Ждакаева Екатерина
Литературный досуг «Осенних красок хоровод»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ Детский сад № 23
Подготовила Меньшова Наталья Борисовна
Провели: Ждакаева Екатерина Александровна
Меньшова Наталья Борисовна
«Осенних красок хоровод»
Цель : Формирование представлений детей об осени и её признаках.
Задачи: • Развивать эмоциональную сферу детей. • Совершенствовать навыки, коллективного творчества.
Как из чудесной сказки, пришла к нам царица Осень. Развесила яркие бусы на всех деревьях, топнула багряным сапожком, тряхнула своими золотыми кудрями и посыпалось золото с деревьев!
Публикация «Литературный досуг „Осенних красок хоровод“» размещена в разделах
- Литературные сценарии
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Как красива осень в пестром сарафане!
-В чистом небе – просыпь, клен горит как пламя!
-Над водой –березка золотою свечкой,
-И плывут листочки вниз по тихой речке!
Ведущий: Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете?
(сентябрь, октябрь и ноябрь)
А вы знаете как они в старину назывались? Нет. Тогда давайте и разберемся.
СЕНТЯБРЬстарые месяцесловы называли
РЮИНЬ – от желтизны осенней листвы,
РЕВУН –из-за рева ветра,
ХМУРЕНЬ -из-за дождя и непогоды.
Отошла жаркая жатва, а после нее принято было водить хороводы и устраивать уличные гулянья. А начинались они с Праздника Урожая, ведь «Что с урожая соберешь, на том зимой и проживешь!»
-Приходи к нам, осень, в гости!
-Принеси рябины гроздья, меду сладкого, густого,
-Связку лука золотого, яблок спелых и румяных,
-Кабачков и баклажанов.
-Собери плоды с полей, их для нас не пожалей!
-Любим мы твои дары, нет в году щедрей поры!
И сейчас я вам предлагаю собрать урожай, это будут разгадки на овощные загадки.
Загадки
1/ В земле крошки – из земли –лепешки. (Зерна)
2/Летом в огороде свежие, зеленые,
А зимою в бочке – крепкие, соленые. (огурцы)
3/Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята «Ну рассыпчата, вкусна!» (картошка)
4/Расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка, мы для нее готовим кадки и крупной соли полмешка. (капуста)
5/Растут на грядке зеленые ветки, а на них – красные детки. (помидоры)
6/ Над землей - трава, под землей- алая голова. (Свекла)
7/За кудрявый хохолок лису из норки поволок,
На ощупь очень гладкая, на вкус – как сахар сладкая. (морковь)
8/Я вырос на грядке, характер мой гадкий, куда ни приду, всех до слез доведу. (лук)
9/Только фея может этот овощ превратить в карету. (тыква)
10/Яркие фонарики на кустах висят,
Словно здесь проходит праздничный парад,
Зеленые, красные, желтые плоды,
Кто они такие – знаешь их и ты. (перец)
ОКТЯБРЬ - это второй месяц осени. Октябрь - предзимье, первый суровый месяц осени. Властвует холодный ветер, идут частые дожди. Последний сбор плодов и грибов. Дни все короче, ночи длиннее и темнее.
Багрянец и золото листвы - признаки поздней осени. Уже просвечивается насквозь лес, редеют вершины. Солнце и холод обжигают, ветер срывает листву.
По народному календарю октябрь называется ГРЯЗНИК - ни колеса, ни полоза не любит.
Приметы октября
В октябре до обеда - осень, после обеда - зима.
В октябре зима со бела гнезда снимается, к мужику в гости собирается: «Дай-ка я на Руси погощу, деревни-села навещу, пирогов поем».
В октябре на одном часу и дождь и снег.
В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.
Гром в октябре предвещает бесснежную, короткую и мягкую зиму.
Октябрь - ГРУДЕНЬ - на дорогах груды грязи.
Октябрь - золотая осень, листобой, свадебник.
Октябрь - месяц ненастья - начало семейного счастья.
Октябрь - месяц полных кладовых: коры, дупла, гнезда.
Октябрь - предзимье, позимник, преддверие зимы, месяц близкой пороши, порог зимы.
Если в октябре птицы летят ниже к земле - быть ранней и холодной зиме. Высоко летят птицы - к теплой зиме.
Поздний листопад - на тяжелый год.
Коли птиц много и летят они быстро - к близкому ненастью.
Воробьи перелетают стайками с места на место - перед сильным ветром.
У дуба и осины самый поздний листопад.
Звезды ярки - к холодной погоде, тусклы - к дождю или снегу.
Синица пищит - зиму вещает.
Облака идут низко - ожидай стужи.
Пословицы и поговорки октября
В осеннее ненастье семь погод на дворе - сеет, воет, мутит, крутит, ревет, льет и снизу метет.
Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.
Быстро тает октябрьский день - не привяжешь за плетень.
Не хвались в поле едучи, а хвались, с поля везучи.
Осенняя пора - птица со двора.
Весной дождь растит, а осенью гноит.
Дети сами читают стихи об осени.
НОЯБРЬ - суровый и хмурый месяц.
Наши предки называли его по-разному: СТУДЕНЬ, ЛИСТОГНОЙ, ГРУДЕНЬ, ПОЛУЗИМНИК.
Коротки тусклые дни поздней осени. Света белого мало. Поздно рассветает, рано смеркается. В народе говорят: «В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются».
Первые зазимки. Снег вперемешку с грязью. Съежились продрогшие поля, поседел луг. Уже с вечера морозец покрывает молодым ледком лужицы, обметывает по краям бережок. Стынет речка.
Скоро расстелется снеговая перина - хранительница тепла.
Громкое чтение сказки В. Бианки «Лесной колобок – колючий бочок.»
