Галина Никифорова
Конспект занятия по литературному чтению в 1 классе «Азбука — первая учебная книга»
▼ Скачать + Заказать документы
Добукварный период. УМК «Школа России»
(конспект занятия и презентация) Урок 1 Азбука
Урок 1 Азбука – первая учебная книга
Основные виды учебной деятельности Знакомство с правилами работы на уроке, правилами работы с учебной книгой. Знакомство с историей появления письменности, алфавита.
Планируемые предметные результаты освоения материала
Предметные Ориентироваться в «Азбуке»; называть и показывать элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац). Называть условные знаки, объяснять значение каждого знака; оценивать результаты своей работы на уроке
Публикация «Конспект занятия по литературному чтению в 1 классе „Азбука — первая учебная книга“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Метапредметные Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.
Личностные Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.
Оборудование Презентация «Азбука – первая учебная книга», Папка школьника
Ход работы
Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку, настрой на работу, организация внимания учащихся.
Знакомство с новым учебным предметом и учебником «Азбука».
У: Ребята, перед вами новый учебник. Это Азбука. Первая часть. Рассмотрите обложку. Давайте откроем учебник. Фо рзац— элемент конструкции книги, лист, соединяющий книжный блок с переплётной крышкой. Иногда на форзацах помещают различные справочные данные. Обратите внимание на форзац, пожалуйста, в красной рамке условные обозначения. Они будут встречаться на страницах учебника, рядом с тем или иным заданием. Посмотрим: красный кружок – текст читает взрослый; синий ромбик – текст читает ребенок; две звездочки – работаем в паре; три звездочки – работаем в группе; книжка – работа со словарем; восклицательный знак – задание повышенной сложности; сова – сведения о языке. Давайте перевернем страницу и посмотрим, какие обозначения нам встретятся.
Д: Работа в группе и задание повышенной сложности.
У: Правильно. Видите, есть красный кружок и синий ромбик. Вспоминаем, авторы учебника предлагают прочитать самому ребенку. Кто из вас умеет читать? Поднимите руку. Хорошо. Послушайте. У нас в стране и в других странах живет много разных народов, и каждый говорит на своем языке. Писать и читать учатся дети везде по специально составленному для этого учебнику. С самых далеких времен во многих языках каждая буква имела свое название. Так было и в нашем славянском языке. Названия нашим буквам дали Кирилл и Мефодий. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась. Вот как назывались буквы: аз, буки, веди, глаголь, добро. Давайте назовем первые две буквы.
Д: Аз Буки
У: Правильно. Напоминает название нашего учебника? Есть и поговорка: Сначала Аз да Буки, а после и науки. Скажите ребята, что мы будем учить по этому учебнику, как вы понимайте поговорку?
Д:
У: Ребята, а как вы знайте, как люди пришли к созданию алфавита? Представьте, что алфавит не изобрели. Как можно было обмениваться информацией? Есть предложения?
Д:
У: Устно можно было передать послание. Но вы слышали о игре Испорченный телефон. Суть игры в том, что слово говорили по цепочке быстро и шепотом, а последний игрок произносил то, что он услышал. Слово искажалось порой очень сильно. Так было и с информацией. Даже сказки, каждый мог рассказывать по своему: добавляя что-то или наоборот убирая из повествования. Что бы передать информацию люди стали ее изображать. Самый простой и наглядный вид записи – рисунок. Предметное письмо. Но и такой способ был не очень удобный. Есть
легенда о персидском царе Дарии I. По легенде он получил послание от кочевников скифов. Послание включало в себя следующие четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Попробуйте прочитать это письмо.
Д:
У Царь Дарий посчитал, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорности принесли ему землю, воду и небо, ибо мышь означает землю, лягушка — воду, птица — небо, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Однако один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Как оказалось в дальнейшем, этот мудрец был прав. Попробуйте нарисовать послание скифов, что бы мы могли правильно его истолковать.
Д:
У: Появилась пиктограмма – это схематический рисунок, который изображает вещи, события и явления, о которых идет речь. Это письмо было очень наглядно и вполне годилось для передачи небольших сообщений. Есть современные знаки, которые мы понимаем. На одежде, дорожные знаки, в магазинах. Какие знаки вы еще знаете?
Д:
У: Первоначально египетское письмо было пиктографическим: каждый знак изображал какой-нибудь предмет. Позже рисунок был связан уже не со значением слова, а со звуком. Например, рисунок рта обозначал букву «р». Тип письма, при котором изображение обозначало звук, назвали иероглифическим. С помощью иероглифов можно было отразить любую, даже самую отвлеченную мысль. Однако каждый, кто хотел научиться писать, должен был запомнить несколько тысяч значков. Первый настоящий алфавит появился на Ближнем Востоке и состоял из 30 символов, каждый из которых обозначал определенный звук. После древние финикийцы изобрели буквенно-звуковой алфавит, который послужил образцом для иврита, арабского, латинского и древнегреческого алфавитов. Сравним славянский и современный алфавит. В русском языке 33 буквы. Это то количество, которое позволяет нам общаться и понимать друг друга. И знать их обязательно. Вот за знаниями и ходят в школу. Каждый предмет будет учить вас тому, что он содержит. А сейчас пришло время разминки.
Разминка
Дружно встали — раз, два, три,
Мы теперь богатыри,
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце — руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
У: Здорово. А теперь вернемся к нашему учебнику. Посмотрите на картинку: что вы видите? Как вы понимайте поговорку: учиться – всегда пригодиться?
Д:
У: Давайте полистаем учебник. Нас ждет много интересного, правда. Что бы было легче ориентироваться в главах и разделах, есть содержание, где указано название главы, раздела и страница. Посмотрите в конце учебника. Вернитесь к 4 странице. Посмотрите на рисунок или иллюстрацию внизу страницы. Что изображено? Слева? Справа?
Д:
У: Как можно объединить вещи в каждой группе одним или двумя словами?
Д: Игрушки и учебные принадлежности
У: Назовите ваши учебные принадлежности.
Д:
У: А как вы думайте, сколько учеников будут учиться по этому учебнику? Срок службы этого учебника – пять лет. Посмотрите на обложке и вы увидите, учился ли кто по нему до вас или нет. Учебник надо беречь. Тогда следующий ученик будет заниматься по целому, чистому, без надписей учебнику.
Рефлексия
У Наш урок подходит к концу. Самое время поставить оценку. Но это не обычная оценка уже потому, что вы будете ее ставить себе за работу на уроке и мне, за проведенный урок. Перед вами карта. Каждый урок вы будете закрашивать по одному квадрату: красным цветом – если вы ничего не поняли, задачи вызывают затруднения; желтым – если вам понятен материал, но при выполнении заданий возникают сложности; зеленым – все дается легко и просто, никаких вопросов при выполнении заданий. Кроме этого, вы можете поставить смайлик: грустный, если урок не понравился, вы не успевайте выполнить задание, а уже нужно делать, что-то другое; спокойный – урок, как урок; веселый – побольше бы таких занятий.
Дома
Ознакомиться с учебником. Подобрать обложку.