Редченко Ольга Николаевна
Логопедическая ритмика: в каком возрасте эффективнее применять
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическая ритмика – в каком возрасте эффективнее применять
Как утверждал профессор Бадалян, моторное развитие детей третьего года жизни отличается следующими особенностями: совершенствуются реакции равновесия при ходьбе и стоянии; дети могут ходить с предметом в одной руке; поднимаются по лестнице (делая шаги то правой, то левой ногой); бросают и ловят мяч, сохраняя при этом равновесие; начинают самостоятельно есть, используя ложку и вилку; у детей развивается представление о схеме тела; в зрительном восприятии начинает доминировать один глаз, дети дифференцируют предметы по массе, форме, цвету и величине; начинают складывать разрезную картинку из двух частей.
Темочки:
- Логопедия. Работа логопеда
- Логоритмика. Логопедическая ритмика
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Темочки
Делаем вывод – в этом возрасте дети уже способны выполнять основные упражнения логоритмики.
Нередко у детей от 2 до 3 лет мы встречаем нарушения моторного развития. Они характеризуются следующими особенностями: дети не могут удерживать равновесие при ходьбе, им трудно выполнять действия с предметами, они затрудняются при ориентации в схеме тела и в пространстве. Как следствие, у большинства таких детей выявляются речевые нарушения.
Преодоление нарушений моторики и речи детей раннего возраста требует интегративного подхода, при котором взаимосвязаны система логопедической работы, занятия по коррекции и развитии психических функций и логоритмические занятия по формированию общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Логоритмические занятия для детей раннего возраста очень полезны. Проводить их следует 2 раза в неделю (в группе, до обеда. Длительность занятий – 15-20 минут.
Вводное упражнение на каждом занятии – это ходьба. Она является средством развития общей моторики. Ходьба со временем усложняется. Маршировка по кругу, ходьба с обхождением несложных препятствий. Ходьба в колонне по одному, ходьба с изменением темпа, ходьба с чередованием бега, ходьба со сменой темпа.
После ходьбы проводим упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Понятия большей и меньшей силы мускульного напряжения соотносятся с понятиями “громко” и “тихо” в музыке. Например, упражнения на напряжение и расслабление мышц шеи, ног, рук и т. д.
Далее проводим упражнения на дыхание, способствующие выработке правильного диафрагмального дыхания. Упражнения на длительность и силу выдыхаемой воздушной струи. Дифференцированная дыхательная гимнастика на различение носового и ротового выдоха.
В основном комплексе проводим упражнения для развития координации движений и речи. Они развивают умение сочетать движения с речевым сопровождением. Стихотворения нужно подобрать так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног и туловища. Обязательны в стихотворении: действующее лицо, глагольная лексика и сюжет.
Упражнения для развития речевого внимания помогают детям вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней.
Упражнения на развитие мелкой моторики развивают движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию и способствуют развитию артикуляционной моторики.
Упражнения с предметами (палки, ленты, обручи, мячи, платочки) развивают статическую и динамическую координацию движений, целевую точность и пластику движений и являются сложными для детей раннего возраста.
Движения могут выполняться под музыку или под стихотворный текст. Логопед (либо взрослый его заменяющий) проговаривает речевой материал и показывает движения к нему, разучивание упражнений проводится вместе с речью в медленном темпе по частям, затем темп увеличивается.
Занятия логоритмикой с детьми раннего возраста, направлены на регуляцию мышечного тонуса, статической и динамической координации движений, мелкой моторики, переключаемости движений, чувства ритма, на развитие фонационного дыхания, на обогащение и активизацию словаря, на развитие понимания речи. Поэтому логоритмика, бесспорно, является полезным и развивающим занятием для малышей.