Ноябрь - сумерки года. Месяц перволедья. Последний месяц осени.
Приметы ноября
Не диво в ноябре белые мухи. (Снег.)
Ноябрь - бездорожник: то снег, то грязь, то грязь, то снег - ни колесу, ни полозу нет хода.
В ноябре тепло морозу не указ.
В ноябре комары - быть мягкой зиме.
Не сковать реку зиме без ноября-кузнеца.
Первый прочный снег - в ночи на мокрую землю.
Коли лед на реке грудами - будут хлеба груды.
Снегу надует - хлеба прибудет, вода разольется - семя наберется.
Поздний листопад - на тяжелый труд.
Пословицы и поговорки ноября
В ноябре зима с осенью борется.
В ноябре осень-жируха со злюкой-зимой борется.
В ноябре мороз приосанивается.
Ноябрь - сентябрев внук, октябрев сын, зиме - родной брат.
Ноябрь чем-чем, а стужею всех богачей оделить может, да еще и на всю бедную братию останется.
Холоден батюшка-октябрь, а ноябрь и его перехолодил.
Первый снежок - не лежок.
Первый снежок на побывку прибыл - полежал и убыл.
Тепло старику в ночи на горячей печи.
Ноябрь ледяные мосты мостит, а декабрь гвоздит.
Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре не замерзнет.
Не велика у ноября кузница, а на все реки оковы кует.
Встретились два друга: звон-мороз да бела-вьюга.
Снег на всех садится - никого не боится.
По снегу грибы не ищи.
Ноябрьские ночи до снега темные.
Загадки про ноябрь
Поле черно - белым стало, падает то дождь, то снег.
А еще похолодало - льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи?
(Ноябрь.)
Грачи улетели, леса пожелтели,
Одни зеленеют лишь сосны да ели.
Дни стали короче, длинней стали ночи.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
(Осень.)
Бывает он в холод, бывает он в зной,
Бывает он добрый, бывает он злой,
В открытые окна нежданно влетит,
То что-то прошепчет, то вдруг загудит.
Притихнет, умчится, примчится опять,
То вздумает по морю волны гонять.
(Ветер.)
В морях и реках обитает, но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать, на землю падает опять.
(Вода.)
У нас в печурочке золотые чурочки.
(Дрова в печке.)
Что за звездочки сквозные на пальто и на платке?
Все сквозные-вырезные, а возьмешь - вода в руке.
(Снежинки.)
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути.
(Снег.)
Без досок, без топоров через речку мост готов.
Мост как синее стекло: скользко, весело, светло.
(Лед.)
Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.
(Облака.)
Без пути и без дороги ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле.
(Дождь.)
Невидимка-озорник в нашу комнату проник.
Заплясали занавески, календарь пустился в пляс.
Хорошо, что сразу с треском дверь захлопнулась у нас.
(Сквозняк.)
Рыбам зиму жить тепло: крыша - толстое стекло.
(Лед.)
Вился, вился белый рой, сел на землю - стал горой.
(Снег.)
Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь.
(Снег.)
С неба звезды падают, лягут на поля,
Пусть под ними скроется черная земля.
Много-много звездочек тонких, как стекло;
Звездочки холодные, а земле тепло!
(Снежинки.)
Пушистый ковер не руками ткан, не шелками шит,
При солнце, при месяце серебром блестит.
(Снег.)
Физразминка.
1/ Покажите все ладошки (подняв руки над головой, вращаем кистями, "фонарики")
И похлопайте немножко
Хлоп- хлоп- хлоп, Хлоп- хлоп- хлоп.
На меня теперь смотрите (делаем любое движение)
Точно всё вы повторите.
Раз-два-три, раз-два-три.
А теперь покажем ножки
И потопаем немножко.
Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.
Покажи мне ручки, ножки,
Ими поиграй немножко (произвольные движения руками и ногами)
2/ Раз-два-три, раз-два-три. Ритм постепенно ускоряется.
Мельница, мельница мелет муку. (крутим руками "мельница")
Дует - дует ветер сильней. (плавно помахать руками над головой из стороны в сторону)
Быстрее мельница мелет муку.
Дует - дует ветер сильней.
Еще быстрей мельница мелет муку.
Дует - дует ветер сильней.
Намололи мы муки (стучим кулаком об кулак)
Огромные мешки. (изображаем "большие мешки")
Из муки, из муки (хлопаем ладошками с переворотом, изображая пирожки)
Напекли мы пирожки,
Ладушки-ладушки, (хлопаем)
Напекли оладушки.
3/ Беленькое облако (округленные руки перед собой, пальцы в замок)
Поднялось над крышей. (не расцепляя рук, поднять их над головой)
Устремилось облако (выпрямить руки)
Выше, выше, выше. (потянуться руками вверх)
Ветер это облако (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Зацепил за кручу. (сцепить руки кончиками пальцев над головой)
Превратилось облако (руками описать через стороны вниз большой круг)
В дождевую тучу. (присесть)
4/ Чок-чок, каблучок! (потопать ногами)
В танце кружится сверчок. (покружиться)
А кузнечик без ошибки (движения руками, как при игре на скрипке)
Исполняет вальс на скрипке.
Крылья бабочки мелькают. (машем руками как крыльями)
С муравьём она порхает. (покружиться на подскоках)
Приседает в реверансе (делаем реверанс)
И опять кружится в танце. (покружиться)
Под весёлый гопачок (танцевальные движения, как в гопаке)
Лихо пляшет паучок.
Звонко хлопают ладошки! (похлопать в ладоши)
Всё! Устали наши ножки! (сесть или наклониться вперёд, руки свесить вниз)
5/ В понедельник
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
В конце занятия ребята разукрасили кленовый лист карандашами в ярких красках.