Приходько Наталья
Сценарий литературного досуга в подготовительной группе «В гостях у К. И. Чуковского»
▼ Скачать + Заказать документы
Литературный досуг в подготовительной группе
«В гостях у К. И. Чуковского».
Подготовили: Учитель – логопед Приходько Н. М
Воспитатель – Гусева И. А.
Учитель физкультуры -Степанова А. Д.
Цель:
• Развитие интереса детей к сказкам;
• Расширение и углубление знаний о сказках.
• Закрепить знание детей о прочитанных сказках К. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки;
• Развивать творческую инициативу, интерес к художественной литературе.
Публикация «Сценарий литературного досуга в подготовительной группе „В гостях у К, И, Чуковского“» размещена в разделах
- Литературные сценарии
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Сценарии развлечений
- Темочки
• Развивать познавательную и речевую активность, расширять словарный запас;
Задачи:
• Развивать диалогическую и монологическую речь;
• Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление;
• Развивать общую и мелкую моторику;
• Совершенствовать речевые навыки дошкольников;
• Развивать командный дух;
• Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку;
• Закреплять знания детей о русском фольклоре на примере сказок;
• Воспитывать любовь к русскому народному творчеству;
• Воспитывать проявление добрых чувств по отношению друг к другу;
• Воспитывать уважение к книге;
• Формировать художественный вкус;
• Приобщать к истокам русской культуры.
Материалы:
• Иллюстрации к сказкам К. И. Чуковского;
• Сказки К. И. Чуковского «Краденое солнце», «Путаница», «Мойдодыр», «Чудо-дерево», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Телефон», «Федорино горе».
• Портрет К. И. Чуковского;
• Музыкальный центр.
Предварительная работа:
1. Чтение произведений К. И. Чуковского: «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон», «Чудо – дерево».
2. Рассказ об авторе.
3. Подготовка театрализованных представлений: кукольного театра по сказке «Айболит» (театр кукол би-ба-бо, «Мойдодыр» (плоскостной театр, «Муха – цокотуха» (теневой театр, «Федорино горе» (настольный театр).
4. Выставка детских рисунков по сказкам.
Группа оформлена различными видами кукольных театров. В углу стоит ширма с окном, за ней находится умная тётушка сова. Шторки закрыты. С боку стоит диванчик, на котором сидит мальчик и играет с телефоном, постепенно устаёт и засыпает прямо на диванчике.
Вдруг звучит музыка из передачи «В гостях у сказки». Он просыпается, потягивается, выполняет упражнение «Свеча» (И. п. – сидя. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох, глядя на пальчики, изображающие горящую свечу, и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха). Вместо телефона мальчик видит книгу, берёт в руки книгу сказок, оглядывается и видит, что попал в сказку. Начинает рассказывать строчки из сказки «Мойдодыр» и переставлять фигурки персонажей на ковролиновом плоскостном театре.
Мальчик: Одеяло убежало (картинку передвигает, улетела простыня, и подушка, как лягушка ускакала от меня, я за свечку – свечка в печку, я за книжку – та бежать и вприпрыжку под кровать!
- Что такое? Что случилось?
Как же это приключилось,
или сон плохой приснился,
что я в сказке очутился?
-Не люблю читать я сказки,
Не хочу ходить я в садик,
Учат, учат, учат, учат
Не хочу я, не хо –чу!
Я люблю лежать в кровати,
И играть по интернету,
А вот эти ваши книжки
Не хочу и не люблю!
(Бросает книжку на пол, рассыпаются страницы.) АУДИОГРАММА (Раздаётся звон разбитого стекла) (Появляется в окне сова.)
Сова: Это что за шум?
- Ой,ой, ой!
Что же ты наделал, мальчик?
Перепутал все страницы?
Выйти из сказки ты не сможешь,
Пока все страницы по порядку
Не сложишь.
Мальчик: Что- же делать, кто поможет?
Сова: Пригласи своих друзей
Чтобы было веселей.
Вместе в сказку вы пойдёте
Испытания пройдёте.
Мальчик: (удручённо)У меня и друзей – то нет.
Выбегают дети и говорят: «Я с тобой пойду, и я тебе помогу… Мы покажем, как умеем делать все дружно в игре «Хлоп ладошка». Игра “Хлоп ладошка” (выполняют движения по тексту).
Вот у нас игра какая:
Хлоп ладошка
Хлоп другая!
Правой правую
Ладошку
Мы пошлёпаем
Немножко.
А потом
Ладошкой левой
Ты хлопки
Погромче делай.
Вверх ладошки!
Хлоп! Хлоп!
По коленкам
Шлёп, шлёп!
По плечам теперь
Похлопай!
По бокам
Себя пошлёпай!
Можем хлопнуть
За спиной
Хлопаем
Перед собой!
Вправо можем!
Влево можем!
И крест-накрест
Мальчик: Спасибо, ребята.
