Елена Владимировна Кудрявцева
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам в старшей логопедической группе (часть 5)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам в старшей логопедической группе
Подготовила: воспитатель логопедической группы Кудрявцева Елена Владимировна
МКДОУ "ЦРР-детский сад №10 "Алёнушка" села Варны.
Название темы:
30. ТЕМА : «Хлеб»
31. ТЕМА : «Почта»
32. ТЕМА : «Правила дорожного движения»
Публикация «Картотека пальчиковых игр по лексическим темам в старшей логопедической группе (часть 5)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Логопедические игры
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
33. ТЕМА : «Насекомые»
34. ТЕМА : «Полевые цветы»
35. ТЕМА : «Лето»
Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Развитие тонких движений пальцев рук.
Задачи:
1. Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.
2. Совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве.
3. Совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковые игры с предметами, изобразительной, конструктивной.
4. Совершенствовать умение подражать взрослому, понимать смысл речи.
5. Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.
Целевые ориентиры:
1. Совершенствование развития мелкой моторики рук.
2. Эмоциональное развитие ребенка.
3. Совершенствование творческих способностей.
4. Совершенствование познавательных способностей.
30. ТЕМА :«ХЛЕБ»
«Пекарь»
Пекарь, пекарь, из муки
Испеки нам колобки.
Да сушки — Ванюшке,
Да баранки – Танюшке,
Да бублики – Мишке,
Да калачи – Маришке.
(Выполняем круговые движения ладонями. Имитируем скатывание колобка.
Поочередно соединяем большие пальцы обеих рук с остальными пальцами – упражнение «колечки».)
«Пекарь хлебушек печёт»
Бублик (Большой и указательный пальцы образуют круг)
Баранку (Большой и средний пальцы образуют круг)
Батон (Большой и безымянный образуют круг)
И буханку
Пекарь из теста
Испёк спозаранку. (Большой и мизинец образуют круг имитация лепки хлеба.)
«ПЛЮШКИ»
Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)
А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)
Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)
Очень вкусно! (Гладят живот)
«ХЛЕБ»
Рос сперва на воле в поле, Дети слегка покачивают руками,
Летом цвел и колосился, поднятыми вверх.
А потом обмолотили, Постукивают кулаками друг о друга.
Он в зерно вдруг превратился. Выполняют упражнение «Пальчики здороваются
Из зерна – в муку и тесто, Сжимают и разжимают кулаки.
В магазине занял место. Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Вырос он под синим небом, Поднимают руки вверх.
А пришел на стол к нам – хлебом. Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх
31. ТЕМА :«ПОЧТА»
«Почтальон»
Что принес нам почтальон?
С толстой сумкой ходит он.
Перевод, журнал, газету,
В бандероли 2 кассеты.
И письмо от тети Вали,
Чтоб ее приезда ждали. Сжимать и разжимать кулаки, шагать пальчиками по столу, загибать пальцы, начиная с большого.
«Почтальон»
В дом приходит почтальон,
Нам журналы носит он.
Телеграммы и газеты,
В письмах от родных приветы.
Сумку держит на плече,
Почтальона знают все. (Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших,
соприкасаясь подушечками.)
32. ТЕМА :«ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
«ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД»
Удивилась наша Катя:
Для чего там на асфальте
Белые полоски,
Будто на матроске?
Улыбается народ:
Это, катя, переход. (Пожать плечами. Вытянуть ладони вперёд. Подвигать пальцами.
Вытянуть указательные и большие пальцы. Указательный и средний пальчики шагают.)
«По шоссе идут машины»
По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)
«Гонки»
Раз, два, три, четыре, пять. (возят машинку по каждому пальчику вперед и назад, начиная с большого)
Можно гонки начинать. (тоже самое, но начиная с безымянного)
По кругу, по кругу.
Вперед и назад,
Но пальцы машинку мою тормозят (катают машинку по пальцам, которые слегка согнуты)
Закрылись. (сжимают кулак)
Машинка стоит в гараже
И фары погасли, не светят уже. (заглядывают в маленькую щелочку в кулаке).
«Машина»
У машины есть мотор, (Дети вращают руками со сжатыми кулаками на уровне груди.)
Есть колеса. (Соединяют большие и указательные пальцы.)
В ней — шофер. («Крутят руль».)
Только я в машину сяду (Делают ритмичные хлопки.)
Вмиг домчит, куда мне надо! (Вращают руками со сжатыми кулаками на уровне груди.)
«Постовой»
Постовой стоит упрямый (пальчики «шагают» по ладошке)
Людям машет: Не ходи(«грозят» пальчиками)
Здесь машины едут прямо (руки перед собой, изображают руль)
Пешеход, ты погоди(«грозят» пальчиками)
Посмотрите: улыбнулся (хлопают в ладоши)
Приглашает нас идти (пальчики «шагают» по ладошке)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите (прыжки на месте)
«Дорожных правил очень много.»
