наталья чиркова
Занятия в старшей группе в рамках проекта «Линия жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность на тему: «Линия жизни»
Цель проекта : Закрепить представление детей о предметах и явлениях окружающей действительности. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира. Познакомить детей с линией жизни.
Публикация «Занятия в старшей группе в рамках проекта „Линия жизни“» размещена в разделах
Задачи: Учить детей сравнивать человека и куклу. Находить сходства и различия. Учить обосновывать свои ответы. Закреплять умения составлять предмет из отдельных частей. Развивать конструктивные способности. Воспитывать желание работать.
Использование образовательных областей: Познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, физкультура, конструирование.
Используемый материал: Посылка, кукла, фланелеграф, д/и «Собери куклу», письмо.
Продолжительность: 3 недели.
Участники: вся группа.
Проблемные вопросы: Чем отличается кукла от человека. В чем состоят их сходства и различия.
Предполагаемые результаты: Освоение детьми «линией жизни» всего живого. Понимать взаимосвязь внутри системы. Умение делать только добрые дела. Уважительное отношение к старшим.
Реализация проекта : Дети свободно играют. Стук в дверь, педагог открывает в группу входит почтальон, вручает посылку.
Воспитатель: «Ребята, вам принесли посылку. Совсем не понятно, что в ней и кто ее прислал. Давайте посмотрим, что в ней. Разворачивает, достает письмо и куклу. Читает письмо:
«Здравствуйте ребята, мы узнали, что вы очень любите играть разными игрушками. Мы для вас сделали куклу Марину. Играйте ею и нас вспоминайте.
Ребята, а письмо забыли подписать, как же мы узнаем, откуда оно пришло? Может кто-то знает, где делают куклы?
Дети: Кукол делают на заводе или на фабрике.
Воспитатель: Правильно, кукол делают на фабрике игрушек,и видимо эту куклу прислали нам работники фабрики. Спасибо им. Давайте рассмотрим куклу Марину:
- Из каких частей состоит кукла?
Дети: Из головы, рук, ног, туловища.
Воспитатель: Что на голове у куклы?
Дети: Волосы, лицо.
Воспитатель: Что на лице находится?
Дети: Нос, рот, глаза, щеки.
Воспитатель: Правильно, а что соединяет голову и туловище?
Дети: Шея.
Воспитатель: А что это?
Дети: Спина, живот, грудь.
Воспитатель: Молодцы ребята. Эта Марина просто прелесть, да и наши куклы тоже. На кого они похожи?
Дети: Они похожи на человека.
Воспитатель: Значит кукла тоже человек, или мы с вами тоже куклы? Вот Полина (показывает на девочку, а вот Марина (показывает на куклу). До чего же они похожи. Значит девочка Полина тоже кукла?
Дети: Нет, Полина-это девочка.
Воспитатель: Полина, подойди ко мне, мы сравним тебя с куклой.
-Что на голове у куклы?
Дети: Волосы.
Воспитатель: А что на голове у Полины?
Дети: Тоже волосы.
Воспитатель: Волосы у Полины растут?
Дети: Да растут.
Воспитатель: А волосы у куклы растут?
Дети: Нет
Воспитатель: Чем отличаются глаза?
Дети: Полина умеет моргать, а кукла нет.
Воспитатель: Зачем Полине рот, что кукле рот?
Дети: Полина разговаривает, кушает, а кукла нет.
Воспитатель: Голова у куклы может самостоятельно вращаться?
Дети: Нет
Воспитатель: А у Полины?
Дети: Может.
Воспитатель: Послушайте друг у друга, как ваше сердце. А теперь послушайте, стучит ли сердце у куклы? Почему у куклы сердце не стучит?
Дети: Потому что она не живая.
Воспитатель: Посмотрите, что может делать руками Полина (машет). Может ли это делать руками Кукла?
Дети: Нет, не может.
Воспитатель: Вы сказали, что кукла этого делать не может, а вот посмотрите, она тоже подняла руки.
Дети: Она не сама их подняла. Это вы их подняли.
Воспитатель: Какова кукла на ощупь? Какова Полина на ощупь? (дети дотрагиваются до куклы и до девочки руками).
Дети: Полина теплая, а кукла холодная.
