Татьяна Братова
Конспект литературного чтения «Путешествие по волшебной стране сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие по волшебной стране сказок».
Цель: Закрепить знания о сказках и сказочных героях. Различать народные сказки и авторские. Совершенствовать умения детей узнавать сказки по описанию в загадках. Формировать умения составлять связный рассказ по сюжетной картине. Развивать память, внимание, мышление, воображение, речь, корректировать речь детей. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к сказкам.
Публикация «Конспект литературного чтения „Путешествие по волшебной стране сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературное чтение
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Оборудование: презентация «Путешествие по волшебной стране сказок», ткань синего цвета, конверт с загадками, книга сказок, мяч.
Ход занятия.
I. Орг. момент.
«Сказка радость нам несет,
Тот, кто знает, тот поймет,
В сказке очень много смысла,
И любовь там ходит близко.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке много приключений,
Очень радостных волнений,
Побеждает в ней добро,
Ведь, оно сильней, чем зло»
- Много сказок есть на свете
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать
И конечно поиграть.
II. Основная часть.
1. Объявление темы и цели занятия.
- Сейчас будет занятие по литературному чтению.
Тема нашего занятия: «Путешествие по волшебной стране сказок».
- Ребята, а, вы любите сказки?
Почему вы их любите?
(потому что они интересные, увлекательные, мудрые, умные, волшебные. и т. д.)
- Ребята, скажите, кто сочиняет сказки? (сказочники, народ, писатели).
- Какие вы знаете сказки? Назовите.
- А какие бывают сказки? (народные, авторские).
- Ребята, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ).
- Когда-то давно книги были не у всех, не все люди умели писать и читать. Но, чтобы не скучать, взрослые сами придумывали сказки и рассказывали их друг другу, своим детям, внукам. Сказки народ передавал от одного человека к другому, из уст в уста. Что такое уста?
- Уста - это губы.
- Поэтому сказки - это устное народное творчество.
- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).
- Где же они хранятся? (в голове, в книге)
Все, что создано умом,
Все, к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
- Испокон века книга растит человека, рассказывает истории. Хорошая книга ярче солнышка светит.
- Дети, как начинаются сказки? (Жили- были…. В некотором царстве, в некотором государстве…. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве).
2. Сюрпризный момент.
Угадай загадку.
«Есть листок, есть корешок.
А не куст и не цветок.
Нету лап, нету рук.
А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет»
Книга.
Правильно! Книга – это дом для сказок!
- Ребята, я принесла вам красивую книгу сказок, но кто то приходил к нам в группу и хотел забрать нашу книгу. Я предлагаю вам отправиться в путешествие, побывать в стране сказок, там нас ждёт много загадок и заданий. И в конце путешествия мы узнаем, кто же приходил к нам в группу и хотел забрать нашу книгу сказок! Я думаю у нас все получиться, мы с вами хорошие сыщики и все отгадаем!
3. Физкультминутка.
Раз грибок, два грибок
По тропинке леший шел,
На поляне гриб нашел. (Ходьба на месте.)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок. (Приседания.)
Леший охает: устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся, (Потягивания – руки вверх.)
А потом назад прогнулся,
А потом вперед прогнулся
И до пола дотянулся. (Наклоны вперед и назад.)
И налево, и направо
Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку. (Дети садятся.)
4. Путешествие в страну сказок.
Сказка – это счастье и тому, кто верит, сказка непременно отворит свои двери. Далеко, далеко, за горами, за дремучими лесами, за тридевять земель, находится загадочная страна Сказок. Что бы туда попасть, помогут нам в этом волшебные слова.
Раз-два-три-четыре-пять
Вместе мы в кругу опять
Крепко за руки держитесь
В сказке мигом окажитесь (закрывают глаза и кружатся вокруг себя)
- Вот и попали мы с вами в сказочную страну.
- Что это? Перед нами речка, перепрыгнуть её сможет тот, кто скажет слово наоборот:
5. Дидактическое упражнение «Слова - антонимы»
Добрый - злой
Смелый – трусливый
Мудрый – глупый
Жадный – щедрый
Трудолюбивый – ленивый
Веселый – грустный
Друг – враг
Правда – ложь.
6. Угадай загадки.
А теперь посмотрите на доску, здесь есть конверт, а в нем письмо с загадками, про сказочных героев кто же нам принес это письмо, я думаю мы узнаем в конце, но сначала нам нужно отгадать всех героев и выполнить задания! Мы справимся?
1. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
- Сказка «Три медведя». Назовите всю медвежью семью: мама - медведица, папа медведь, сын медвежонок.
- А кто ещё герой этой сказки? (Машенька)
- Слушайте следующую загадку.
