Наталья Николаевна Пилюшенкова
Логопедическая работа по формированию фонематических процессов у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – средство общения между людьми, является одной из высших психических функций. Она развивается по мере формирования мозга человека. Как и другие психические функции, речь может подвергаться различным нарушениям. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонение в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети старшего дошкольного возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка.
Темочки:
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонения в развитии таких психических процессов, как память, внимание мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической, синтаксической.
Один из показателей готовности ребенка к обучению в школе – это правильная речь. Правильная письменная речь формируется на основе правильной устной речи. И если есть какие-то нарушения в устной речи – это отразится и на письменной. В дальнейшем могут возникнуть нарушение письма – дисграфия и чтения – дислексия. Неотъемлемая часть развития правильной речи – развитие фонематического слуха и восприятия. Согласно взглядам отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшим фактором формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленной на познание и оценку самого себя через и посредством других людей.
Дизартрия у детей – диагноз не редкий, но неизменно пугающий родителей. В настоящее время среди детей дошкольного возраста наиболее распространенным речевым нарушением является такая форма, как легкая степень псевдобульбарной дизартрии. Такое привилегированное положение. По частоте встречаемости среди детского контингента, данное речевое нарушение получило ввиду большого числа случаев родовых травм у детей, а также целого ряда пренатальных повреждающих факторов, хронические и инфекционные заболевания матери в период беременности, стрессовые ситуации. Велика роль и постнатальных факторов, вызывающих распространенное повреждение развивающих мозговых структур у ребенка.
Термин «дизартрия» образован от греческих слов arthson – сочленение и dys – частица, означающая расстройство. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленной недостаточностью иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. Разберем понятие дизартрии. Отметим как важно обращать внимание на каждое слово в определении и понимать его правильно. «Звукопроизносительная сторона речи» не равно «звукопроизношение». Сюда входят звукопроизношение и просодика: речевое дыхание, тембр, темп, ритм, ударение, пауза, интонация. Нарушение иннервации – это нарушение тонуса: гипотонус (сниженный, гипертонус (повышенный) или меняющийся характер тонуса мышц. Органы речевого аппарата – это не только язык. Сюда относятся губы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие. Поэтому логомассаж не ограничивается лишь языком и мышцами лица.
Классификация клинических форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения мозга. Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, произношение нарушено вследствие недостаточно четкой артикуляционной моторики, речь замедленная, характерна смазанность при произнесении звуков, как будто «каша во рту» для окружающих. Характерна недостаточность голосовых реакций (голос тихий, слабый или, наоборот резкий, нарушен ритм дыхания, темп речи ускоренный или замедленный. Часто речь эмоционально не окрашена. В случае дизартрии с системным недоразвитием коры головного мозга, а также при сложных речевых расстройствах фонетические нарушения могут комбинироваться с фонематическими. Дети с различным формами дизартрии отличаются друг от друга специфическими дефектами звукопроизношения, голоса, артикуляционной моторики, нуждаются в различных приемах логопедического воздействия и в разной степени поддаются коррекции.
Изучением этиологии общего недоразвития речи, а также описание методов и приемов логопедической работы по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии занималось большое количество исследователей. Среди них можно выделить работы Р. И. Лалаевой, Л. В. Лопатиной, В. И. Селиверстова, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичевой, М. Е. Хватцева, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховской и др.
Учитывая распространенность данного речевого нарушения у детей старшего дошкольного возраста можно сделать вывод, что в настоящее время назрела актуальная работа – проблема оказания логопедической помощи детям с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Логопедическая работа по формированию фонематических процессов должна проводиться систематически. Она занимает больше времени и требует огромного труда логопеда и терпения родителей.
Основной принцип работы – принцип индивидуального подхода. При этом возможна и подгрупповая форма организации занятий. Второй важный принцип характер – использование компенсаторных возможностей ребенка, опора на сохранные звенья. Третий принцип – рациональный подбор материала, используемого на коррекционных занятиях. Поэтому каждое занятие носит образовательный, развивающий и воспитывающий характер.
На логопедических занятиях осуществляется развитие моторики речевого аппарата (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика,
нормализация мышечного тонуса, физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика, голоса (ортофонические упражнения, мелкой моторики (пальчиковая гимнастика); коррекция нарушенного и закрепление правильного произношения; работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации.
Успешная коррекционно-логопедическая работа осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленные на речевые и неречевые процессы.
Эффективность логопедической работы по формированию фонематических процессов определяется соблюдением общепедагогических и специальных коррекционных условий.
К общепедагогическим условиям относятся:
- комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие
- степень участия самого ребенка в коррекционном процессе, степень его инициативности
- взаимосвязь логопеда и родителей
- систематичность проведения занятий
- разнообразие организационных и методических приемов работы
- дозирование речевых и интеллектуальных нагрузок с учетом психолого-педагогических особенностей ребенка.
К специальным коррекционным условиям относятся:
- системность в работе по формированию фонематических процессов.
Только рано начатая, систематическая логопедическая работа может дать положительную динамику. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого маленького пациента и его близкого окружения.