Екатерина Рыкова
Логопедические технологии в коррекции моторной сферы дошкольников с речевыми расстройствами
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедические технологии в коррекции моторной сферы дошкольников с речевыми расстройствами.
Одним из характерным признаков речевых расстройств у детей дошкольного возраста является нарушение проприоцептивной афферентной импульсации от мышц артикуляционного аппарата. Дети слабо ощущают положение языка, губ, направление их движений, они затрудняются по подражанию воспроизвести и сохранить артикуляционный уклад, что задерживает развитие артикуляционного праксиса. Большую роль кинестетических ощущений, в развитии речи, отмечал Н. И. Жинкин, (1958) сочетание движений речевого аппарата и кистей рук усиливают кинетическую афферентацию, которая является важнейшим звеном целостной речевой функциональной системы, обеспечивающей постнатальное созревание корковых речевых зон. Современная логопедическая практика находится в поиске новых эффективных технологий, которые можно внедрить в практику и оптимизировать работу логопеда. Данные обстоятельства вызывают необходимость в разработке и внедрении технологии «Нейроартикуляционной гимнастики» в логопедическую практику как одного из средств, преодоления расстройства артикуляционной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми расстройствами. Технология комплексно воздействует, на развитие речи, развивает координацию движений, моторику; развивает артикуляционный аппарат; психические процессы; кинестетическое и кинетическое чувство – дает возможность комплексно воздействовать на постнатальное созревание корковых речевых зон;
Публикация «Логопедические технологии в коррекции моторной сферы дошкольников с речевыми расстройствами» размещена в разделах
Актуальность обусловлена недостаточностью научного анализа зависимости в синхронной работе между артикуляционным и пальцевым праксисом. Однако в современной теории и практике логопедии известно, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает значительное влияние на развитие активной речи ребенка, также известно, что без тренировки артикуляционного аппарата невозможно перейти к следующему этапу коррекции речи у детей с речевыми расстройствами. Было выявлено, что мелкая и артикуляционная моторика очень тесно связаны, между собой. Их взаимосвязь обусловлена практическими исследованиями, проведенными многими отечественными и зарубежными специалистами, такими как, С. М. Миловская, О. П. Гаврилушкина, В. С. Мухина, И. А. Грошенкова, Т. С. Комарова, Т. М. Головина и. др. На основании проведенных исследований, было выявлено множество интересных и многозначных аспектов. Одним из интереснейших феноменов взаимосвязи между артикуляционной и мелкой моторикой заключается в том, что активизация тонких моторных процессов, а именно пальцев и кистей рук, прямым образом влияет на развитие артикуляционной моторики, что способствует успешной коррекции звукопроизношения, комплексных коммуникативных навыков, познавательной активности.
Вопросы же синхронизации работы над артикуляционной и мелкой моторикой у дошкольников с речевыми расстройствами остаются недостаточно изученными. Основная часть публикаций касается изучения характеристики двигательной сферы и психомоторики у детей с дизартрией (А. К. Маркова, В. Я. Салахова, М. М. Семаго, Н. Я. Семаго, У. В. Ульенкова и др.).
Цель: теоретически обосновать, разработать и апробировать технологию «Нейроартикуляционной гимнастики» как одного из средств, оптимизации коррекционного воздействия за счет синхронизации работы артикуляционного и пальцевого праксиса, что поможет скорректировать моторные расстройства в артикуляции и тонких движениях пальцев и кистей рук и быстрее перейти к коррекции звукопроизношения за счет выработки устойчивых кинетических и кинестетических связей.
Задачи:
- выявить способности у детей дошкольного возраста с речевыми расстройствами воспроизводить по подражанию непредметные кистевые и пальцевые позы;
- выявить способности у детей дошкольного возраста с речевыми расстройствами воспроизводить по заданию ряд артикуляционных поз;
- разработать комплекс нейроартикуляционной гимнастики для коррекции моторных нарушений у детей дошкольного возраста с речевыми расстройствами;
- экспериментально проверить эффективность применения нейроартикуляционной гимнастики, как одного из средств, преодоления моторных нарушений у детей дошкольного возраста с речевыми расстройствами.
В основу комплекса нейроартикуляционной гимнастики положена артикуляционная гимнастика, которая сочетается одновременно с движениями кисти руки, затем обеих кистей, имитирующих движения челюсти, губ, языка, в момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы, что усиливает работу коры головного мозга, улучшает афферентацию, способствует развитию кинетических и кинестктических ощущений, а это в свою очередь позволяет сократить длительность коррекционного процесса.