2. С зеркалом вела беседу
Королева до обеда,
А оно правдиво было,
Красоту её хвалило.
Но принцесса стала краше,
Всех красавиц лучше даже.
И тогда принцессу эту
Мачеха сжила со свету.
Что случилось – каждый знает,
Сказку сразу отгадает. Сказка «Белоснежка и семь гномов».
3.- Узнайте следующего героя, из какой он сказки?
Он не знает ничего.
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки,
Как зовут его? (Незнайка).
- Незнайка так запутался в сказках, что ничего не знает и не понимает, давайте ему поможем и ответим на его вопросы.
- На чем катался Емеля в сказке «По щучьему велению»?
а) лыжи б) конь; в) печь. (Емеля катался на печи).
- Как в русских народных сказках называют птицу с золотым оперением?
а) лебедь; б) жар-птица; в) синяя - птица. (Птицу с золотым оперением называют жар-птица).
- Кого в сказках называют по отчеству Патрикеевна?
а) сову; б) кошку; в) лису. (Лису называют Патрикеевна).
- Кто убежал из дома и, преодолев много опасностей, всё-таки попался хитрой лисе?
а) Медведь; б) Незнайка; в) Колобок. (Из дома убежал Колобок).
- Ой, ребята посмотрите! Какая странная карточка! Я думаю в этой карточке, есть тот, кого мы считали загадочной тенью! Если мы с вами отгадаем, мы узнаем, кто же хотел украсть нашу книгу сказок и хотел запутать нас! Что бы мы с вами ничему не научились!
Эта старушка не любит детей
Часто пугают ей малышей.
У бабушки есть костяная нога,
Зовут же старуху….
- Правильно, это Баба – Яга. Ребята, она никогда не училась в школе, поэтому осталась неграмотной и хотела, что мы тоже были не грамотными! Но у нее ничего не получилось!
- Давайте покажем Бабе – Яге, что мы еще знаем!
7. Игра в мяч и вспомнить имена сказочных героев.
«Сказочное лото». Я буду вам называть первое слово названия сказки, а вы отгадываете полное её название.
Кощей - … (Бессмертный)
Змей- (Горыныч)
Василиса - … (Прекрасная, Премудрая)
Курочка - … (Ряба)
Мышка - … (норушка)
Лягушка - … (квакушка)
Зайчик - … (побегайчик)
Лисичка - … (сестричка)
Волчок - (Серый бочок)
Медведь - … (косолапый)
Петушок - (Золотой гребешок)
Гуси - (Лебеди)
Сестрица - (Алёнушка)
Братец - (Иванушка)
Серый … (волк)
Баба - … (Яга, костяная нога)
Коза - … (дереза)
Царевна - … (лягушка)
Аленький – (цветочек)
Федорино – (горе)
8. Составление связного рассказа по сюжетной картинке.
Давайте теперь сочиним свою сказку.
Посмотрите на картинки кто здесь? (Девочка, собака, божья коровка).
Что здесь? (Дом, лейка, цветы).
С помощью этой картинки сочиним сказку.
Как начнём сказку? (Жила- была девочка Маша).
Где жила девочка?
(Девочка жила в красивом домике).
Кто был у Маши? (У неё была собака Шарик, с которой они не расставались).
Что росло возле дома? (Возле дома на лужайке росли цветы ромашки).
Что делала девочка? (Каждое утро девочка брала лейку и поливала цветы на лужайке).
А что делали цветы? (Цветы улыбались и разговаривали с девочкой).
Кто залетел на лужайку? (На лужайку залетела божья коровка).
Что она увидела? (Божья коровка увидела, что ромашки улыбаются и разговаривают с девочкой).
Что подумала божья коровка? (Она подумала, как хорошо делать добрые дела, даже цветы улыбаются).
Кто сможет рассказать всю сказку? (Полный пересказ сказки)
- Молодцы, хорошо пересказали. Теперь точно баба яга к нам не придет! Из вас получились очень хорошие сыщики! И хорошие, умные гости сказочной страны!
III. Итог. Заключительная часть (рефлексия).
Молодцы, ребята! А, теперь давайте попрощаемся с жителями этой прекрасной страны, нам пора возвращаться. Чтобы вернуться в детский сад нам надо сказать волшебные слова, повторяйте за мной:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вместе мы в кругу опять,
Крепко за руки держитесь,
В детском саду все окажитесь.
Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, вам сегодня было интересно путешествовать?
- Где мы сегодня побывали?
- Чему учат сказки? (Добру, товариществу, быть трудолюбивым, смелым, помогать в беде и т. д.)
- Что мы делали на занятии?
- Мне тоже понравилось путешествие, и вы такие молодцы, вы настоящие знатоки сказок. На память о нашем путешествии получите книжки со сказками.