Воспитатель: Правильно. Давайте проверим, может ли кукла двигаться. Поставим ее на пол и будем все вместе делать зарядку.
Физминутка:
Мы ногами топаем топ-топ-топ,
А руками хлопаем хлоп- хлоп- хлоп,
Носок-пятка, носок-пятка,
А теперь пойдем вприсядку
Приседаем, приседаем
И как птички мы летаем.
На носочках потянулись
За грибочками нагнулись
А теперь скорей бежать
Никому нас не догнать.
Воспитатель: мы двигались, а кукла нет. У нас стало сильно биться сердце, нам стало жарко. Нам стало весело, мы с вами улыбаемся. А кукла,как стояла, так и осталась стоять на месте. Почему?
Дети: Она не живая, а мы живые.
Воспитатель: Откуда появилась кукла?
Дети: Ее сделали на фабрике.
Воспитатель: А откуда появились вы?
Дети: Нас родила мама.
Воспитатель: А что произойдет с вами лет через пять?
Дети: Мы станем старше, будем ходить в школу.
Воспитатель: А что будет с куклой?
Дети: Кукла останется останется такой же.
Воспитатель: Правильно ребята. Она не вырастет: какой была такой и останется. А люди рождаются, растут, и изменяются. Люди живые, а кукла нет.
Теперь вы знаете, человек живой. Он растет, умеет говорить, смеяться, играть. И сейчас мы с вами поиграем в игру: «Собери куклу из частей».
Воспитатель: Вот еще одно письмо, которое прислали вам:
«Здравствуйте дети! Я знаю, что вы любите игрушки, девочки любят кукол. Но стало трудно придумывать новые игрушки, которые бы вам нравились. Нарисуйте, каких бы вы хотели иметь кукол и рисунки пришлите мне.
Дети садятся за стол, рисуют рисунки.
Все рисунки рассматриваются, складываются в конверт. Конверт запечатывается и отсылается на кукольную фабрику.
Занятие 2.
Задачи: Развивать умение правильно и точно отвечать на поставленные вопросы. Развивать речь, творческую активность детей. Воспитывать уважение к пожилым людям.
Материал: Стол картинки с изображением людей разных возрастов человека, животных, растений, рыб; бумага, карандаши.
Реализация:
Дети свободно играют. На столе лежат картинки с изображением детей разного возраста. Импровизированная лента от диафильма.
Воспитатель: Ребята, помните на прошлой неделе, на занятии, мы рассматривали куклу и человека, сравнивали их, и вы узнали, что кукла это игрушка, она не растет, останется всегда одинаковой. А ребенок растет. Сколько вам сейчас лет?
Дети: Пять.
Воспитатель: Как вас сейчас называют?
Дети: Нас называют дошкольниками.
Воспитатель: А когда вам было всего два года, как вас называли?
Дети: Нас называли малышами.
Воспитатель: А когда вам было всего два месяца, как вас называли?
Дети: Лялечками.
Воспитатель: Да, вы были совсем маленькими и конечно этого не помните. Вас тогда называли младенцами или грудничками. Вот посмотрите, у меня нарисованы люди разного возраста:
Младенец
Ребенок ясельного возраста
Малыш
Дошкольник
Что все время происходит с ребенком?
Дети: Он растет.
Воспитатель: Что умеет делать ребенок в каждом из этих возрастов?
Разнообразные ответы.
Воспитатель: А что же будет дальше? Что будет с ребенком?
Дети: Ребенок пойдет в школу. Его будут называть учеником. Когда он пойдет учиться в университет, его будут называть студентом. Он окончит университет, получит профессию, его будут называть инженером или рабочим, а может бизнесменом или юристом.
Дети рассматривают картинки и находят окончательные признаки каждого возраста.
Физминутка:
Солнечные зайчики
Играют на стене
Поманю их пальчиком-
Пусть бегут ко мне!
Ну, лови, лови скорей
Вот, вот,вот-левей, левей!
Прыг-скок, прыг-скок,
Убежал потолок!
Дети выполняют соответствующие движения.
Воспитатель: Дети, посмотрите на наши картинки, какая получилась длинная линия. Линия, которая показывает развитие ребенка от рождения до старости - это не просто линия это «Линия жизни» человека. Как вы думаете, у кого есть еще линия жизни?