Таким образом, главными инструментами познания мира вообще, и речи в частности являются ощущения. Отсюда вытекает, что ребенок должен иметь возможность получать как можно больше этих ощущений (тактильных, вкусовых, обонятельных, слуховых, зрительных). В результате такой тактики соединения содружественных ощущений, можно добиться больших успехов в коррекционной работе и развитии детей в целом. Нейроартикуляционная гимнастика стимулирует: зрительный и слуховой гнозис, кистевой праксис, вырабатывает направленность внимания и деятельности в целом. Поэтому, использование технологии в деятельности логопеда станет эффективным средством коррекции. «Нейроартиеуляционная гимнастика» поможет восстановить компоненты моторики лицевой, артикуляционной и пальцевой, а так же преодолеть трудности в регуляции и контроле над органами артикуляции.
Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. Поэтому необходимо акцентировать внимание на следующие факты: «влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно, только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области, исходя из этих знаний, вытекает необходимость, что в системе нейроартикуляционной гимнастики необходимо работать с детьми, имеющими патологию речевого развития с самого раннего возраста.
Этапы реализации проекта:
- Констатирующий этап: задачи констатирующего этапа:
1. подобрать диагностические методики, необходимые для проведения экспериментального исследования (в приложении);
2. разработать критерии, показатели и уровни развития мелкой и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с речевыми расстройствами (см. приложение)
3. провести диагностику состояния развития мелкой и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с речевыми расстройствами (см. приложение)
4. выявить особенности развития мелкой и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с речевыми расстройствами.
В ходе реализации проекта выполнены две задачи констатирующего этапа: подобраны диагностические методики, необходимые для проведения экспериментального исследования, сформулированы критерии, показатели развития мелкой и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с речевыми расстройствами речи. Далее, будет изложено решение третьей и четвертой задачи.
В проекте участвовало 10 детей 4,5 – 5 лет, имеющих общее недоразвитие речи 2-го, уровня. Исследование включало диагностику особенностей координации движений пальцев рук, и произвольной моторики у детей 4-5 с расстройствами речи. Детям последовательно предъявлялись экспериментальные задания, обследование проводилось методом индивидуального эксперимента. Все упражнения выполнялись после показа. Отмечалось: плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движений (под счет взрослого); невыполнение; наличие леворукости.
В процессе решения третьей задачи констатирующего этапа эксперимента составлена таблица №3 исследование уровня произвольной моторики и координации движений пальцев рук и таблица исследования уровня сформированности артикуляционной моторики (таблица №4) у детей дошкольного возраста с расстройствами речи. Сделаны выводы о развитии и особенностях артикуляционной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста с расстройствами речи. (См. приложение)
На втором этапе - экспериментальном (2022-2023) – реализованы:
1) констатирующий эксперимент, направленный на выявление способностей воспроизводить по подражанию артикуляционные и непредметные кистевые и пальцевые позы и умения их воспроизводить синхронно;
2) формирующий эксперимент, в ходе которого реализована технология «Нейроартикуляционная гимнастика» как средство преодоления нарушениий артикуляционной и пальцевой моторики для коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушениями речи и как средство оптимизации коррекционного процесса.
В ходе практической деятельности было запланировано проведение контрольного эксперимента по определению эффективности разработанной технологии.
Содержание технологии реализовывалось на основе актуализации и активизации деятельности различных анализаторных систем: зрительного, тактильного, слухового, сочетания слухового и тактильно анализаторов, взаимодействия слухового восприятия и моторной образной сферы.
Целью формирующего эксперимента является оптимизация коррекционного обучения за счет введения в содержание логопедического воздействия специального раздела «Нейроартикуляционная гимнастика» предусматривающего развитие и усиление кинетических и кинестетических ощущений за счет, содружественных движений пальцев рук и артикуляционного аппарата, на индивидуальных занятиях, что будет является средством коррекции звукопроизношения, а также средством гармонизации коррекционной деятельности логопеда.
Исходя из констатирующего эксперимента, проведен формирующий эксперимент, который включал в себя разработку и апробацию системы коррекционной работы предусматривающий развитие мелкой и артикуляционной моторики с помощью «Нейроартикуляционной гимнастики» у детей дошкольного возраста с расстройствами речи.
Для этого была разработана картотека «Нейроартикуляционной» гимнастики для отработки артикуляционных укладов всех групп звуков у детей дошкольного возраста с расстройствами речи.
Формирующий эксперимент длился с 01.09.2022 по 01.01.2023г. Реализация формирующего эксперимента главным образом проходила на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения. Коррекция звукопроизношения у детей с расстройствами речи обязательно включает в себя коррекцию артикуляционной и мелкой моторики, т. к. в следствие нарушения, является всегда отклоняющейся от нормы. Реализация технологии заключалась в отработке содружественных движений артикуляционного аппарата с движениями пальцев и кистей рук на индивидуальных коррекционно - развивающих занятиях, что позволило сэкономить время и ускорить коррекционный процесс.
