Бадритдинова
Логопедическая работа как направление психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста
▼ Скачать
Анотация: В статье представлено направление психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: логопедическая работа, дети младшего школьного возраста
Демократизация и гуманизация общества, реалии его жизни требуют изменения отношения людей к окружающей действительности. Это сложный процесс, поскольку предполагает разрушение устойчивых стереотипов в сфере социальных и профессиональных отношений.
Публикация «Логопедическая работа как направление психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста» размещена в разделах
Особенно актуальна эта проблема для педагогической деятельности. Увеличение количества детей с особыми образовательными проблемами нуждается в перестройке обучения и воспитания. Концепция перестройки предусматривает принципиальное изменение взгляда на ребенка, избавляясь существующих стереотипов и установок, на которых преимущественно строятся действия педагога.
С одной стороны, сложившиеся стереотипы помогают учителю делать выводы об индивидуальности ученика в соответствии с его внешнем видом и поведением; быстро ориентироваться в педагогической ситуации и выбирать стратегию поведения в отношении конкретного ученика; классифицировать и разделять учеников на типы по определенным характеристикам. С другой - если поведение педагога преимущественно строится на негативных стереотипных действиях и установки охватывают все сферы педагогической деятельности - это усложняет и резко снижает эффективность его
работы.
Организация и внедрение эффективного обучения детей является одним из основных запросов современности. Проблема создания образовательной среды, которая отвечала бы потребностям и возможностям каждого ребенка, находит решения в многочисленных фундаментальных и прикладных разработках отечественных педагогов, психологов и методистов, среди которых стоит выделить работы таких исследователей как
Э. М. Александровская и др, А. П. Овчарова, М. И. Рожков,
А. Л. Сиротюк, Л. Г. Субботина и др.
Немаловажно, что психолого-педагогическое сопровождение до сих пор не имеет завершенного целостного научного описания, в нем наблюдаются признаки, относящиеся к различным отраслям научного знания: педагогики, социальной педагогики, психологии, социологии. Оно отождествляется с методами и формами воспитания, такой позицией педагогов как «свободное общение», «дружеские отношения взрослого и ребенка», «внутренний настрой». Поэтому цель данного раздела - раскрыть особенности системы психолого-педагогического сопровождения как организационно-методической формы, которая реализуется в двух направлениях : создание условий для соответствующего беспрепятственного обучения ребенка и его непосредственной подготовки к введению в общеобразовательную
среду.
Изучив литературу, ознакомившись с опытом ученых-практиков, предлагаем обратить внимание на то, что особенностью психолого-педагогического сопровождения является необходимость решения задач личностного развития и воспитания младшего школьника в сложных условиях модернизации системы образования.
В. М. Астапов отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение различных групп младших школьников осуществляется по-разному. Стратегическая линия психолого-педагогическое сопровождения связана с психолого-физиологическими особенностями и моральными задачами данного возраста. Обычно психолого-педагогическое сопровождение рассматривают как одно из звеньев воспитательной работы, именно из-за отсутствия мотивации, а также из-за недостаточного понимания важности этого вида работы, в связи с чем активное участие во внедрении психолого-педагогического сопровождения отказывается принимать значительное количество субъектов учебно-воспитательного процесса. Стоит подчеркнуть, что ложным является утверждение многих педагогов, что психолого-педагогическим сопровождением должен заниматься исключительно психолог заведения, ведь большинство своих проблем в обучении младших школьников основываются именно на недоразумениях в общении именно с преподавателем, а потому создавать комфортные условия обучения и воспитания, обеспечивать здоровую психоэмоциональную атмосферу должны психологически осведомленные участники учебно-воспитательного процесса.
Итак, как видим, высокий уровень психологической культуры преподавателей будет способствовать эффективному внедрению психолого-педагогического сопровождения в учебно-воспитательный процесс заведения.
Стоит отметить, что Е. Н. Сороколетова под практической реализацией комплексной адаптации ребенка в общеобразовательную среду подразумевает создание инновационных, постоянно действующих организационно-методических форм в виде системы психолого-педагогического сопровождения обучения и развития детей по всей образовательной вертикали (от раннего вмешательства до получения ими профессии). Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение как пролонгированный процесс, в первую очередь направлено на предупреждение возникновения или устранения уже имеющихся у детей дестабилизирующих факторов, формирование их адаптивных функций, обеспечения оптимального развития и получение ими качественного образования в условиях общеобразовательного учреждения.
