Светлана Булич
«Лесное путешествие». Занятие по развитию речи (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
-Познакомить с видами лесов (хвойный, лиственный, смешанный).
-Закрепить названия деревьев.
- Расширить представление о диких животных, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Активизировать предметный и глагольный словарь, словарь признаков по теме «Дикие животные».
-Совершенствовать грамматический строй речи (согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже).
Публикация «„Лесное путешествие“, Занятие по развитию речи (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
- Развивать связную речь, зрительное внимание, логическое мышление, координацию речи с движением, ловкости.
-Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
-Воспитывать любовь и бережное отношения к природе.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята. Сегодня возле нашего детского сада меня встретил почтальон и вручил вот это письмо.
Давайте откроем и прочитаем, что же в нем написано.
«Дорогие ребята, к вам обращаются лесные звери. У нас большая беда, в наш лес прилетел злой волшебник, он запутал в нашем лесу всё, а нас посадил в большую клетку. Ключ заколдовал. А чтобы ключ расколдовать надо пройти много испытаний. Помогите нам, пожалуйста. Нам очень хочется домой».
Ну что ребята, поможем выручить лесных зверей.
А куда мы отправимся, я вам не скажу, вы догадайтесь сами:
Есть у ребят зеленый друг, веселый друг, хороший друг. Он нам протянет сотню рук и тысячу ладошек. Что это? (Лес).
А если лес наш друг, то как мы должны к нему относиться?
Ответы детей: (Мы должны к нему относиться хорошо, беречь его, любить, ничего не ломать, не бросать мусор).
Да, правильно, относиться надо бережно, потому что друзей берегут, любят.
А без чего не может быть леса? (Конечно без деревьев.)
А вот я проходила мимо одного дома, там росло три дерева -это лес? Конечно нет, лес- это, когда много деревьев. Расскажите, а деревья растут где? Да, на земле.
Значит лес-это большой участок земли, густо покрытый деревьями и кустарниками.
А какой бывает лес? ( Лес бывает: хвойный, лиственный, смешанный). Скажите, а какие деревья не растут в лиственном лесу? (В лиственном лесу не растет кедр, сосна, ель). А если в лесу встречаются и лиственные и хвойные деревья, то такой лес называют: смешанный лес.
Нам пора отправляться в лес, на поиски ключа. Там ждет нас много испытаний.
Вы готовы?
Сейчас закроем все глазки и произнесем: «Раз, два, три, ветер в лес нас принеси».
Вот мы оказались в лесу. Давайте выйдем на поляну и сядем на пеньки.
А вот и первое колдовство, которое нам надо расколдовать.
Скажите, какого дерева здесь не должно быть?
Выкладываю картинки:
Дуб, осина, береза, сосна (здесь не должно быть сосны.)
А почему ты решил, что здесь лишняя сосна? (Потому, что сосна- это хвойное дерево, а все остальные лиственные деревья.)
Сосна, ель, кедр, пихта береза (Здесь не должно быть березы, потому что это лиственное дерево, а все остальные хвойные.)
Осина, береза, клен, ель (Здесь не должно быть ели, потому что это хвойное дерево, а все остальные лиственные деревья.)
Кедр, лиственница, сосна, дуб (Здесь не должно быть дуба, т. к дуб лиственное дерево, а все остальные хвойные деревья.)
Вы справились с заданием.
Посмотрите, вот и открылась первая часть ключа. (Открываю первую часть ключа).
А злой волшебник еще и перепутал все листья, теперь лист у дуба - тополиный, это правильно? А какой лист у дуба? (Лист дуба- дубовый)
А лист у тополя?
А лист у березы?
Лист рябины?
Лист осины?
Лист клена?
Шишка сосны?
Шишка ели?
И с этим заданием справились, теперь у каждого дерева свой лист.
Посмотрите, вторая часть ключа открылась. Чары злого волшебника рассеиваются, значит вы правильно выполнили задание.
Пора перелетать на другую поляну. Встаем.
Физминутка.
Ветер тихо клен качал.