Дорожных правил очень много. («грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать (хлопки руками)
И всегда их выполнять. (показывают «класс!» большим пальцем)
33. ТЕМА :«НАСЕКОМЫЕ»
«Насекомые»
Дружно пальчики считаем- Сжимать и разжимать кулачки.
Насекомых называем:
Бабочка, кузнечик, муха, Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Это жук с зелёным брюхом.
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит! Вращать мизинцем.
Прячьтесь! Спрятать руки за спину.
«Насекомые»
Прилетела к нам вчера (Взмахи перекрещенных кистями рук).
Полосатая пчела.
А за нею шмель – шмелек (На каждое название насекомого соединяют пальцы, начиная с мизинца.)
И веселый мотылек,
Жук – жучок и стрекоза,
Как фонарики, глаза. («Колечки» - указательные и большие пальцы соединены.)
Пожужжали, полетали, (Взмахи перекрещенными кистями рук.)
От усталости упали. (Тихо кладут руки на стол.)
«Насекомые»
Раз, два, три, четыре, пять –(Сжимать - разжимать пальцы в кулак.)
Насекомых надо знать:(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими).
Муха, бабочка, пчела,
Муравей, комар, оса,
Шмель, кузнечик и сверчок (Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки).
И у каждого шесть ног (Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев.)
«Майский жук».
Я веселый майский жук. (Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы», пошевелить ими.)
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
а зовут меня Жужу.
Не кусай комарик злой! (Сжать кулачок, указательный палец вперед («хоботок»).Мизинец и большой пальцы, расслабив опустить вниз - «лапки».)
Я уже бегу домой.
Пчела села на цветок, (Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое - пальцем левой руки.)
Пьет она душистый сок
«Жук»
На лужайке по ромашкам (Руки положить на стол ладонями вниз)
Жук летел в цветной рубашке; (Медленно сгибать и разгибать пальцы)
Жу-жу-жу, жу-жу-жу. Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь, (Развести пальцы веером, покачивать из стороны в сторону)
Низко, низко наклоняюсь. (Медленно наклонить руки вперед).
«Бабочка»
Бабочка-коробочка,
(Дети прижимают ладони друг к другу, разводят их в стороны, плавно машут ими.)
Полети на облачко. (Ставят руки на локти, делают круговые движения кистями.)
Там твои детки («Ходят» пальцами правой руки по левому предплечью.)
На березовой ветке. («Ходят» пальцами левой руки по правому предплечью.)
«Комар».
Дружно пальчики считаем –(Сжимают и разжимают пальцы.)
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, муха (Поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.)
Это жук с зелёным брюхом.
Это кто же тут звенит (Вращают мизинцем.)
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь (Прячут руки за спину.)
«Божьи коровки».
Божья коровка - (дети машут руками)
Черная головка. (за голову хватаются)
Улети на небо, (руки поднимают высоко)
Принеси нам хлеба. (руки вперед)
Черного и белого (две ладошки в одну сторону, и в другую)
Только не горелого. (пальчиком грозят)
«Паучок.»
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл. (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит).
А за ним ползут все детки (Действия аналогичны первоначальным)
Чтобы погулять на ветке. («Паучки» ползают на голове).
34. ТЕМА :«ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ»
«На лугу»
Ранним утром на лугу (Дети «ходят» пальцами.)
По сырой траве иду,
Соберу цветы друзьям
(Округленные ладони с раздвинутыми пальцами отводят в стороны.)
И по одному раздам:
Роме — ромашку, (Показывают большой палец.)
Алле — фиалку, (Показывают указательный палец.)
Васе — василек, (Показывают средний палец.)
Синенький цветок.
Колокольчик — Коленьке, (Показывают безымянный палец.)
Одуванчик — Поленьке, (Показывают мизинец.)
Он растет в широком поле, (Делают ритмичные хлопки).
Подарю подруге Поле.
(Упражнение начинают с правой руки, а затем повторяют левой рукой.)
«Одуванчик»
(Соединение одних и тех же пальцев рук, начиная с мизинцев, на ударные слоги стиха)
Был он желтый, стал он белый. Где теперь?
(Подуть, как на одуванчик, и развести ладони)
Не наше дело!
«Цветы»
Наши алые цветы
Распускают лепестки, (Плавно разжимают кулаки.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Машут перед собой руками.)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, (Плавно сжимают руки в кулаки.)
Тихо засыпают, (Кладут руки под щеку)
Головой качают. (Качают головой.)
«Цветок.»
