Надежда Орлова
Логопедическое занятие в подготовительной группе «Лесная школа»
▼ Скачать
Цель:
- пополнение и систематизация знаний о весне, ее приметах;
- создание условий для развития связной речи детей.
Коррекционно-образовательные задачи:
- развивать связную речь детей, совершенствовать умения составлять предложения с использованием индивидуальных картинок-схем;
- развивать интонационную выразительность речи;
- активизировать словарь детей по теме;
- расширять словарь признаков (теплое, ласковое, яркое, желтое, весеннее, круглое, лучистое, действий (светит, тает, появляются, прилетают, набухают);
- закрепить согласование существительных с числительными;
Публикация «Логопедическое занятие в подготовительной группе „Лесная школа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- закрепить обобщающие понятия «первоцветы», «насекомые», «дикие животные»; приметы ранней весны в неживой природе;
-развивать навыки языкового анализа и синтеза;
-развивать фонематическое восприятие, речеслуховое внимание;
- закрепить умение деления слов на слоги;
Коррекционно-развивающие задачи:
-развивать у детей общеречевые навыки, мелкую и артикуляционную моторику;
-развивать наблюдательность, словесно-логическое, словесно-схематическое мышление, память, умение устанавливать причинно-следственные связи;
- формировать умение выполнять задания по инструкции педагога.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать чувство сплоченности, желание помочь другим людям;
- воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность.
Используемое оборудование:
Электронная презентация; 4 сюжетные картинки с изображением времен года: зима, весна, лето, осень; буквы алфавита; картинки-схемы для составления предложений: солнце, снег, сосульки, первые весенние цветы, перелетные птицы, весенние ручьи на дороге, проталины, подснежники, мать и мачеха, ландыши, заяц (беляк и русак, медведь в берлоге, весеннее дерево; тренажеры «Солнышко, покружись»; прищепки, макет солнца, цветные сигналы, большие карточки-буквы
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Вводная часть
-Добрый день, уважаемые педагоги. Приглашаем вас на наше занятие. А проходить оно будет в необычной школе.
Лесная школа для зверят. СЛАЙД 1
С утра открыты двери.
Здесь можно даже летом
Учиться всем предметам!
И ровно к 9 часам
Сбегается лесная детвора :
Лисичка, белочка,
Зайчонок, ежик,
Волчонок, медвежо… (Логопед устраивает переполох, оглядывается по сторонам, ищет медвежонка-его нет: - А где медвежонок? Медвежонка не видели)
Тигренок, олененок,
Енотик и барсук.
(Логопед по ходу стихотворения раздает детям эмблемы с изображением зверят)
Учитель - Мудрая Сова.
Зверята, это я.
– Ребята, сегодня мы поговорим о… Нет, я не буду вам ничего говорить, вы сейчас сами обо всем догадаетесь.
Деньки стоят погожие, Коля (Меланья)
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются, Богдан
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные, Катя
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
(Михаил Пляцковский)
– Вы догадались, о каком времени года говорится в стихотворении? (О весне)
– Правильно! Мы сегодня с вами будем говорить о весне, о весенних изменениях в природе.
2. Мотивационная часть СЛАЙД 2
Открывается презентация, на слайде медвежья берлога, заваленная снежными комьями.
– Ребята, посмотрите сколько снега.
– Случилась беда: с высокой горы упали большие снежные комья и завалили медвежью берлогу. Когда медведь проснется, не сможет выйти из своей берлоги. Надо помочь медведю. Скажите, что нужно для этого сделать? (Убрать комья)
– Эти комья не простые– каждый ком имеет задание, которое мы должны выполнить, только тогда вход в берлогу будет открыт. Поможем медведю? Тогда вперед…
3. Основная часть СЛАЙД 3
Задание 1-го кома
-Назовите самые первые признаки весны в природе.
