Олина Калиева
Литературная викторина «Салат из сказок» по творчеству К. И. Чуковского для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Литературная викторина «Салат из сказок»
по творчеству К. И. Чуковского (для старшей группы)
Подготовила воспитатель Олина Александровна Калиева
Доминирующая область: Чтение художественной литературы.
Интегрированные задачи:
Публикация «Литературная викторина „Салат из сказок“ по творчеству К, И, Чуковского для старшей группы» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Сценарии развлечений
- Темочки
Продолжать воспитывать интерес детей к творчеству К. И. Чуковского, закрепить знания детей о прочитанных сказках.
Совершенствовать речевые навыки дошкольников. Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство сопереживания, желание помочь другим.
Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус.
Формирование у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни (правильное питание, движение, сон, о полезных и вредных для здоровья человека привычках.
Закрепление умения считать до 8, формирование представлений о равенстве: определение равного количества предметов.
ОСНАЩЕНИЕ:
1. Портрет К. И. Чуковского.
2. Выставка книг К. И. Чуковского.
3. Выставка рисунков по сказкам К. И. Чуковского.
4. Выставка фигур из соленого теста и пластилина.
5. Проектор, презентация с иллюстрациями по сказкам К. И. Чуковского.
6. Пазлы.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Чтение произведений К. Чуковского : «Телефон», «Доктор Айболит», «Краденое солнце», «Путаница», «Федорино горе» и др. ; рассматривание иллюстраций; просмотр мультфильмов по произведениям К. И. Чуковского; рисование и лепка героев сказок К. Чуковского, подготовка эмблем для команд, разучивание девизов команд.
Ход:
Ведущий:
- Дорогие дети и гости, мы рады приветствовать вас на нашей литературной викторине «В гостях у сказки».
Участие в викторине принимают две команды.
1 команда «Храбрецы». Наш девиз:
«Мы едины, мы непобедимы -
Книжки мы читаем,
Сказок много знаем».
2 команда «Весельчаки». Наш девиз:
«Дружно сказочки читаем,
Дружно песенки поем,
Вместе нам совсем не скучно,
Всех мы в гости к нам зовем».
Каждая команда за правильный ответ получает страничку книжки-малышки. Я надеюсь, что каждая команда соберет к концу викторины целую книгу.
Ведущий:
- Наша викторина посвящена творчеству известного детского писателя, а какого, попробуйте догадаться сами.
Недалеко от Москвы, в поселке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. (слайд 1) Он родился 1 апреля, 1882г. Если он был жив, то ему бы исполнилось 130 лет. Давно нет с нами его, но книги его живут и будут жить еще долго. С ранних лет его сказки приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши бабушки и дедушки не представляют своего детства без его сказок. Он придумал множество сказочных героев : Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра, Крокодила.
- Как звали этого замечательного детского писателя? (отвечают дети). (слайд 2, 3)
Корней Иванович Чуковский сначала писал для взрослых. Он писал статьи для газет и журналов. А потом начал сочинять сказки, стихи. Кроме сказок Корней Иванович переводил английские песни, сказки Киплинга, Марка Твена и других писателей.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее имя – Николай Васильевич Корнейчуков.
Ведущий:
- Первый конкурс называется «Вопрос - ответ». Задаю вопросы по сказкам К. И. Чуковского, ребята будьте внимательны.
1) Какая сказка начинается именинами, а кончается свадьбой? («Муха-Цокотуха») (слайд 4)
2) В сказке «Доктор Айболит» есть животное по имени гиппопотам. Как еще называем мы этого зверя? (бегемот) (слайд 5)
3) Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в сказке «Телефон»? (они объелись лягушками) (слайд 6)
4) Кто приучил к порядку мальчика из сказки «Мойдодыр»? (Умывальник) (слайд 7)
5) Кто проглотил солнце из сказки «Краденое солнце»? (крокодил) (слайд 8)
6) В какой сказке все наоборот? («Путаница») (слайд 9)
7) Что просили животные в сказке «Телефон» (Слон-шоколад, крокодил-калоши, зайчатки-перчатки, мартышки-книжки) (слайд 10)
8) Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена? (Бармалей - разбойник; Федора-бабушка; рыжый, усатый великан-таракан; Тотошка, Кокошка-крокодильчики). (слайд 11, 12, 13, 14)
-Молодцы, ребята с этим конкурсом вы справились хорошо.
(Ведущий за правильный ответ вручает командам страничку от книжки).
Ведущий:
- Второй конкурс «Закончи строчку». Я прочту отрывок из сказки, а вы продолжите.
«Добрый доктор. (Айболит)
Он под деревом. (сидит)
Приходи к нему. (лечиться)
И корова, и. (волчица,
И жучок, и. (червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый. (доктор Айболит!»
(Вручает страничку от книжки).
(входит доктор Айболит) (слайд 15)
Доктор Айболит:
- Здравствуйте, ребята. Вы меня звали? Вас полечить?
Ведущий:
- Нет, дорогой доктор. Наши дети здоровы, их лечить не надо.
Доктор Айболит:
- Ну, тогда покажите мне. Какие вы крепкие и сильные.
Физкультминутка:
Нас не надо вам лечить, (шагают друг за другом по кругу)
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики, (поглаживают животики)
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)
А потом к траве присядем. (приседают)
Как орлы летим, парим, («машут» руками)
Во все стороны глядим,
Где же Африка – страна? («глядят» из-под руки)
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем, (поскоки по кругу)
Как веселый, звонкий мячик.