Старушка-веселушка: Здравствуйте ребята. Страницы какой книги разорвал мальчик? (Ответы детей). Вы, наверное, поняли, что путешествовать мы с вами будем по сказкам К. И. Чуковского. А я, старушка – веселушка буду знакомить вас с воспоминаниями из жизни Корнея Ивановича.
«Однажды, работая в своем кабинете, он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Корней Иванович вышел из кабинета, взял девочку на руки и, совершенно неожиданно для себя, тихо ей сказал:
«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!».
Все вставайте, не стесняйтесь,
дружно в сказку отправляйтесь!
(Под весёлую песню «Если с другом вышел в путь» ребята проходят по группе и останавливаются около совы).
Старушка-веселушка: Уважаемая, тётушка сова, подскажите нам, пожалуйста, как ребятам пройти все испытания, чтобы помочь мальчику и что для этого нужно сделать?
Сова: Хорошо. Я вижу, что вы друзей не бросаете в беде, поэтому я вам помогу.
Вот вам конверты с заданиями, они все под номерами. Вам нужно выполнить все задания и тогда вы сможете выйти из сказки.
Старушка-веселушка открывает первый конверт № 1.
(Загадку загадывают дети старушке-веселушке. Отгадку можно назвать только после того, как дети выполнят точно движения).
Загадка-упражнение «Ухо-нос» (кинезиологическое упражнение)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор.
(Айболит)
Старушка-веселушка: Корней Иванович так вспоминал об идее создания своей сказки «Айболит». «Однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи: (читает отрывок с куклой
«О, если я утону, если пойду я ко дну,
Что станется с ними, больными
С моими зверями лесными?»
-Поиграем с доктором Айболитом в игру «Минутка бодрости».
Участники повторяют за старушкой-веселушкой движения, соответствующие строчкам стихотворения:
Нас не надо вам лечить, (Дети грозят пальцем правой руки)
Добрый доктор Айболит. (Дети грозят пальцем левой руки)
Будем бегать и шагать (Асимметричные упражнения)
Будем силы набирать. (Асимметричные упражнения)
К солнцу руки мы потянем, (Руки поочерёдно поднимают вверх)
И в ладошки хлопать станем. (Хлопают в ладошки 3 раза)
А потом к траве присядем. (Приседают)
И нисколько не устанем. (Повороты головы вправо, влево)
Как орлы летим, парим, (Взмах правой руки в правую сторону, левая нога взад на носок)
Во все стороны глядим, (Взмах левой руки в левую сторону, правая нога взад на носок)
Где же Африка - страна? (Глядят из-под правой руки вперёд полукругом)
Может, помощь там нужна? (Поднимание плечей, разведение рук в стороны).
(В то время как одни дети играли в игру «Минутка бодрости», другие- подготовились к показу небольшого сюжета из сказки «Айболит)
Старушка-веселушка: Ой. А кто это там появился из-за ширмы
Дети: Доктор Айболит.
(Дети рассказывают и показывают:)
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса!»
И пришёл к Айболиту барбос:
«Меня курица клюнула в нос!»
И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»
И сказал Айболит: «Не беда!
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит но дорожке»
Старушка-веселушка: Из какой сказки сценку мы посмотрели? Как же этот театр называется?
Дети: Мы посмотрели сценку из сказки «Айболит». Би-ба-бо. (Дети рассказывают, что это перчаточный театр, показывают, как правильно одевать куклу на руку, как оживлять её).
Старушка-веселушка: Мальчик, ты понял, как интересно читать книги и смотреть поучительные сказки?
Мальчик: Пожимает плечами. Ладно в интернете посмотрю.
Старушка-веселушка: Ребята, давайте откроем второй конверт тётушки совы.
(Загадку загадывают дети старушке-веселушке. Отгадку можно назвать только после того, как дети выполнят точно движения).
Загадка-упражнение «Лезгинка»
(кинезиологическое упражнение)
«А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем, как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток, под мосток и молчок!» («Муха-цокотуха»).
Старушка-веселушка: Корней Иванович Чуковский был очень трудолюбивым человеком. Он рассказывал, что свои произведения для детей сочинял везде, где бы ни находился в трамвае, даже когда ждал приема у зубного врача. Чтобы не тратить время попусту, он придумывал новых героев даже когда отдыхал на природе, там он и увидел забавную Муху-цокотуху. В сказке Муха-цокотуха денежку нашла, а я нашла корзинку с потерянными вещами.
В корзинке находятся разные вещи их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится о предмете.
1. Телефон (У меня зазвонил телефон);
2. Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике);
3. Мыло (Вот и мыло подскочило);
4. Блюдце (А за ними блюдца);
5. Термометр (И ставит им градусник);
6. Сито (Скачет сито по полям);
7. Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»);
8. Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла);
9. Шоколадку (А всем по порядку даем шоколадку);
10. Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил);
11. Книжки (Пришлите пожалуйста книжки).
