Светлана Кремнева
Воспитание экологической культуры дошкольников в условиях мегаполиса с помощью наблюдения
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание экологической культуры дошкольников через наблюдение
в условиях мегаполиса.
С. Н. Кремнева, воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №85» г. Бийск.
В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы. Быстрый рост городов и, соответственно, численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами. Ребенок все больше времени проводит за компьютерными играми, телевизором, но никакой, даже самый красивый фильм о природе не заменит живого общения с ней. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы.
Публикация «Воспитание экологической культуры дошкольников в условиях мегаполиса с помощью наблюдения» размещена в разделах
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая и исследовательская деятельность. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомых, птиц.
В процессе наблюдения формируется основное содержание знаний дошкольников – представление о предметах и явлениях окружающего мира, отвечает познавательным возможностям детей дошкольного возраста.
Наблюдение позволяет раскрыть все стороны личности ребенка, поэтому оно и стало основным методом воспитания экологической культуры дошкольников в проекте «Формирование экологической культуры дошкольников через наблюдение в условиях мегаполиса».
Цель данного проекта - создание условий для формирования экологической культуры дошкольников через наблюдения в условиях мегаполиса.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
• Формировать экологические знания у дошкольников в условиях мегаполиса.
• Развивать познавательный интерес к миру природы.
• Формировать умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
• Воспитывать гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру в целом, развивать чувства эмпатии к объектам природы.
Проект рассчитан для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
На подготовительном этапе проекта была проведена диагностика уровня экологического образования детей. Результаты показали, что высокий уровень экологического образования составил – 23,5%, средний – 39,8%, низкий – 36,7%.
Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, было проведено анкетирование «Дети и природа». (Результаты анкетирования)
Для организации работы был систематизирован изученный материал, составлен перечень объектов и явлений по сезонам в соответствии с возрастом детей, необходимых для наблюдения. Подобраны различные сюрпризные моменты, викторины, загадки, стишки, игровые и трудовые действия, дидактические игры экологического содержания «Мы друзья природы», «Назови живую и неживую природу», «С какого дерева лист», «С какой ветки детки» (если выше не перечисляете какие именно, может и здесь не надо). Приобретено оборудование для организации наблюдения за природными объектами. – (пошло перечисление) лупы, лейки, палочки для рыхления, пульвилизатор. На следующем этапе проводилась работа по реализации перспективного планирования.
Наблюдения могут быть кратковременные (за трудом дворника, долгосрочные (за ростом цветов на клумбе, незапланированные (на цветок села красивая бабочка). При организации таких наблюдений, соблюдаются последовательность в переходе от конкретной задачи наблюдения к другой, от фактов к связям, от накопления представлений к их сопоставлению, а затем к выводам.
Необходимо обращать внимание детей на ежедневные изменения в уголках природы (распустился цветок, на участке детского сада (сломана ветка, и за его пределами (листьев на деревьях стало мало). В ходе таких наблюдений у детей развивается наблюдательность, сообразительность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения.
Чтобы сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, мы предлагаем наблюдения в черте города :
- «На реке Бия» - дети в естественных условиях наблюдают последовательность в сезонных изменениях: видят неповторимую летнюю красоту течения реки, стрекотание стрекоз, сравнивают с красотой осеннего пейзажа, обмелевшей спокойной рекой, и вместе с этим, омрачающее это прекрасное, загрязнение берега мусором, бытовыми отходами, сломанными ветками деревьев. Все это подталкивает детей делать выводы и умозаключения о том, что люди наносят природе большие и маленькие раны, что природу нужно беречь, для этого нужно выполнять правила в природе.
- «Около проезжей части дороги» - дети наблюдают за проезжающим мимо транспортом, из труб которого выходит дым (выхлопные газы); отмечают, что воздух тяжелый, чем-то пахнет, а вблизи дорог лежит грязный снег: затем делают вывод, что таким воздухом дышать вредно (можно заболеть, надо гулять в парке, у реки, там воздух свежий, чистый.
Для того чтобы познакомить детей с природой ближайшего окружения, показать её взаимосвязь с окружающим миром, проводятся наблюдения на экологической тропе в разное время года, где дети наблюдают за деревьями, кустарниками, цветами, травами. В результате таких наблюдений дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы.
Также одной из первостепенных задач по реализации проекта, является привлечение родителей к совместной работе, так как именно семья как среда развития личности оказывает большое влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. В рамках проекта проведены родительские собрания: «Войди в природу другом», «Тайны природы»; акции: «Посади дерево», «Хлебные крошки», «Помоги птицам», «Помощь пернатым друзьям»; выставка рисунков «Люби родную природу»; консультации: «Игра помогает воспитывать интерес к растениям», «Воспитание экологической культуры у дошкольников», «Наше здоровье зависит от нас», «Сохраним цветы», «Хвойные деревья»; беседы «Витамины на окне», «Ядовитые растения», «Лето – шанс укрепить здоровье»; оформлен наглядно-демонстрационный материал: «Хвойные доктора – сосна, пихта», «Зеленая аптека», «Нужные части в нужное время, сушка и хранение листьев». Может быть были совместные выходы? Совместные для детей и родителей домашние задания: «Труд на огороде с детьми», «Уход за домашними животными и растениями». Вырастим овощи, цветы…
Проведенная работа позволила повысить уровень знаний детей по экологической культуре. По результатам диагностики на конец года высокий уровень экологического образования сформирован у 44, 4% детей, средний – у 51, 8%, низкого – нет.
Таким образом, целенаправленная и систематическая работа с дошкольниками позволяет сформировать начало экологической культуры у детей, осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление. Посредством простого экспериментирования у детей развивается умение анализировать, делать выводы. Они учатся практическим действиям по охране природы. Дошкольники охотно общатся с природой и отражают свои впечатления через различные виды деятельности.
Литература
1. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников : Учебно-методическое пособие / Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова. – Ярославль: Академия развития: 2003. – 112 с.
2. Иванова А. И. Экологическое наблюдение и эксперименты в детском саду. Мир растений / А. И. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 240 с.
3. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду / Н. В. Коломина. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 144 с.
4. Николаева С. Н. Юный эколог : Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
5. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/ О. А. Соломенникова. – М. : Мозаика Синтез, 2008. – 112 с.