Дети: У животных, рыб, птиц, у растений.
Воспитатель: Вы правильно говорите, линия жизни есть у всех живых существ. Давайте наклеим картинки на доску.
Дети наклеивают картинки с изображением животных, растений, рыб, при этом обсуждают возраст - изображенный на картинках.
Воспитатель: Ребята, давайте пофантазируем и представим, какими вы будете, когда станете взрослыми. Нарисуйте себя взрослыми.
Дети рисуют, затем эти рисунки складывают в конверт и запечатывают, чтобы открыть, когда вырастут.
Занятие 3
Образовательные задачи: Показать смену поколений человека. Познакомить с линейной системой человека. Дать понятие о взаимосвязях внутри системы.
Развивающие задачи: Развивать память, речь, детей.
Воспитательные задачи: Показать пользу дел человека. Воспитывать уважение к старшим.
Материал: Портреты К. И. Чуковского, А. Л. Барто, краски, бумага.
Реализация: Дети свободно играют в группе.
Воспитатель: Ребята, на прошлой неделе, на занятии, я давала вам задание, вы должны были узнать,как вас будут называть, когда вы станете взрослыми, а так же как называли вас, когда вы были маленькими.
Ответы детей.
А теперь мы вернемся к нашему диафильму, который мы назвали «Линия жизни».
Дети просматривают и вспоминают.
Вопросы к детям:
1. Как называют человека в том или ином возрасте?
2. Что особенного в этом возрасте?
3. Что умеет делать человек в этом возрасте?
Все вы говорите правильно, но мне кажется, тут не хватает несколько кадров. Что было до того, когда вы родились? Где вы были?
Ответы детей
Воспитатель: Посмотрите на картинку, на которой нарисован ребенок в животике у мамы.
Дети находят картинку и дополняют диафильм.
Воспитатель: В животике у мамы человек уже живой. Он все слышит, все чувствует. Подумайте и расскажите, что вы слышали, находясь в животике у мамы.
Ответы детей.
Физминутка: Ребята, давайте покажем человека от рождения до старости. Сели на корточки, голову пригнули, растем, распрямляемся. Выросли большими, потянулись на носочках, состарились, сгорбились.
Таким образом, мы показали всю жизнь человека-от рождения до старости.
Воспитатель: Ребята, а у кого есть еще «линия жизни»?
Дети: У всего живого.
Воспитатель: Что случается с деревьями, цветами, животными, когда они стареют?
Дети: Они умирают.
Воспитатель: А что случается с человеком, когда он становится совсем стареньким, больным?
Дети: Человек тоже умирает.
Воспитатель: Жил человек жил, прожил такую длинную жизнь, а что же от него останется?
Дети думают.
Воспитатель: У дедушек и бабушек останутся их дети и внуки. И на последнем кадре нашего диафильма мы можем нарисовать всех детей. И жизнь будет продолжаться снова. Начнется новая линия жизни.
Ребята, а когда человек умирает, мы о нем помним?
Дети: Да помним, потому что любим своих бабушек и дедушек.
Воспитатель: Посмотрите на этот портрет. Вы узнаете, кто на нем изображен? Это портрет Корнея Ивановича Чуковского. Этого человека давно уже нет на свете, но мы помним и любим, все и взрослые и дети. Скажите,какие сказки К. И. Чуковского вы знаете?
Дети перечисляют.
Воспитатель: Я начну стихотворение, а вы продолжайте его:
- Уронили мишку на пол….
- Зайку бросила хозяйка…
- Идет бычок качается…
Кто написал эти стихи? Их написала А. Л. Барто, ее тоже давно нет в живых, но мы продолжаем до сих пор читать ее стихи, и детям стих ее нравятся.
А сейчас я предлагаю послушать замечательную музыку в исполнении П. И. Чайковского.
Дети определяют характер произведения, Рассказывают, что они представляли себе, когда слушали музыку.
Воспитатель: После человека остаются не только его дети и внуки, но и его дела. Если человек хороший, добрый, то и дела его хорошие и добрые и память о нем добрая и долгая. От злого человека, тоже остается память, но она не будет долгой и хорошей. Но жить надо так, чтобы от вас осталась только добрая память.