай как я. Воспитатель хлопает в ладоши ритм: -- -- --, - -- -, - --.
5. Деление слов на слоги: вилка, ветка, вентилятор, волны, волосы, вор
Развитие лексико-грамматического строя речи
Согласование числительных «два», «две» с существительными.
Например, два утюга, две стиральные машины, две кофеварки, два чайника, два холодильника,
две соковыжималки, две кофемолки, два миксера.
Собери слова:
Образец: Кофе варит – кофеварка
Овощи режет –
Кофе мелет –
Мясо рубит –
Пыль сосёт –
Сок выжимает –
Хлеб режет –
Развитие связной речи
«Закончи предложения».
Мама стирает белье в чем? – в стиральной машине.
Папа чистит ковер чем? – пылесосом.
Дочь гладить белье чем? – утюгом.
Дедушка достает молоко откуда? – из холодильника.
Бабушка варит вкусный суп на чем? – на плите.
Мама сушит мокрые волосы чем? – феном.
Мама прокрутила мясо через что? – через мясорубку.
Загадки:
Что за чудо, что за ящик?
Сам – певец и сам –
рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино. (Телевизор)
Гладит все, чего касается,
А дотронешься — кусается (Утюг)
Сушит ветер-суховей
Кудри мамочки моей. (Фен)
Тема : «Мы исследователи. Свойства бумаги и ткани.
Создание коллекции».
Словарь:
Предметный: драп, ситец, болонья, тюль, книга, газета, альбом, лист, тетрадь, журнал, лоскутки ткани, одежда.
Глагольный: мнется, рвется, впитывает, шуршит, мокнет, промокает.
Признаков: однотонная, разноцветная, непрочная, водонепроницаемая, водопроницаемая, прочная, гладкая, шероховатая.
Развитие общей моторики
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть опять.
Развитие мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика. «Магазин одежды»
Открываем магазин, (Соединить ладони, круговые движения в
противоположные стороны.)
Протираем пыль с витрин. (Ладонь одной руки массажирует тыльную
сторону другой и наоборот.)
В магазин заходят люди, (Подушечки четырех пальцев одной руки двигаются
по тыльной стороне другой.)
Продавать одежду будем. (Костяшки сжатых в кулак пальцев двигать
вверх-вниз по ладони другой руки.)
Магазин теперь закроем, (Фаланги сжатых в кулак пальцев вращать по
центру другой ладони.)
Каждый пальчик мы помоем. (Массаж каждого пальца между фалангами
указательного и среднего пальцев другой руки.)
Потрудились мы на «пять» — (Сжимать и разжимать пальцы.)
Пальцы могут отдыхать. (Потереть ладони.)
Развитие артикуляционной моторики
Упражнение «Парус», «Улыбка», «Дудочка», «Иголочка», «Часики».
Развитие фонетико-фонематического восприятия
Упражнение «Отгадай по звуку».
Воспитатель за ширмой мнет бумагу и ткань, а дети должны по звуку догадаться, когда мнётся бумага, а когда - ткань. Если услышите, что мнётся бумага - хлопайте в ладоши, а когда мнётся ткань - сидите тихонько.
Какие звуки издает бумага?
Какие звуки издает ткань?
Взрослый предлагает ребенку из ряда нарисованных предметов выбрать те, названия которых начинаются на определенный звук (например, на звук [А]).
Развитие лексико-грамматического строя речи
Назови предметы, которые сделаны из бумаги.
Назови предметы, вещи, которые сделаны из ткани.
В чем отличие бумажных вещей от вещей, которые сделаны из ткани.
Бумага какая? (назвать как можно больше слов-определений).
Ткань какая? (назвать как можно больше слов-определений).
Развитие связной речи
Отгадывание загадок:
Не куст, а с листочками,
Не рубаха, а сшита,
Не человек, а рассказывает? (книга)
Что делает бумага? (назвать как можно больше слов-действий).
Что делает ткань? (назвать как можно больше слов-действий).
Почему одежду шьют из ткани, а не из бумаги?
Упражнение «Узнай по описанию»
1. Этот предмет твёрдый, он состоит из листочков, они не очень гладкие, без ворсинок, громко шуршат, легко мнутся, при смятии издают звук, после смятия до конца не расправляются, остаются мятым, легко рвутся, если порвались, их можно склеить клеем. Этот предмет используют для рисования. Как вы думаете, этот предмет изготовлен из ткани или бумаги? Почему так решили? Что это за предмет?
2. Этот предмет мягкий, гладкий на ощупь, состоит из ворсинок, не мнётся, при смятии не издаёт звуков, не шуршит, после смятия быстро расправляется, не рвётся, прочный, а если вдруг и порвался, его можно зашить иголкой с ниткой. Этот предмет расстилают на стол, когда приходят гости. Догадались, что это?