Оксана Михеева
Литературный конкурс по произведениям К. И. Чуковского
▼ Скачать
Слайд 1-2
В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивых уголков Подмосковья- в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали не только все дети поселка, но и маленькие жители Москвы и всей страны. Это он придумал множество любимых вами сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Иванович Чуковский.
Слайд 3
Корней Иванович Чуковский (настоящее имя – Николай Васильевич Корнейчуков) родился 31 (по старому стилю 19) марта 1882 г. в Санкт-Петербурге
Публикация «Литературный конкурс по произведениям К, И, Чуковского» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Литературные викторины и конкурсы
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Сценарии развлечений
- Темочки
На жизнь он зарабатывал тогда в артели маляров, крася крыши и заборы. Ещё учил английский язык по самоучителю. Запоем читал. И даже — ни много ни мало — писал серьёзную философскую книгу.
4 слайд
С ранних лет стихи его приносят всем радость. Не только вы, а ваши папы, мамы, бабушки и дедушки не представляют себе детства без “Айболита”, “Тараканища”, Федорина горя”, “Бармалея”, “Мухи-цокотухи”, “Телефона”.
Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь.
Дети читают стихи.
Стихотворение “Головастики”.
Помнишь, Мурочка, на даче В нашей лужице горячей
Головастики плясали,
Головастики плескались,
Головастики ныряли,
Баловались, кувыркались.
А старая жаба,
Как баба,
Сидела на кочке,
Вязала чулочки
И басом сказала:
- Спать!
- Ах, бабушка, милая бабушка,
Позволь нам ещё поиграть.
Стихи формируют чувство юмора.
Стихотворение “Ежики смеются”.
У канавки
Две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Всё не могут перестать:
"Эх вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы".
Есть стихи-дразнилки. Их можно использовать как считалки для игр в прятки, например, стихотворение “Барабек”.
Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
"У меня живот болит!".
5 слайд
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал и плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку (А это была сказка “Крокодил”) Оказалось, что мальчик запомнил ее всю слово в слово.
6 слайд
А вот другой случай. Однажды, работая в своем кабинете, Чуковский услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, так бурно выражая свое нежелание мыться. Корней Иванович вышел из кабинета, взял девочку на руки и, совершенно неожиданно для себя, сказал ей тихо:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так родился на свет “Мойдодыр”.
Герои Чуковского не всегда мужественны, честны, воспитаны. Есть среди них и грязнули, и трусы, и хвастуны, и разбойники.
7-8 слайд Игра с детьми “Назови сказку”
Героем многих сказок К. И. Чуковского является Крокодил. Попробуйте отгадать из каких произведений эти строчки? (Дети по очереди читают стихи, остальные отгадывают).
А в Большой реке
Крокодил
Лежит,
И в зубах его не огонь горит –
Солнце красное…
(“Краденое солнце”)
Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил…
А за ним-то народ
И поет и орет:
“Вот урод так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище?”
(“Крокодил”)
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушеными грибами.
(“Путаница”)
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил…
(“Мойдодыр”)
… И со слезами просил:
- Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене и Тотоше
(“Телефон”)
Бедный Крокодил
Жабу проглотил.
(“Тараканище”)
Молодцы, ребята.
9 слайд
Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. “Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратить попусту время, сочинял… Это спасало меня от умственной праздности”.
Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги. И, конечно, Чуковский не любил такие качества у людей как лень, неряшливость. Вспомните, в какой сказке об этом рассказывается? Чудо-дерево
«Вспомни сказку».
- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»
Вдруг из подворотни -
Страшный великан,
Рыжий и усатый … (таракан)
«Тараканище»
Я – Великий Умывальник
Знаменитый… (Мойдодыр)
Умывальников начальник
И мочалок командир.
«Мойдодыр»
Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)
«Путаница»
В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный… (Бармалей)
«Бармалей»
Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара)
«Муха – Цокотуха»
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».
Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону)
«Телефон»
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»
Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»
А за ним – то народ
И поёт, и орё т:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище).
«Крокодил»
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей)
«Бармалей»
«Кто есть кто».
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит - (доктор)
Бармалей - (разбойник)
Федора - (бабушка)
Каракула - (акула)
Мойдодыр - (умывальник)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Барабек - (обжора)
Рыжий, усатый великан - (таракан)
«Конкурс знатоков».
- Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.
По горизонтали:
1. Имя акулы в сказках Чуковского.
2. Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.
3. Имя мухи – именинницы.
4. Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
5. Умывальников начальник и мочалок командир.
6. Кто вернул краденое солнце?
7. Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?
8. Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.
По вертикали:
1. Первая сказка Чуковского.
Вопросы болельщикам. (пока команды заполняют кроссворд).
Аукцион.
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
3. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
4. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
5. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
6. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
7. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон» : (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
8. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
9. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
10. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
Проверка кроссворда.
«Корзинка с потерянными вещами».
- У меня в корзинке (мешке) находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
• Телефон (У меня зазвонил телефон)
• Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде…а за ним комарики на воздушном шарике)
• Мыло (Вот и мыло подскочило)
• Блюдце (А за ними блюдца)
• Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
• Термометр (И ставит им градусник)
• Сито (Скачет сито по полям)
• Перчатки ( А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
• Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
• Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
• Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
• Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
•
«Расшифруйте имена сказочных героев».
• - Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ ЦКТХ
МЙДДР ФДР
ЙБЛТ ТРКНЩ
КРКЛ КРКДЛ
БРБК ГПППТМ
• (Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Барабек, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил, Гиппопотам)
• Игра со зрителями (пока команды работают)
• - Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.
Айболит Зажгли море.
Воробей Проглотил солнце.
Крокодил Помыла свою посуду.
Комар Вернул солнце в небо.
Федора Потушила море.
Медведь Спас Муху – Цокотуху.
Бабочка Съел таракана.
Лисички Вылечил зверей.
Разбери предметы
Мойдодыр – мыло, мочалка, расческа, полоптенце.
Федора – посуда (тарелка, кастрюля, сковородка, вилка)
Муха- Паук, денежка, фонарик, сабля
6. Загадки
Ведущая:
читает детям загадки, которые им нужно отгадать:
Был белый дом, Чудесный дом, И что- то застучало в нем. И он разбился, и оттуда. Живое выбежало чудо, - Такое теплое, такое Пушистое и золотое. (Яйцо и цыпленок)
Красные двери в пещере моей, Белые звери сидят у дверей. И мясо, и хлеб всю добычу мою Я с радостью белым зверям отдаю! (губы и зубы)
Лежу я у вас под ногами, Топчите меня сапогами, А завтра во двор унесите меня И бейте меня, колотите меня, Чтоб дети могли поваляться на мне, Барахтаться и кувыркаться на мне. (КОВЁР)
Хожу брожу не по лесам, А по усам, по волосам, И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей. (расческа)
На малину налетели, Поклевать её хотели, Но увидели урода, - И скорей из огорода! А урод сидит на палке, С бородою из мочалки. (Пугало)
Паровоз без колёс! Вот так чудо паровоз! Не сума ли он сошёл? - Прямо по морю пошёл! (корабль)
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя не ряху увидел лохматого.
(Зеркало)
7. «Рифмы»
Дежурный: Здравствуйте! Скажите, что такое рифмы? Это сходные по звучанию слова. Человек какой профессии без рифм не сможет обойтись? Поэт. К. И. Чуковский мастер рифмы, поэт, переводчик.
На время превращаю и вас в поэтов. Задание команде, продолжи строчки К. И. Чуковского Доскажи рифму.
Добрый доктор Айболит … (Он под деревом сидит)
Вдруг откуда-то летит Маленький комарик … (и в руке его горит маленький фонарик)
Я хочу напиться чаю, К самовару подбегаю … (но пузатый от меня убежал, как от огня)
Солнце по небу гуляло И за тучку забежало… (Глянул заинька в окно, стало заиньке темно)
А потом позвонила свинья… (нельзя ли прислать соловья)
Скачет сито по полям, … (а корыто по лугам)
Замяукали котята;«Надоело нам мяукать (мы хотим, как поросята. Хрюкать! Хрюкать)
С самого раннего детства вам читали сказки К. И. Чуковского. Сейчас я буду вам зачитывать загадки о героях произведений — сказок. Кто узнает о каком герое идёт речь — поднимает руку.
1. Долго-долго терпела посуда
И решила: «Уходим отсюда!»
Даже ложки ушли и стаканы,
И остались одни тараканы.
Все ушли от нее, без разбора.
Имя этой неряшливой дамы — …Федора
2. Прогулялась я по полю И купила самовар, А потом на мне женился Храбрый маленький комар. Муха
3. Он не любит не умытых и неряшливых ребят, На таких кричит сердито и бросает строгий взгляд. А с чистюлями он дружит, у него с такими мир. Это тот, кто очень, нужен, всем известный…. Мойдодыр
4. В этой книжке именины, Много было там гостей. И на этих именинах Появился вдруг злодей. Он хотел убить хозяйку, Чуть её не погубил. Но коварному злодею Кто-то голову срубил. Паук
5. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… Айболит
6. Он страшными глазами сверкает, Он страшными зубами стучит, Он страшный костер зажигает, Он страшное слово кричит: — Карабас! Карабас! Пообедаю сейчас! Бармалей
7. Кто по улицам ходил,
По-турецки говорил,
А когда голодным был,
Солнце в небе проглотил?
Это — жадный …Крокодил
8. Веселится народ-
Муха замуж идет За лихого, удалого
Молодого… Комара
9. Вдруг из подворотни выбегает —
Страшный великан,
Рыжий и усатый … Таракан
Детским поэтом и сказочником К. Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. К. Чуковский вёз его в поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как – нибудь развлечь его, отец стал сочинять ему сказку:
Жил да был крокодил, Он по улицам ходил.
Мальчик неожиданно затих и стал слушать.
Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Давайте и мы все вместе порадуемся и посмотри инсценировку отрывков из сказок К. Чуковского.
Инсценирование сказок.
Я желаю вам удивительных встреч с творчеством К. И. Чуковского. И в конце хочу прочитать шутливое стихотворение, которое посвятил Чуковскому поэт Валентин Берестов
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?