Скок-поскок, скок-поскок,
Не цепляйся за сучок.
Дружно к бедным страусятам (шагают)
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать.
Всем мы помощь оказали, (Показывают, какие сильные)
Сами сильными мы стали.
Доктор Айболит:
- Я вижу, какие вы сильные и крепкие.
Ведущий:
- Наши дети не только крепкие и сильные, но и музыкальные.
Третий конкурс «Музыкальный». (слайд 16)
Частушки:
1. Мы Корнея почитали
Умными такими стали
Но и тут мы не отстали –
Сами книгу написали.
2. Нет на свете ничего
Лучше сказочек его.
А кого – узнаете
Лишь на фото взглянете.
(слайд 17)
3. Мы старались, мы лепили
И смотри, что сотворили.
Кто Чуковского читал –
Тот фигурки все узнал.
4. Мы девчата золотые
Все талантливы такие.
Вот немного подрастем
Как Корней писать начнем.
(слайд 18)
Доктор Айболит:
- Ой, какие молодцы! Что ж настал момент прощания, до сказочных новых встреч.
Ведущий:
- Спасибо вам, Доктор Айболит! Приходите к нам еще. А мы с вами, ребята, давайте рассмотрим нашу выставку книг.
Четвертый конкурс «Книжные правила»
Но прежде, надо вспомнить правила обращения с книгами.
1. Книги брать чистыми руками.
2. Книги нельзя рвать.
3. Книги нельзя мять.
4. Нельзя рисовать на книгах.
5. Нельзя загибать углы.
(Ведущий вручает странички от книжки-малышки)
Ведущий:
- Но есть ещё одно золотое правило, которое надо запомнить: "Книги любят тишину", поэтому нельзя громко разговаривать, шуметь и баловаться, надо быть внимательными.
Ведущий:
- Я хочу рассказать вам, как Чуковский стал детским сказочником, поэтом. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Они ехали в поезде. Мальчик капризничал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь, папа стал рассказывать ему сказку : «Жил да был крокодил, он по улицам ходил.» Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее слово в слово. После этого случая Чуковский и стал сочинять сказки. (слайд 19)
- Сейчас нам дети расскажут из каждой команды как появились сказки К. И Чуковского (по выбору).
У Корнея Ивановича часто бывали приливы радости и веселья, такое, что идешь по улице и радуешься всему, что ты видишь. Один такой день он запомнил, хотелось вспорхнуть и полететь, взмахнув крыльями. Именно в этот день он сочинил сказку о «Мухе-Цокотухе», о двойном празднике – именинах и свадьбе, а в роли жениха автор представлял себя. (слайд 20)
Работая в кабинете Чуковский услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, потому что не хотела умываться. Тогда папа подошел, взял ее на руки и совершенно неожиданно сказал :
«Надо, надо умываться,
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам!»
Так и появился «Мойдодыр» .
(слайд 21)
(Вручает странички от книжки-малышки)
Ведущий:
- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: «Всегда-писал он-где бы я не был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей.
Пятый конкурс «Загадки от Чуковского».
Загадки:
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.
(Яйцо и цыплёнок.)
(слайд 22)
Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная!
(Коньки.)
(слайд 23)
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
(Крапива.)
(слайд 24)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт —
Заплачет она и умрёт.
(Сосулька.)
(слайд 25)
(вручает странички)
Ведущий:
Следующий конкурс - Соревнование
На столе лежат предметы из сказок К. И. Чуковского. Каждая команда должна выбрать те вещи, которые подходят только к их сказке. (слайд 26)
1-я команда – сказка «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа, мочалка, утюг, подушка).
2-я команда – сказка «Муха-Цокотуха» (фонарик, сапожки, барабан, монетка, варенье, мед, чашка, баранки).
Ведущий:
- Сколько предметов у вас в корзине?
- Ребята, выберите пожалуйста, такую цифру которая соответствует количеству предметов.
- Количество предметов у вас одинаковое?
Ведущий:
- Чему учит каждая из сказок?
Дети:
«Мойдодыр» - аккуратности и опрятности.
«Муха-Цокотуха» - быть добрыми, смелыми, уметь помогать другим.
(Воспитатель вручает страничку от книжки-малышки).
Ведущий:
- Ребята, а вы хотите, чтобы муха ожила? Закрывайте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три, муха оживи!» (звучит музыка и ребенка превращаем в Муху-Цокотуху, надеваем маску. С окончанием музыки дети открывают глаза.) Ребята, наша картинка ожила. (слайд 27)
Муха-Цокотуха:
Я – Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Я ходила на базар,
Я купила самовар.
Угощу друзей чайком,
Пусть приходят вечерком.
Я – Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
У меня для гостей
Много вкусных сластей!
В пары дружные вставайте,
Будем танцевать!
Парный танец.
Ведущий:
- Спасибо Муха-Цокотуха, тебе за угощение, присаживайся к ребятам.
Ведущий:
- Вот и подошла к концу наша викторина по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Ребята, а сейчас мы подсчитаем сколько страничек мы собрали на книжку. И мы видим, что победила дружба. Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.
Сказки Корнея Чуковского добрые, веселые, интересные. Сказки великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
- Какие конкурсы были на нашей викторине? (дети отвечают).
Дети:
1. Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве «Бармалея»
И «Крокодила» не читал,
Не восхищался «Телефоном»
И в «Тараканище» не вник.
Как вырос он таким ученым,
Не зная самых главных книг.
2. Хорошие книжки писал дед Корней-
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши и дети
Сказки читать веселые эти.