Ирина Погорелова
Листая страницы народного календаря. Куклы весенних обрядов
▼ Скачать + Заказать документы
Почему-то всегда в ноябре начинаешь готовиться к Новому году, а как только встретишь его – уже ждешь весну. Так что, не дожидаясь марта, я решила познакомить вас уважаемые коллеги с куклами весенних обрядов.
В далекой древности у восточных славян весна была такая долгожданная гостья, что встречали ее несколько раз. Цикл весенней обрядности разделялся на два важнейших периода. Первый, ранневесенний, начинался с Масленицы проводами зимы и кликанием весны, включал в себя период Великого Поста и продолжался до Пасхи, о нем мой сегодняшний рассказ.
Публикация «Листая страницы народного календаря, Куклы весенних обрядов» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Календарь народной куклы
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Темочки
Встреча весны связана с множеством обрядовых песен - закличек, изготовлением традиционных кукол, подготовкой к проведению пахоты и сева. После принятия Христианства весну стали закликать в определенные дни церковного календаря, получившие в связи с этим народные названия. На Евдокию - «Плющиху» или по другим источникам Авдотью - Весновку (14 марта, в некоторых деревнях средней полосы России приходились первые весенние заклички, по этому случаю делали соломенного коня – символ Солнца – и прикрепляли под коньками крыш. С этим днем связывались особые приметы. Считалось, что Авдотья хранит ключи от весенних вод, и если захочет, то пустит воду, а нет – так и задержит, либо морозы напустит. Начало весенних ветров тоже ассоциировалось с 14-м марта, поэтому Веснянку прозвали еще и Свистуньей, приговаривая: «Вот те на! Приехала Свистунья». А еще Веснянку - Авдотью (Евдокию) именовали Плющихой, Плюшнихой – из-за того, что снег начинал «плющиться», то есть оседать, слеживаться при таянии. Потому и говорили: «Плюшниха провела плюшки».
У древних славян этот день был известен как Овсень Малый – бог труда. Поэтому существовала пословица: Пришли Евдокеи – мужику затеи: соху точить, борону чинить. Конь по славянским традициям – особо почитаемое животное. В давние времена многое в жизни людей зависело от лошади. Без этого животного не могла обойтись ни посевная, ни поездка, ни свадьба. Всюду человека сопровождал верный конь. Конь представлялся нашим Предкам в облике золотого солнца, а пышная, развивающаяся на ветру грива, напоминала солнечные лучи. Солнечный конь у славян - символ плодородия и мощной власти, приносит в дом удачу и счастье, оберегает от злых напастей и лихих людей. Эта традиционная народная кукла, делалась из ткани, лыка, травы, могла быть и игровой, и обережной. Конь, является мужским оберегом, помогает мужчине быть успешным в делах, одерживать победы. Это пожелание, закреплённое в кукле - быть всегда «На коне», добиваться своих целей. Пожелание успеха, и удачи в делах.
Оберег Солнечный конь - очень простой на вид, но с удивительно теплой энергетикой. Тело обережной куколки я сделала из джутового шпагата, а из остатков шпагата получился жеребенок.
Кукол Веснянок чаще всего начинали делать с 14 марта. Ростом куколка – с ладошку, а силы, радости и молодой весенней яри в ней запас до самой Купалы. Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Таких кукол девушки дарили друг другу. Она является оберегом молодости и красоты. С этой куколкой я знакомила вас в предыдущих публикациях.
По мотивам традиционной народной куклы появилась тряпичная кукла «Первоцвет». Она очень похожа на Веснянку, но коса плетется по-другому. Из косы получается петелька, за которую куклу удобно подвешивать на ветки деревьев. Куклу «Первоцвет» я выполнила на основе «кувадка» в желто-зеленой гамме, как цветки растений-первоцветов.
Праздник Герасима – «грачевника» (17 марта) в центральной России он совпадал со временем прилета грачей. В народе говорили : "Увидел грача - весну встречай". Чтобы ускорить наступление тепла, в день Герасима пекли из ржаного кислого теста птичек - "грачей". Если в этот день на пахоте находили грачиное перо, его пеленали в тряпочку, как куклу, и перетягивали поясом. Такой амулет носили за подкладкой шапки, считалось, что он обеспечит своему владельцу покровительство в сельскохозяйственных работах.
В эти же дни выпускали на свободу пойманных еще по осени птиц. А вместо них дома вешали специально сделанную тряпичную птичку, также тряпичных птиц развешивали на ветвях деревьев под весенние заклички. Наши предки верили, что птицы приносят счастье и удачу – в птиц могут входить души умерших родственников, которые нас любят и помогают в земной жизни. Из чего только не делали птиц на Руси! Из тряпочек, соломы, дерева, дранок (тонких щепочек, теста. Птичек украшали цветами, зернышками, перевязывали ленточками.
Птица счастья – это милое поздравление с весной и вестник хороших новостей. Кукла сделана традиционным способом из лыка мочального, а перышки оплетены цветными лентами, согласно обережной символики.
День сорока Севастийских мучеников в народе называли «Сороки». Именно этот день, 22 марта, день весеннего равноденствия, был переломным в народном календаре.
Наши славянские пращуры считали, что на холодную зиму птички улетают на небо, в Вирий (такой славянский рай). Чтобы птицы вернулись, нужно было их обязательно закликать. Сообщить, что прошла суровая зима, снова солнце стало теплым, а дни длинными. Пора птичкам возвращаться на землю, к людям! Гнезда вить, птенцов выводить, своим щебетом сердце радовать. Для этого праздника есть и специальная кукла – Птица-радость. Эта кукла символизировала птиц, которые приносят на своих крыльях весну. Куклу очень нарядно одевали, украшали тесьмой, бусами. Но, самое главное, делали из лоскутов ткани тряпичных кукол-птичек и нашивали на «Птицу-радость». Таких птичек должно было быть обязательно нечетное количество и одну сажали на голову кукле, потому что считалось, что если птица спустится на голову к девушке, то будет она счастлива. И еще одна особенность: головной убор для самой куклы тоже делали в виде птичьего клювика. Вот какая Птица-радость получилась у меня.
На Сороки и Благовещенье делались куклы – Мартинички – маленькие нитяные куколки. Название они свое получили от марта месяца. Мартиничков вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы и из красных - символ весны и жаркого солнца. Мартиничек девушки развешивали на деревьях, где их раскачивал весенний ветер, в иных местах дети привязывали их к длинным шестам вместе с жавороками. И размахивая шестами, они бегали по деревне и закликали весну. По другим источникам Мартиничек делали – 1 марта. В этот день их дарили родственникам и знакомым. Мартинички прикалывали на одежду и носили. В каждой местности носили разное время. Где-то считали, что достаточно трех дней, а где-то думали, сто нужно носить до 22 марта – весеннего равноденствия. В некоторых местах не было точной даты, а определялось все природными ритмами. Например, не снимать мартиничку, пока не зацветет вишня или пока не увидишь первого аиста.
Всех этих кукол объединяет главное – их цель «приманить» Весну. Очень надеюсь, что весна придет к нам вовремя.
Спасибо за внимание!