Дети называют: ярче светит солнце, тает снег, появляются проталины, прилетают перелетные птицы, на деревьях набухают почки, появляются первые весенние цветы-первоцветы: подснежники, ландыши, мать-и-мачеха. По необходимости логопед помогает наводящими вопросами:
-Какое солнце весной?
-Что происходит со снегом?
-Как называются места, где стаял снег и видна земля?
-Кто прилетают из дальних мест?
-Что происходит с почками на деревьях?
-Какие первые весенние цветы появляются? Подснежники
-Как называются эти цветы? Ландыши, мать- и-мачеха
- Весной, дети, погода переменчивая.
Может быть тепло, тогда погода какая? (теплая)
Холодно, погода какая… (холодная)
Может выпасть снег, погода какая? (снежная)
Может подняться вьюга, какая погода? (вьюжная)
И тогда можно в лесу найти заснеженные поляны. СЛАЙД 4
Дыхательная гимнастика
(Педагог обращает внимание детей на слайд)
-Посмотрите, как медленно тает снег.
А что могло бы помочь быстрее растопить снег? Конечно, солнце.
Возьмите сейчас каждый свое «солнышко-тренажер» и подуйте на него через трубочку (дуйте правильно – щеки не надувайте, губы держите «трубочкой» делайте вдох носом, выдох – через трубочку). Пусть солнышко кружится и ярче светит.
- И у меня есть солнце. Посмотрите ребята, какое оно красивое, но чего-то тут не хватает? Солнечных лучей.
- Давайте солнцу вернем лучи. Прикрепите лучики -прищепки к солнцу. Давайте придумаем как можно больше слов про солнце, какое оно? (теплое, ласковое, яркое, желтое, весеннее, круглое, лучистое)
– Молодцы! Первый ком исчез. (На слайде «исчезает» первый ком
– А сейчас-задание 2-го снежного кома
На магнитную доску вывешиваются четыре сюжетные картинки: ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО и ОСЕНЬ
– Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года.
- Они перепутаны, расположите их правильно.
- Назовите зимние, весенние, летние, осенние месяцы.
Артикуляционная гимнастика
- А сейчас свою весеннюю сказку расскажет наш непослушный Язычок.
«Весенняя сказка весёлого язычка»
- Наступила весна, и в небе ярко засветило солнце.
(Открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 раза в др.)
- От его лучей звонко закапала капель. (Лошадка)
- Всё пело и оживало в весеннем лесу. Прибежал Язычок на полянку(«Блинчик»)
- Сел Язычок на пенёк («Грибок»)
- И огляделся («Часики»)
- На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими.
(«Улыбка»)
Вот и второй ком исчез. (На слайде «исчезает» второй ком)
Выполняем задание 3-го кома СЛАЙД 5
На экране поочередно появляются картинки Верблюд, Енот, Скворец, Носорог, Аист.
- Я буду называть картинки и выделять голосом первый звук в слове. На столе найдите нужную букву и прикрепите на доске (Верблюд – В, Енот – Е, Слон – С, Носорог – Н, Арбуз - А).
– Какое слово получилось? Давайте прочитаем: ВЕС – НА.
- На какую букву начинается слово? В
- На какой звук начинается слово? (ВЬ)
– Сколько букв в слове ВЕСНА? Назовите их.
- Сколько гласных (согласных) букв в слове?
- Каким цветом обозначаются гласные буквы? (красным)
- Каким цветом обозначаются согласные буквы? (синим и зеленым)
– Разделите слово ВЕСНА на слоги (прохлопайте). У кого есть желание разделить слово на доске?
- Сколько слогов в этом слове?
- Назовите 1-й слог, 2-й слог.
- Почему в слове 2 слога? (Два слога. Сколько в слове гласных, столько и слогов)
- А теперь, возьмите цветные сигналы и составьте цветную схему слова ВЕСНА каждый у себя. Я продиктую слово по звукам, но слово-подсказку я, ребята, уберу; посмотрите слово еще раз по-внимательнее.