Вырос высокий цветок на поляне,
(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить).
Утром весенним раскрыл лепестки. (Развести пальцы рук).
Всем лепесткам красоту и питанье (Ритмично двигать пальцами вместе- врозь).
Дружно дают под землей корешки.
(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).
«Подсолнух».
Посадили зернышко (щепотка)
Вырастили солнышко. (растопырить ладони)
Это солнышко сорвем (ладоши раскрыть)
Много зерен соберем. (собирать с другой ладони зерна)
Подвижная игра «На лужайке по утру»
На лужайке по утру
Мы затеяли игру.
Я – подснежник, ты – вьюнок
Становитесь в наш венок (Дети становятся в круг, берутся за руки)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире (Делают 4 шага назад, расширяя круг)
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки (Бегут по кругу)
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим (Раздвигают круг)
Становитесь в круг опять (Смыкают круг)
Буде в солнышко играть (Бегут по кругу)
Мы веселые лучи (Тянутся на носочках, руки вверх)
Мы – резвы и горячи. (Прыгают на носочках, руки на поясе)
35. ТЕМА :«ЛЕТО»
«РАДУГА»
Гляньте: радуга над нами, Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Над деревьями, Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
Домами, Руки сложены над головой крышей.
И над морем, над волной, Нарисовать волну рукой.
И немножко надо мной. Дотронуться до головы.
«Я рисую лето»
Я рисую лето: (рисуют пальчиком по столу)
Красной краской – (рисуют в воздухе «солнце»)
Солнце,
На газонах розы, (сжимают и разжимают пальцы)
На лугах покосы,
Синей краской – небо (рисуют в воздухе «облака»)
И ручей певучей. (на столе рисуют пальцем «ручей»)
«ЧТО ДЕЛАТЬ ПОСЛЕ ДОЖДИКА?»
Что делать после дождика?
Соединяем по очереди все пальцы с большими.
По лужицам скакать!
Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой.
Что делать после дождика?
Соединяем все пальцы рук с большими.
Кораблики пускать!
Рисуем обеими руками восьмёрку.
Что делать после дождика?
Соединяем все пальцы с большими.
На радуге кататься!
Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу.
Что делать после дождика?
Соединяем все пальцы с большими.
Да просто улыбаться!
Улыбаемся.
«Лето»
(загибаются пальцы по одному на каждый счет)
Вот за что люблю я лето?
Лето солнышком согрето.
Два – в лесу растет трава.
Три – ромашки – посмотри!
А четыре - это лес,
Полный сказок и чудес.
Пять – купались мы опять.
Шесть – пора грибов поесть.
Семь – малины я поем.
Восемь – сено мы покосим.
Девять – бабушка идет,
Землянику нам несет.
Десять – все вокруг в листву одето.
Вот за что люблю я лето!
«Лето по полю гуляло».
Лето по полю гуляло, (пальчики бегут по столу)
Лето шило-вышивало (сжимают и разжимают пальцы)
Луг цветами, (загибают пальчики по одному)
Лес листами,
День лучами,
Ночь звездами.
«Что такое лето?»
Что такое лето? (Дети произносят вопросительно, поднимают плечи.)
Это много света, (Поднимают руки вверх.)
Это поле, это лес, («Рисуют» круги, делают упражнение «Деревья».)
Это тысячи чудес, (Хлопают.)
Это в небе облака, (Поднимают руки вверх, рисуем круги.)
Это быстрая река, (Соединяют ладони вместе, делают ими «змейку».)
Это яркие цветы, (Кисти рук ставят вертикально и соединяют. Округленные ладони с раздвинутыми пальцами отводят в стороны.)
Это синь высоты, (Поднимают руки вверх.)
Это в мире сто дорог («Ходят» пальцами.)
Для ребячьих ног. (Хлопают.)
«Я рисую лето».
Я рисую лето : (рисуют пальчиком на столе)
Красной краской - солнце, (рисуют круг в воздухе)
На газонах розы, (сжимают и разжимают пальцы)
На лугах - покосы,
Синей краской - небо (рисуют в воздухе облака)
И ручей певучий. (пальчики бегут по столу)
«Летом».
Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальчики)
Будем летом мы играть: (хлопки в ладоши)
Будем плавать и качаться, (плавные движения ладонями)
Будем прыгать и кататься, (стучать пальчиками по столу)
Будем бегать, загорать (пальчики бегут по столу)
И грибочки собирать. (сжимать и разжимать кулачки)
«Цветы».
Наши алые цветы
Распускают лепестки, (Плавно разжимают кулаки.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Машут перед собой руками.)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, (Плавно сжимают руки в кулаки.)
Тихо засыпают, (Кладут руки под щеку)
Головой качают.