Психолого-педагогический аспект сопровождения обнаруживает определенные особенности деятельности участников педагогического процесса: учителей в их взаимодействии с учениками, родителями, учеными, руководителями образования. С одной стороны, стоит учитывать эти психологические особенности для создания благоприятных условий образования и творческой деятельности, а с другой стороны, необходимо рассматривать личностное развитие участников образовательной деятельности как отдельный самоценный результат. Таким образом, должен быть обеспечен психологический комфорт и условия для развития и реализации способностей всех участников образовательного процесса: учащихся, учителей, руководителей, родителей.
В свою очередь, Р. Э Кодермятов и др. отмечают, что на сегодняшний день, в виду трансформационных процессов в образовательной сфере, одним из приоритетов в школьной среде провозглашен компетентностный подход, который преимущественно базируется на организации проектной деятельности и ее составляющих, что видно из содержания ключевых компетенций, которые должны быть сформированы в процессе развития личности ученика.
Так, учитывая общепринятые «ключевые» компетенций - изучать, искать, думать, сотрудничать, браться за дело, адаптироваться – стоит помнить, что в образовательном процессе также немаловажной является творческая направленность, ориентированная на достижение конкретного результата деятельности. Практически все перечисленные умения так или иначе являются необходимыми составляющими психолого-педагогического процесса, который содержит такие составляющие как мотив, цель,
операции.
Мотив предполагает поиск ответа на вопрос: для чего осуществляется деятельность? Для повышения уровня самообразования, реализации творческого потенциала, расширение познавательных возможностей, упорядочения знаний - все это умение, входящих в ключевой компетенции - «изучать».
Цель психолого-педагогического сопровождения часто предполагает не только овладение определенным знанием, умением или навыком, но и развитие определенных личностных качеств учеников. В частности, это, как правило, развитие умений, касающихся практически всех ключевых компетенций:
• компетенции «искать» : получать информацию из разных источников;
• компетенции «изучать» : уметь извлекать пользу из своего опыта, уметь решать проблемы;
• компетенции «думать» : видеть взаимосвязи между явлениями, событиями и процессами, развивать умение критического отношения к информации, иметь собственную позицию и тому подобное;
• компетенции «сотрудничать» : научиться работать в коллективе, договариваться, принимать решения;
• компетенции «адаптироваться» : научиться использовать новые знания для решения проблем, гибкость, умение находить новые решения.
Операции - способы и приемы, используемые для осуществления учебной деятельности, от постановки цели до достижения конкретного результата, требующие от личности применения всех ключевых
компетенций.
Действительно, реализация компетенции «изучать» в рамках психолого-педагогического сопровождения предусматривает в частности умение решать проблемы, организовывать взаимосвязь своих знаний и свои собственные приемы изучения, в связи с чем, можно заключить, что психолого-педагогическое сопровождение становится все более интегрированным, поскольку требует привлечения информации, методов и технологий из разных областей знаний.
Список использованной литературы:
1. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования :
методическое пособие [Текст] / О. Е. Грибова – М. : АРКТИ, 2017. – 80 с.
2. Лалаева, Р. И., Венедиктова, Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и
письма у младших школьников : учебно - методическое пособие [Текст] / Р. И. Лалаева, Л. В.
Венедиктова. – СПб. : Изд - во «СОЮЗ», 2001. – 224 с.
3. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : учебно - методическое пособие
[Текст] / А. Н. Корнев – СПб. ; ИДУМиМ, 1997. – 286 с.
4. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений [Текст] /
под ред. Л. С. Волковой. – 5 - е изд., перераб. и доп. – М. : гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,
2004. – 704 с.
5. Логопедия. Теория и практика [Текст] / под ред. Филичивой Т. Б. – М. : Эксмо, 2017.
– 608 с.
6. Парамонова, Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей [Текст] / Л. Г.
Парамонова. – СПб. : Лениздат; Издательство «Союз», 2001. – 240 с.
7. Тамбовцева, А. Г. О дифференцированном подходе к детскому словотворчеству и
словообразованию [Текст] / А. Г. Тамбовцева // Проблемы индивидуального подхода к
детям дошкольного возраста. – Пермь, 1978. – 199 с.
8. Туманова, Т. В. К проблеме развития процессов словообразования у младших
школьников с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. В. Туманова // Дефектология. – 2004.
– N5. – С. 34 - 41.
9. Цейтлин, С. Н. Язык и ребё нок : Лингвистика детской речи : учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений [Текст] / С. Н. Цейтлин – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. –
240 с.
© З. Т. Бадритдинова, Е. В. Резникова, 2019