Надежда Путырская
Воспитание экологической культуры у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Прививать детям любовь к природе необходимо с самого раннего возраста. Дошкольники восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно сломать ветку с дерева, раздавить бегущего по траве муравья. Чтобы научить детей беречь и охранять природу, нужно вводить ребёнка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём что-то новое для себя, рос исследователем, путешественником к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. Работая над темой «Воспитание экологической культуры по средствам общения с природой», разработала собственные образовательные программы «Воспитание экологической культуры посредствам общения с природой» и «Окно в мир». В результате использования данных программ, дети умеют вести наблюдение, экспериментировать, знают правила экологически правильного поведения, устанавливают связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использование, знают представления о родном крае, о традициях, о фольклоре, о труде взрослых. Совместно с родителями и педагогами создана развивающая среда: живой уголок, зимний сад, фитобар, лаборатория для проведения опытов, экологический класс, кинозал для просмотра фильмов о природе, составлена карта-схема экологической тропы, разрабатываются маршруты для каждой возрастной группы. Изготовила и использую в работе картотеку подвижных, дидактических и экологических игр : «Экологические цепочки», «С какого дерева листочек?», «Живое – неживое», «Лес и луг», «Назови части растений», «С какой ветки детки?», «Когда это бывает?» и многие другие. Для развития познавательной деятельности изготовлен дидактический материал, это альбомы: «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Домашние животные», «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Деревья», «Ягоды», «Красная книга растений», «Первоцветы» и другие. В результате использования этого материала, дети научились выделять существенные признаки представителей растительного мира, устанавливать элементарные выводы, умозаключения и причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. Для успешного решения поставленных задач использовала и другие формы и методы работы – это проведение опытов и экспериментов. В экологическом классе оборудована лаборатория для проведения опытов, в ходе которых дошкольники могли увидеть, как пьёт растение воду, что сначала появляется из семени, где быстрее вырастет лучок, как изменилась веточка сирени. Закреплять полученные знания лучше всего на практике, в повседневной жизни, поэтому была организована элементарная совместная трудовая деятельность, проводились игры-драматизации («Как поссорились растения», «Цветочная полянка», дидактические игры («Чудо-дерево», «Наряди деревце», «Зелёная аптека»). Разработала цикл образовательной деятельности: «Жалобная книга природы», «Через добрые дела можно стать настоящим экологом», «Для чего нужна Красная книга?», а так же участвую в инновационной деятельности с экологическими проектами : «Весна идёт» и «Деревья – наши друзья». Особую роль при ознакомлении детей с миром растений была отведена музыке. На музыкальных занятиях воспитанники с удовольствием слушали произведения о природе, передавали образы растений в музыкально-ритмических танцевальных движениях и психологических этюдах, проводился ряд развлечений и досугов «Осенняя охота», «Воспоминание о лете», «Птицы – наши друзья», «Яблочный спас», «Люблю берёзку русскую». Большую роль в воспитании у детей любви к родной природе отведено чтению художественной литературы о природе, воспитывается отзывчивость и интерес к миру растений. Полученные знания о природе дети выражали в художественно-творческой деятельности, отражая чувства и настроения в рисунках: «Кисть рябинки», «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик», «Весёлые листочки», «Украсим теремок для зверей» и многие другие. Знакомство детей с миром растений проходит и в образовательной деятельности по ручному труду из природного и бросового материала. Во время прогулок и экскурсий был собран разнообразный материал, из которого шишки, веточки, желуди превращались в ёжиков, лесовичков или птичек, а из засушенных листьев и ягод появлялись красивые панно и картины. Ежедневно во время прогулки дети принимали участие в уборке территории своего участка, и каждый раз у них возникал вопрос: откуда берётся столько мусора. Мною был разработан экологический проект «Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!». Из баночек, бутылочек, фантиков, проволочек, трубочек из-под сока мы мастерили интересные поделки, обыгрывали их во время игровой и образовательной деятельности. Эта деятельность так завлекла меня, что в свободное от работы время я стала изготавливать картины из бросового материала: «Осенняя фантазия» (из кусочков стекла, «Ромашки» (из коробок конфет, «Белый букет» (из кусочков кожи, «Морской прибой» (из пенопласта). С целью просвещения родителей по вопросам формирования у детей интереса и бережного отношения к миру растений, я использовала консультации, дискуссии, беседы. Ведь многое зависит от того, как относятся к природе взрослые, какой пример подают ребёнку. Родители с удовольствием принимали участие в природоохранных акциях «Берегите первоцветы», «Мы – друзья природы», экологических праздниках, изготовлении кормушек для птиц, в конкурсах: «Вырастим цветок для группы», «Щедрые дары осени», «Вся земля – цветущий сад», в фотоконкурсе «Как прекрасен этот мир, посмотри». Оформила папки-передвижки: «Рецепты природы», «Любимые уголки природы нашего посёлка». В результате всей этой работы, наши дети значительно расширили свои знания о представителях растительного мира, освоили элементарные навыки ухода за растениями, у них появилось желание общаться с природой, значительно повысился интерес к миру растений, сформировалось осознанное правильное отношение к объектам живой природы, в частности к растениям.