Ольга Гамазина
Обобщение педагогического опыта: Народный земледельческий календарь в работе со старшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
азвивающая среда играет огромную роль развитии и воспитании у детей чувства красоты, любознательности. В групповой комнате создан совместно с детьми и родителями уголок по народной культуре. Там находится карта и герб Ивановской области. Дети знают символику герба. В уголке собраны льняные полотенца, сделанные в нашей области руками прабабушек наших детей. Имеются образцы с Ивановской белой строчкой. Через этот уголок мы стараемся донести до детей традиции нашего родного края.
Публикация «Обобщение педагогического опыта: Народный земледельческий календарь в работе со старшими дошкольниками» размещена в разделах
Осенью внесли в группу колосья ржи и пшеницы. Рассматривали и сравнивали их. Зарисовывали колоски. Весной рассматривали зерна пшеницы и ржи. Сеяли пшеницу в уголке природы. Наблюдали и зарисовывали появляющиеся всходы. Оформили вместе с детьми альбом
«От зерна до каравая».
Каждый день я стараюсь связать с земледельческим календарем. Когда начинается новый месяц, я знакомлю детей с его народным названием и вместе с детьми мы думаем, почему назван так этот месяц. Например, сентябрь – летопроводец (провожаем лето) или ноябрь – ледень (появляется лед). Я говорю детям также о приметах времен года. Но мне хотелось познакомить детей с трудом крестьянина-земледельца. На помощь мне пришел земледельческий календарь. Я сделала выписку из земледельческого календаря, где как раз говорится, в какие дни. Что должен был делать крестьянин-земледел. В ходе экскурсий, бесед я говорила детям, какой сегодня день, какие приметы, поговорки этого дня. Дети заинтересовались. На другой день спрашивали, а какой сегодня день?
Я поставила перед собой две задачи:
1. Формирование понимания гармоничной взаимосвязи природы, человека и культуры.
2. Обобщение представлений о труде крестьянина-земледельца, развитии умения выделять закономерности и этапы работы земледельца, развитии способности творчески мыслить, желании приобретать новые знания.
Работу я начала с экскурсии в булочную. И вот почему. Во-первых, тем самым ставилась задача: откуда взялся этот вкусный хлеб, кто и как работает, чтобы в каждом доме, на каждом столе был вкусный хлею. Во-вторых, следовало опровергнуть мнение, что хлеб в магазине делают.
После экскурсии была познавательная беседа «Хлеб – мое боготство». Во время беседы я отметила, как много надо затратить труда, чтобы получить хлеб, который ежедневно подается к столу.
Другой формой работы является познавательный рассказ воспитателя. Я рассказывала детям о процессе вспашки, подчеркнула, что для будущего урожая важна глубина вспашки почвы и посева зерна. Я познакомила детей с такими днями, Яков теплый, Еремей-запрягальник, Бориса день, Пшеничник.
Следует использовать фольклор во всех его проявлениях. Вместе с детьми мы познакомились со сказками «Семь Симеонов», «Мороз Иванович», раздумывали стихи Некрасова, Майкова, читали рассказы Ушинского «Хлеб», Е. Пермякова «Колосок». Чтение сопровождалось показом картин и иллюстраций. Для рассматривания я использовала картины Левитана и Васнецова.
Вместе с детьми мы сеяли пшеницу в уголке природы, чтобы убедиться, что свет и тепло, вода и земля нужны для роста растения.
Большую роль в приобщении детей к народной культуре играет работа с родителями. Я познакомила родителей с «Русским народным земледельческим календарем «Радоница» Рожновой. Родители помогали детям в придумывании сказки к такому-то дню. Я провела консультации: «Жизнь народная – в словах», «Азбука добрых чувств», «Истоки трудолюбия».