Дружинина Елена
Лингвистические основы совершенствования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Детская речь – это особый этап овладения речью детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Во время дошкольного возраста ребенок овладевает только одной формой речи, это устной речью. Устная речь – это речь звучащая, основу которой составляют фонетические средства языка, а именно, его фонетическая система, интонация и ударение.
Публикация «Лингвистические основы совершенствования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
В дошкольной методике развития речи данный аспект описан в работах О. И. Соловьевой, А. М. Бродич, А. С. Фельдберг, А. И. Максимовым, М. Ф. Фомичевой, Ф. А. Сохина и других в учебных и методических пособиях.
Звуковая сторона русского языка характеризуется протяжностью гласных звуков, мягкостью произношения согласных звуков. Главной особенностью является своеобразие произношения каждого из звуков русского языка. Таким образом, для русской речи свойственно интонационное богатство, которое предопределяет эмоциональную насыщенность.
Звуковая культура речи – понятие, которое включает в себя все, что обеспечивает правильное звучание речи (то есть фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительную и четкую дикцию). Воспитание орфоэпически правильной речи – это развитие умения говорить в соответствии с нормами литературного произношения [9].
Орфоэпические нормы включают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, то есть, специфическое явление устной речи; формирование выразительности речи владения средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Отмечено, что ребенок в обыденном общении обладает природной выразительностью речи, однако имеет необходимость в обучении свободной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании; формированию дикции – четкого, ясного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом [2].
Обладание правильным произношением речевых звуков считается наиболее важным звеном развития речи у ребенка. Важно знать, что правильному произношению звуков дошкольник учится постепенно. Звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз.
Овладение речью – это сложный, охватывающий разные стороны звукопроизношения, психологический процесс. Возникновение речи и ее последующее формирование находится в тесной зависимости со многими факторами. Она начинает свое развитие только в том случае, если головной мозг, слух, дыхание и артикуляционный аппарат ребенка достаточно развиты. Но, даже имея хорошо развитый речевой аппарат, сформированный мозг, отличный физический слух, ребенок не научится говорить, если его не окружать речевой деятельностью. По-другому, можно сказать, что речевая деятельность может осуществляться только при слаженном функционировании головного мозга и иных отделов нервной системы.
Педагогика как наука формирует особое понятие звуковой культуры речи. Как категория педагогики, звуковая культура речи предрасположена к выделению аспектов, требующих определенного педагогического влияния, с целью их развития [12].
Из числа данных аспектов педагогика обычно выделяет:
1. звукопроизношение (дикция);
2. физические средства звуковой выразительности речи (владение органами речи, мимика);
3. звуковую выразительность речи (интонацию, тембр);
4. речевое дыхание;
5. фонематический слух.
С точки зрения дошкольной педагогики звуковая культура речи предполагает :
1. Воспитание орфоэпически правильной речи (умения говорить согласно нормам литературного произношения). Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, проговаривание конкретных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В орфоэпии важно не только произношение, но и ударение, то есть своеобразное проявление устной речи. Русский язык можно охарактеризовать как сложную систему, так как в нем достаточно часто встречается подвижное и разноместное ударение;
2. Формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для этого нужно развивать правильное речевое дыхание, речевой слух и моторику артикуляционного аппарата;
3. Формирование выразительности речи – постижение средств речевой выразительности предполагает развитие способности пользоваться высотой и силой голоса, ритмом и темпом речи, паузами, различными интонациями [8].
Необходимо отметить то, что в обыденном общении ребенок обладает естественной выразительностью речи, тем не менее, ребенка необходимо учить свободной, осознанной, осмысленной выразительности при чтении стихотворений, пересказывании, рассказывании;
4. Формирование дикции – правильного, четкого, внятного, ясного произношения любого звука, определенной фразы, а так же слова в целом;
5. Воспитание культуры речевого общения как части этикета.
В педагогике звуковая культура речи обычно выделяет два фундаментальных раздела:
• культура речепроизношения;
• фонематический слух.
Данные разделы определяют ход работы в направлениях развития речедвигательного аппарата и восприятия речи. То есть, направлены на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппарата; а также на формирование слухового внимания, речевого и ритмического слуха.
Самая маленькая звуковая единица речи – это звук. Во всем своем многообразии звуки имеют различия по их роли в речи. Одни звуки в лингвистике называют линейными, так как, располагаясь друг за другом в четкой последовательности, они образовывают новые звуки, слоги, слова, фразы, иначе говоря, образовывают единицы языка, наполненные смыслом. Другие звуковые единицы языка называют надлинейными – к ним относятся ударение и интонирование. Эти единицы считаются признаками устной речи и участвуют в модулировании артикуляционных органов [8].
В процессе формирования звуковой культуры речи у дошкольника, особое место занимает усвоение звуковых единиц речи.
Особым значением для дошкольника в процессе формирования звуковой культуры речи считается усвоение звуковых единиц речи. Это определяется тем, что основное количество дефектов звуковой культуры ребенка связано с овладением артикуляцией отдельных звуков. Например таких как [р] и [с].
Д. Б. Эльконин определяет фонематическое понимание как «восприятие отдельных звуков в слове и способность осуществлять исследование звуковой формы слов при их проговаривании». Так же он указывает на то, что «под звуковым анализом необходимо понимать определение порядка звуков и слогов в слове, формирование различной роли звука, выделение главных характеристик звука» [25].
Если речевое формирование детей в норме, то фонематическое понимание не требует какого-либо преподавания, а звуковой анализ - требует. Фонематическое понимание – это первая стадия в поступательном движении к овладению грамотой. Следовательно, звуковой анализ – это вторая ступень (порядковый фактор). Существует одно важное правило: фонематическое понимание формируется с первого года жизни до пяти лет, а звуковой анализ способствует отражению звуков в письменной форме (содержательный фактор).
Таким образом, звуковая сторона русского языка характеризуется протяжностью гласных звуков, мягкостью произношения согласных звуков. Главной особенностью является своеобразие произношения каждого из звуков русского языка. Воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения.
Звуковая культура речи с точки зрения дошкольной педагогики предполагает:
• формирование правильного звукопроизношения и словопро-изношения;
• воспитание орфоэпически правильной речи;
• формирование выразительности речи;
• формирование дикции;
• воспитание культуры речевого общения как части этикета.
Обычно звуковая культура речи в педагогике выделяет два фунда-ментальных раздела: культура речепроизношения и фонематический слух.