Папки-передвижки

Литературно-музыкальная композиция «В парчу и золото одетая пора»

Татьяна Ковалева
Литературно-музыкальная композиция «В парчу и золото одетая пора»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательные цели

Развитие речи:

- обобщить представления детей об осени, осенних изменениях в природе;

- закрепить знания детьми осенних месяцев, умения определять месяц по приметам;

- активизировать словарь детей, обогатить его определениями, обозначающими эмоциональное состояние, эстетичными терминами (радостное, взволнованное, восхищенное, спокойное, легкая грусть и т. д.);

- совершенствовать навык рассматривания картин, формировать целостное представление об изображенном на картине;

- закреплять умение различать разные жанры живописи: натюрморт, пейзаж.

Публикация «Литературно-музыкальная композиция „В парчу и золото одетая пора“» размещена в разделах

Музыкальное воспитание:

- продолжать учить детей слушать музыку внимательно и до конца;

- совершенствовать умение описывать настроение и характер музыкального произведения, передавать словесно и в движении свои впечатления о прослушанном.

Развивающие цели

- развивать интерес к русской поэзии, музыке и художественным произведениям;

- развивать образное мышление, творческое воображение, эмоциональную отзывчивость;

- развивать музыкальный слух детей, желание слушать музыку, понимать и принимать ее.

Воспитательные цели:

- воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней;

- воспитывать самостоятельность, активность, творческое отношение и любовь к различным видам искусства.

Материалы и оборудование: запись пьес А. Вивальди «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь», вальс «Осенний сон» А. Джойса; репродукции картин, в том числе: И. Хруцкий «Цветы и плоды», И. Левитан «Золотая осень», М. Башкирцева «»Осень», стенды для картин; шапочки – маски овощей для танца – хоровода; столы, оформленные в соответствии с осенними месяцами; природные материалы.

Предварительная работа:

- наблюдение за изменениями, происходящими в природе осенью: изменение цве6та листьев, отлет птиц на юг, понижение температуры воздуха;

- изготовление поделок из природного материала;

- беседы о настроении, чувствах, ощущениях, которые возникают во время прогулки осенью;

- разучивание стихотворений об осени;

- составление рассказа по картине детьми вместе с родителями, дома, с опорой на вопросы, составленные воспитателем;

- слушание и обсуждение произведений А. Вивальди «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»;

- разучивание песен об осени, танца «Овощей»;

- рисование, аппликация, лепка на осеннюю тематику.

Содержание:

Дети входят под спокойную музыку, рассматривают оформление зала и рассаживаются за три стола, оформленные в соответствии с осенними месяцами.

Ведущий:

Я рада приветствовать вас в нашей литературно – музыкальной гостиной, в которой сегодня разместилась картинная галерея, посвященная осенним пейзажам и натюрмортам.

На улице уже настоящая осень. Не ранняя, а пышно убранная и нарядная, в лоскутьях опавшей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, словом та, которую называют в России поздней. Величава и красива природа России в любое время года. Но осенью особо хороша – так и поет русская душа!

Осень дарит нам необыкновенную красоту. Во все времена осенью любовались поэты, художники, музыканты. Свои впечатления они описывали в произведения. Художники писали картины, поэты сочиняли стихи, а композиторы – музыку. Ребята, давайте, сегодня вспомним эти произведения и через них окунемся в красоту осенней природы.

1 ребенок

Мы собрались сегодня в зале,

Чтоб с осенью поздравить вас!

Ее поэты воспевали

В своих немеркнущих стихах.

2 ребенок

Художники и музыканты,

Всем сердцем и душой любя,

Нам рассказать всегда старались,

Как дивно осень хороша!

3 ребенок

В их музыке и на картинах,

Она – царица красоты!

Достойная стихов и песен,

Полотен, творчества души!

4 ребенок

И мы сегодня выступая,

Всех вас приятно удивим,

Стихи об осени читая,

В мир нашей сказки пригласим.