Применение упражнений «Нейроатикуляционной» гимнастики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста требует соблюдения определенных правил. Артикуляционные упражнения проводят одновременно с движениями сначала одной кисти, затем обеих кистей, которые имитируют движения челюсти или языка в зависимости от артикуляционного упражнения. Приведем несколько примеров упражнений нейроартикуляционной гимнастики, которые мы использовали на этапе формирующего эксперимента. Подробные комплексы упражнений нейроартикуляционной гимнастики для формирования всех артикуляционных укладов и развития мелкой моторики представлены в приложении.
Упражнение «Часики» исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет 1, острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки, на счет 2 - внутренней стороны правой щеки. Кисть руки – двигается только указательный палец, остальные пальцы собраны в кулак, эти движения повторяются 10-15 раза без перерыва, при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Основные условия проведения нейроартикуляционной гимнастики:
- сосредоточение внимания на одновременности выполнения артикуляционных движений с движением кистей и пальцев;
- четкое выполнение каждого движения (небрежность недопустима);
- упражнения сначала выполняют многократно перед зеркалом;
- использовать как игровую форму артикуляционной гимнастики.
На практике использование системы упражнений нейроартикуляционной гимнастики, формирует у детей сосредоточенность на выполнении упражнения, ребенок не отвлекается на посторонние раздражители. Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения дети старшего дошкольного возраста с расстройствами речи научились четко координировать движения артикуляционного аппарата с движениями пальцев и кистей рук, что значительно ускорило переход к следующим задачам коррекционного обучения.
Таким образом, «Нейроартикуляционная гимнастика» гармонично сочетая в себе элементы базовых систем: артикуляционную гимнастику и развитие пальцевой моторики, формирует кинетический и кинестетический артикуляционный праксис, активизирует работу коры головного мозга и является мощным средством развития и коррекции речи у детей дошкольного возраста с расстройствами речи.
По окончанию формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент (результаты контрольного эксперимента представлены в приложении) который позволил сделать вывод об эффективности технологии. Дошкольники экспериментальной группы, продемонстрировали стабильную положительную динамику в развитии артикуляционного и пальцевого праксиса, что позволило перейти к следующему этапу коррекционной работы постановке звуков, гораздо быстрее.
На заключительном этапе проведено итоговое контрольное обследование детей. Целью данного этапа является выявление динамики в развитии мелкой и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами речи. Были поставлены следующие задачи контрольного этапа:
- провести повторную диагностику детей дошкольного возраста с расстройствами речи;
- выявить изменения в уровне сформированности мелкой и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с расстройствами речи;
- провести сравнительный анализ уровня развития мелкой и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с расстройствами речи до начала эксперимента и по завершению эксперимента.
При решении первой задачи были использованы те же тестовые задания и участвовали те же дети, что и на этапе констатирующего эксперимента. Результаты контрольного эксперимента отражены в таблицах №5, №6 (приложение).
В процессе решения второй задачи были составлены таблицы №7, №8, отображающие изменения в уровне сформированности координации движений пальцев рук и произвольной артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с расстройствами речи.
На этапе контрольного эксперимента использовались те же методики обследования мелкой и артикуляционной моторики, что и на этапе констатирующего эксперимента.
После проведения контрольного эксперимента по определению уровня сформированности координации движений пальцев рук и произвольных артикуляционных движений у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами речи, были получены следующие результаты, которые отражены в таблице №5.
Таким образом, нейроартикуляционная гимнастика синхронизируя работу над артикуляционной моторикой и тонкими движениями пальцев рук, вдвое сократит время коррекционных занятий, при этом усилит их результативность по коррекции звукопроизношения и всем направлениям речевого развития, у детей дошкольного возраста с расстройствами речи.
Список использованных источников
1 Аксенова М. И. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, Горький, 1988. – 155 c.
2 Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе//Логопед - 2004, №6, - С. 78-83.
3 Бадалян Л. О. Детская неврология М., 2004. – 265 c.
4 Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика : Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ Под ред. Г. А. Волковой. СПб. : КАРО, 2005, - 105 с.
5 Балобанова В. П., Богданова Л. Г. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. С. -П., Детство-пресс, 2001.
7 Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : игры и упражнения. - М. : ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
8 Борисова Е. А. Пальчиковые игры для детей // Логопед. 2006. №1.
9 Большой психологический словарь/Сост. И общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб. : прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 672с.
10 Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики— СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144с.
11 Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить. – М. : Гном и Д 2005
12 Гатанова Н. В., Тунина Е. Г. Развиваю мелкую моторику — СПб. : «Питер», 2012. - 144 с.
13 Диагностический справочник логопеда / Н. Н. Полушкина. – М. : АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – 607с.
14 Дудьев В. П. Психомоторика : cловарь-справочник, 2008 Душков Б. А., Королев А. В., Смирнов Б. А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005