(Пока ведущий проводит викторину, ребята готовятся к показу отрывка на
теневом театре)
2 задание по сказке «Муха- цокотуха» теневой театр. Сценка из сказки:
Мух Муха цокотуха
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.
Приходите, тараканы
Я вас чаем угощу.
Вдруг какой – то паучок старичок
Нашу муху в уголок поволок.
Хочет бедную убить
Цокотуху погубить.
Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
«Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!»
Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всем скаку
Голову срубает!
Муху за руку берет
И к окошечку ведет:
«Я злодея зарубил,
Я тебя освободил
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!»
Старушка-веселушка: Из какой сказки сценку мы посмотрели?
Дети: Мы посмотрели сценку из сказки «Муха-цокотуха». Ребёнок рассказывает, что теневой театр возник в Китае. Экран был сделан из тонкой бумаги и подсвечивался. Плоскостные фигурки героев показывали представление.
Старушка-веселушка: Ребята, давайте откроем третий конверт.
(Загадку загадывают дети старушке-веселушке. Отгадку можно назвать только после того, как дети выполнят точно движения).
Загадка-упражнение «Колечки»
(кинезиологическое упражнение).
А посуда вперед и вперед
По полям, по болотам идет.
И чайник сказал утюгу
Я больше идти…не могу («Федорино горе»)
Старушка-веселушка: Игра: «Расшифруйте имена сказочных героев» Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев. БРМЛЙ, ЦКТХ, МЙДДР,ФДР, ЙБЛТ, ТРКНЩ, КРКДЛ (Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил) Посмотрите и ответьте на вопросы.
Ребята, а кем были герои сказок?
Игра: «Кто есть, кто?».
Айболит (доктор).
Бармалей (разбойник).
Федора (бабушка).
Мойдодыр (умывальник).
Цокотуха (муха).
Рыжий, усатый великан (таракан).
Тотошка, Кокошка (крокодильчики).
Настольный театр. Отрывок показывают и рассказывают дети.
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».
Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.
И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!» И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…
Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»
А за ними. вдоль забора скачет бабушка Федора.
Ко –ко – ко жить нам было нелегко.
Старушка- веселушка: Из какой сказки сценку мы посмотрели? Как называется этот театр?
Дети: Мы посмотрели сценку из сказки «Федорино-горе». Фигуры двигаются по столу, поэтому он называется «Настольный».
Мальчик: А чем эти сказки закончились? Вы мне расскажите, ребята, а я обещаю, что все произведения К. И. Чуковского обязательно прочитаю.
Выходят дети, которые показывали театры:
«Мойдодыр»
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым
Трубочистам —
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
В ванне и в бане,
Всегда и везде —
Вечная слава воде!
«Доктор Айболит»
Вот и вылечил он их, Лимпопо!
Вот и вылечил больных, Лимпопо!
И пошли они смеяться, Лимпопо!
И плясать и баловаться, Лимпопо!
Вот идёт Гиппопотам.
Он идёт от Занзибара,
Он идёт к Килиманджаро
-И кричит он, и поёт он:
«Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!»
«Муха- цокотуха».
Веселится народ —
Муха замуж идет
За лихого, удалого,
Молодого Комара!
Муравей, Муравей!
Не жалеет лаптей, —
С муравьихою попрыгивает
И букашечкам подмигивает:
Сапоги скрипят,
Каблуки стучат, —
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
«Федорино горе».
Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала.
Полоскала их она.
«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
Засмеялися кастрюли, самовару подмигнули :
«Ну, Федора, так и быть, рады мы тебя простить».
Старушка - веселушка: Мальчик, тебе понравилось наше путешествие по сказкам К. И. Чуковского?
Мальчик: Очень понравилось. Мне так стыдно, что я не читал их и книжку разорвал.
Сова: Ну, если ты понял это, я подарю тебе книжку К. И. Чуковского, береги её, читай. До свиданье, ребята! До новых встреч.
Мальчик: Спасибо, мудрая сова, спасибо ребята.
Старушка-веселушка: До свиданье, тетушка сова. А мне, ребята, не хочется с вами расставаться, с вами так интересно. Можно мне погостить в вашей группе немножко?
Дети: Да!
Старушка-веселушка: Ребята, чтобы вернуться из сказки, осталось последнее испытание, нужно всем вместе выполнить упражнение «Потанцуем» и сказать волшебные слова:
Упражнение «Потанцуем» (поднять невысоко левую ногу, согнув ее в колени, и кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ног. Затем, то же проделать с правой ногой и левой рукой.)
Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы-
Вдруг Айболит мне приснится.
А месяц засветится ясный
В глазах Цокотухи Прекрасной…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!
Старушка-веселушка: Ну вот вы и вернулись в группу. А что помогло вам пройти все испытания?
Дети: Знание сказок К. И. Чуковского и наша дружба.
Старушка-веселушка: Молодцы! Коль вы такие дружные, значит, у вас есть любимая песня о дружбе? Спойте!
Дети поют песню «Дружба крепкая не сломается».