- Вы все правильно сделали, молодцы! (На слайде «исчезает» третий ком)
Координация речи с движениями «ВЕСНЯНКА»
- Ребята, вы, наверное, устали, давайте поиграем.
Дети. Солнышко, солнышко-
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
(идут по кругу, взявшись за руку)
Логопед. Побежал в саду ручей.
Прилетели сто грачей.
(бегут легким бегом, «летят» по кругу)
Дети. А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
(медленно приседают, тянутся на цыпочках, руки вверх
Пальчиковая гимнастика «Пчела»
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек
И веселый мотылек.
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали
От усталости упали.
-Садитесь, ребята, нас ждет задание 4-го кома
- Пригрело ласковое солнышко и стали просыпаться разные насекомые.
- Каких насекомых вы знаете?
- Где прячутся насекомые зимой? (под корой деревьев). СЛАЙД 6
Слайд «Поваленное дерево зимой»
- А посмотрите какая красивая цветочная поляна весной. СЛАЙД 7
- Вот и первая пчела-труженица появилась.
- Почему пчелку называют труженицей? Что она делает? Нектар с цветов собирает.
- А за ней еще одна пчела.
- Давайте сейчас попробуем посчитать, сколько пчелок над цветочной полянкой появится (одна пчела, две пчелы, три пчелы… десять пчел).
Упражнение «Считай и называй»
- Молодцы! Посмотрите, мы уже выполнили 4 задания, и почти освободили вход в берлогу (На слайде «исчезает» 4-й ком)
-Задание 5-го кома
Логопед раздает детям картинки с приметами наступившей весны.
– Ребята, посмотрите внимательно на свои картинки.
( Все картинки-схемы обговариваются детьми: что у тебя нарисовано на картинке)
– Давайте составим по ним предложения о весне. Предложение свое начните так: «ВЕСНОЙ…»
Дети составляют предложения: Весной ярко светит солнце.
Весной тает снег.
Весной с крыш свисают сосульки.
Весной из теплых краев прилетают птицы.
Весной появляются первые весенние цветы.
Весной на дорогах много ручейков.
Весной многие животные меняют свою шубку.
Весной просыпается медведь.
Весной на деревьях появляются зеленые листочки.
– Молодцы! Какие красивые предложения у вас получились о весне.
- А сейчас одно из ваших предложений появится на экране.
- Вес-ной та-ет снег. СЛАЙД 8
- Теперь прочитаем его полностью.
- Сколько слов в предложении?
- Что стоит в конце предложения?
-Назовите 1-ое слово, 2-ое слово, 3-е слово.
С какой буквы пишется 1-ое слово в предложении?
- А теперь составьте схему этого предложения.
-Какой полоской обозначите 1-ое слово (почему эта полоска с трубой, 2-ое, 3-е слово?
Вот последний ком упал и освободил вход в берлогу (На слайде «исчезает» 5-й ком. Теперь хорошо видна берлога, а в ней медведица с медвежонком).
– Ребята! А в берлоге-то у нас не медведь, а… (Медведица и медвежонок)
– Правильно! Мы с вами спасли медведицу с медвежонком. Вот почему медвежонка не было на нашем занятии, но, несмотря ни на что, они целы и в безопасности.
– Вот мы и выполнили все задания, освободили вход в медвежью берлогу. Смотрите, медведица говорит вам всем: «Спасибо!»
III. Заключительная часть
– Ребята скажите, что мы делали сегодня на занятии? (Спасали медведицу с медвежонком, убирали снежные комья от берлоги)
– А как мы их убирали? (Выполняли разные задания)
– Трудными показались вам задания?
-У вас было желание помочь медведице с медвежонком?
- Что вы чувствовали, когда освобождали берлогу медведицы от снежных комьев?
–Что понравилось вам больше всего? (Дети отвечают)
– Вы сегодня все молодцы, старались, очень хорошо выполняли задания!
Я вам очень благодарна и примите от меня небольшое угощение.