Песня об осени.

Ведущий

На протяжении всей осени природа переживает три этапа – это ранняя, золотая и поздняя осень. Эти столы накрыты скатертями разных цветов. Они символизируют три осенних месяца: скатерть зеленого цвета – это сентябрь, желтого – октябрь, а белая скатерть – это ноябрь.

Итак, сентябрь!

5 ребенок

Миновало лето,

Осень наступила

На полях и в рощах,

Пусто и уныло.

Птицы улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Темны, темны ночи.

(А. Плещеев)

6 ребенок

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера.

(Ф. Тютчев)

Ведущий

Ребята прочитали стихотворения великих русских поэтов. Они предают в своих стихотворениях спокойное, умиротворенное настроение, радость от увиденного в природе.

А сейчас, я предлагаю послушать музыкальное произведение об осени.

Звучит фрагмент муз. Произведения А. Вивальди «Сентябрь».

Ведущий

Какое настроение создал у вас композитор Антонио Вивальди своей музыкой? (Ответы детей)

- Почему первый месяц осени – сентябрь – Антонио Вивальди представил нам таким радостным? (Ответы детей)

- Музыка создает веселое, радостное, торжественное, праздничное настроение. Ведь в сентябре люди собирают урожай в своих садах и огородах, празднуют это событие.

И многим художникам нравился щедрый на дары первый месяц осени. Обратите внимание, что картины представлены двумя жанрами живописи – это пейзаж и натюрморт. Скажите, пожалуйста, какие картины относятся к пейзажу, а какие к натюрморту? (Ответы детей)

- Да, ребята, картина, на которой нарисованы деревья, трава, река, небо, лес, поля, одним словом – природа, называется пейзажем. А натюрморт - это когда художники рисуют овощи, фрукты, цветы, вазу, посуду. Я знаю, что некоторые дети, дома вместе с родителями, составили рассказ о наиболее понравившейся им картине. Давайте послушаем рассказ Вовы!

Ведущий

Молодец! Очень интересно ты рассказал нам про картину.

Ну а мы с вами закончим рассказ о сентябре веселым» танцем овощей».

Танец «Овощей»

Ведущий

Давайте теперь оговорим о втором месяце осени. Как он называется? (Октябрь)

- Октябрь - середина осени. Как еще называют эту осеннюю пору? (Золотая осень)

- Почему? (Ответы детей)

- В яркий наряд – золотой, оранжевый, бордовый, красный – оделись деревья и кусты. Их яркая листва словно горит и светится в ясном осеннем воздухе. Ребята, как вы думаете, какой самый яркий праздник осени? (Самый яркий праздник осени – это листопад)

Двигательная импровизация «Осенние листочки» под музыку «Осенний сон» А. Джойка.

Ребята, слышите, летит ветер – ветерок (звучит музыка). Он поднимает нас над землей. Ой, какими легкими стали руки. Ребята, да ведь ветерок превратил нас в осенние листочки. (Листочки осыпаются - дети садятся на пол. Ребенок изображающий ветер, пробегает между листочками – детьми касается их. Листочек, которого коснулся ветер, поднимается и начинает кружиться, придумывая свой танец. С окончанием музыки дети – листочки плавно опускаются на пол.)

.

7 ребенок

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Ведущий

В стихотворении Ивана Алексеевича Бунина многообразие красок осени создает ощущение радости, нарядности. Осень взяла самые яркие краски, и все деревья разукрасила по – своему, по – осеннему. Кого одела в золотой наряд, кого в ярко – красный, кого в лиловый. «Унылая пора! Очей очарованье! – так удивительно точно и красиво сказал об этой поре Александр Сергеевич Пушкин.

8 ребенок

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Ведущий

Поэт передает нам свое взволнованное настроение, которое вызывает у него природа. Читая стихотворение, создается ощущение легкой грусти, прощания природы и человека с теплым временем года. Ведь в октябре уже чаще идут дожди, становится холоднее. Послушаем еще одно произведение Антонио Вивальди, которое называется «Октябрь».