Вправо, вправо наклонял. (наклоны вправо)
Влево, влево наклонял. (наклоны влево)
Дунул ветерок (дуют в ладошки,
Зашумел листвою клен (Ш-Ш-Ш).
И листочек полетел (плавно размахивая руками обойти вокруг стульев)
И на землю тихо сел (тихо садятся на места).
А теперь мы на полянке, где спрятаны в клетке лесные звери. Вы готовы к новым испытаниям? Тогда слушайте, что Вам надо сделать.
Догадайтесь, кого посадил волшебник в клетку.
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверёк такой?
Острозубый, тёмноглазый,
По деревьям любит лазить. (Белка)
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса)
Хозяин лесной, просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк)
Сердитый недотрога, живёт в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёжик)
Посмотрите вот и еще одна часть ключа появляется.
Молодцы ребята. Правильно всех животных отгадали. А как вы думаете, про каких животных мы с вами отгадали загадки? Правильно про диких. А почему они так называются? Конечно, потому что они живут в лесу.
Давайте посмотрим, как лесные звери готовятся к зиме.
Инсценировка детей:
Осень. Ах, как много у меня работы! Нужно проследить, все ли готовы к приходу зимы.
Ведущий.
Вот и белка, и зайчишка,
Колючий ежик, бурый мишка.
Сейчас мы их сказать попросим,
Как все они встречают осень.
Заяц. Пора мне, зайчику, линять,
Пора мне шубу поменять.
Зимой быть серым не могу –
Меня заметят на снегу.
Белка. А я спешу, спешу, спешу,
Я на сучках грибы сушу,
Орешков делаю запас.
Осень. Ну что ж, старайся, В добрый час!
Медведь. В берлогу скоро лягу спать,
За осенью – зима опять.
Пусть мне во сне приснится мед,
Проснусь, когда весна придет.
Осень. А ты что хочешь, еж-ежишка?
Еж. Я тоже буду спать, как мишка.
Я поохотился за лето:
Мне надо отдохнуть за это –
Грибы искал, мышей ловил.
Устал я, выбился из сил.
Себе я листьев принесу,
Кроватку сделаю в лесу.
Проснусь – пойду встречать весну,
Опять охотиться начну.
Осень. Я вижу, всё у вас толково, к холодным дням вы все готовы.
Посмотрите, совсем немного осталось, и мы расколдуем ключ от клетки. Что же еще приготовил волшебник? Он перепутал жилища лесных зверей. Помогите каждому найти свой домик.
Где живёт белка? (Белка живет в дупле).
Где живут ёж, лиса? (Ёж и лиса живут в норах).
Где живёт заяц? (Заяц живет под кустом).
Где живет медведь? (Медведь живет в берлоге).
Где живет волк? (Волк живет в логове).
Молодцы ребята, вы отгадали и разрушили чары злого волшебника. (Открываю еще одну часть ключа).
И осталось последнее задание.
Я буду бросать мяч и называть животное, а вы должны назвать всех членов его семьи.
папа - медведь, мама - медведица, детеныш (и) — медвежонок (медвежата);
папа - волк.,
папа - заяц.,
папа - еж. ,
папа - лис. ,
папа - лось.
папа - олень.
Молодцы ребята. Вы со всеми испытаниями справились, и ключ для спасения зверей теперь у нас. Пришло время возвратиться в группу.
Давайте возьмемся за руки и произнесем волшебные слова: «Раз, два, три ветер в сад нас принеси».
Вот мы и на месте. Вот мы и добыли ключ от клетки и победили чары злого волшебника.
Скажите, какие задания вы выполняли в лесу, чтобы отыскать и расколдовать ключ (Мы отгадывали какие деревья растут в лиственном лесу, какие деревья растут в хвойном лесу, потом мы отгадывали на каком дереве растут листья. Еще мы отгадывали загадки про животных, помогали найти домик каждому из них. И называли всех членов животных.)
Вы сегодня были смелыми, добрыми, находчивыми, не побоялись злого волшебника, и расколдовали все его злые чары. А вечером я схожу на почту и отправлю ключ в волшебный лес.