Звучит фрагмент музыкального произведения А. Вивальди «Октябрь».

Ведущий

Какое настроение было у композитора, когда он писал эту музыку? (Ответы детей)

- Как вы думаете – почему? (Ответы детей)

- Какое настроение у вас, когда вы слушаете «Октябрь? (Ответы детей)

- Что хочется делать под эту музыку? (Ответы детей)

Как красиво и проникновенно об этом периоде осени с помощью музыки рассказал композитор! А сейчас мы с вами узнаем, как об этом рассказали художники.

Какие красивые пейзажи! Что вы чувствуете, когда смотрите на них? (Ответы детей)

- Какое настроение у вас возникает? (Ответы детей)

Ведущий

Послушаем, что расскажет нам Рома.

Ведущий

Спасибо за замечательный рассказ!

Но вот, вслед за золотой осенью наступает поздняя осень. Как называется третий месяц осени? (Ноябрь)

- Что происходит с природой в ноябре? (Ответы детей)

9 ребенок

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Внешнюю леса красу.

С холоду щеки горят,

Любо в лесу мне бежать

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

(А. Майков)

10 ребенок

Попевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

(К. Бальмонт)

11 ребенок

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора

Стоял ноябрь уж у двора.

(А. Пушкин)

Ведущий

Так поэты: Аполлон Николаевич Майков, Константин Дмитриевич Бальмонт, Александр Сергеевич Пушкин говорят о поздней осени, предавая нам печальное настроение. Мы грустим по птичьим голосам, по теплым лучам солнца, по нарядным уборам деревьев. Но композитор, Антонио Вивальди, пишет музыку про ноябрь совсем не грустную. В те времена, когда жил композитор, в ноябре знатные люди выезжали на охоту, для всех это было праздником. Послушайте, как описал охоту в произведении композитор.

Звучит произведение А. Вивальди «Ноябрь»

Ведущий

- Какое настроение у этой музыки? (Музыка передает звук охотничьих труб, отдающийся эхом. Она громкая, радостная, торжественная.)

- На что похожи быстрые несущиеся звуки? (Это мчатся лошади и бегут гончие псы.)

- Почему музыка звучит то громко, то тихо? (Это звучат трубы охотников. Впереди всех ждет праздник)

Ведущий

Конечно, в ноябре люди тоже радовались: устраивали праздники, ходили в лес, на охоту. Но вот природа поздней осени уже не радует нас своими красками. Поэтому и описывают ее художники различными темными оттенками. Посмотрим на картины, которые представляют в нашей галерее ноябрь. Их не так много. Послушаем, что расскажет нам Андрей.

Ведущий

Спасибо большое за замечательный рассказ. Вот так интересно. Каждый по – своему рассказали поэты, художники и музыканты нам об осени. Мы с вами почувствовали, как ликует, но и немного грустит об ушедшем лете природа. Музыка, стихи и картины еще не раз подарят нам воспоминания, о таком замечательном временим года, как осень.

Публикации по теме:

Осеннее развлечение в средней группе «Осень в гости к нам пришла»Осеннее развлечение в средней группе «Осень в гости к нам пришла» Цель:Обогатить знания детей о сезонных изменениях в осеннее время года. Развивать эмоциональную отзывчивость, творческую активность, желание.

Праздник «Золотая осень» для учащихся 1–2 классовПраздник «Золотая осень» для учащихся 1–2 классов Цели и задачи: систематизировать и обобщить знания детей об осени. Формировать эстетические представления о красоте природы, поэзии; развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Литературно-музыкальная композиция «В парчу и золото одетая пора»
Опубликовано: 1 ноября 2014 в 21:50
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Литературно-музыкальная композиция «В парчу и золото одетая пора»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ковалева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД