Булдакова Ольга
Конспект внеурочного занятия экологической направленности в начальной школе «Лес и его обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Лес и его обитатели
Внеурочное занятие экологической направленности в начальной школе
Цель:
1. Проявление интереса к окружающему миру – 3 уровень.
2. Расширение экологических представлений младших школьников на основе доступных примеров – 2 уровень.
Публикация «Конспект внеурочного занятия экологической направленности в начальной школе „Лес и его обитатели“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Начальная школа. 1-4 классы
- Природа, экология. Внеурочная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды – 1 уровень.
4. Формирование бережного отношения к природе – 3 уровень.
Предварительно перед началом занятия : 6 парт расставляются полукругом, остальные выносятся в коридор.
Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!
Чтение стихотворения о доброте.
Начинается мой новый день,
Я с любовью встречаю его!
Вновь большой меня примет мир,
Он несет мне свет и тепло.
Мир объятья свои распахнет:
Сколько новых открытий вокруг!
С оптимизмом вперед я смотрю,
И друзей приглашаю в круг.
Правда, красивое стихотворение. У меня сегодня хорошее настроение, и я хочу поделиться им с вами.
- Ребята, предлагаю всем встать, пройти к доске и образовать один большой круг.
Дети встают в круг
- Давайте прикоснемся ладошками и зарядим друг друга положительной энергией. Каждая ладошка излучает радость и доброту. Улыбнитесь друг другу. Чувствуете, как мы подзарядились, как много в нас сил. Я думаю, их нам хватит до конца дня. А сейчас я раздам вам рисунки. За каким столом ваш рисунок, туда вы присаживаетесь.
- Посмотрите, у нас образовалось 6 команд. Давайте проверим, с каким настроением начинаем работу: если все хорошо – машем ручками и улыбаемся, если что-то непонятно – сидим как прилежные ученики.
- Ребята, вы представляете, сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание. Сейчас вам его зачитаю:
«Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Пусть на солнечной опушке
Раздается звонкий смех,
Игры, конкурсы, забавы.
Приглашаю к себе всех».
А в конце этого приглашения подпись:
«Я люблю гулять по лесу,
В лесу хожу я каждый день.
Всё в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Я веселый старичок,
Старичок – Лесовичок!»
- Ну, что, ребята, примем приглашение веселого старичка – лесовичка? А куда же приглашает нас старичок-лесовичок?
(В лес, к себе домой).
- Лес – это огромный дом со множеством интересных вещей и обитателей. А вам интересно, о чем мы будем говорить сегодня? (ответы детей) Послушайте отрывок из стихотворения поэта-земляка С. И. Алалыкина и определите, о ком он говорит:
За деревней – дремучий лес,
Волки в сумраке бродят здесь,
Для медведей, лосей приют,
Песни райские птицы льют…
Пожалуйста, ваши предположения. (ответы)
- Конечно же, поговорим мы сегодня о животных наших лесов. Что же нужно сделать, чтобы узнать что-то новое? (ответы детей).
А как вы думаете, почему старичок-лесовичок приглашает нас к себе? (ответы). Дети говорят по одному ответу после обсуждения в группе (сигнальная карта). ( ответы: поиграть, привлечь внимание к лесу, что-то случилось и т. д.)
Давайте определим, чему мы сегодня должны научиться (цель нашего занятия) : научиться быть другом лесу.
Что для этого нужно сделать (задачи) : узнать проблемы лесов, определить правила поведения в лесу и т. д.
- Чтобы не заблудиться во владениях лесного хозяина, старичок-лесовичок в помощь нам прислал путеводитель. Итак, отправляемся в путь…
Каждая команда получает путеводитель.
- Посмотрите, первая остановка это «Животные лесов». Недавно мы говорили, что лес – это большой дом, и состоит из этажей, то есть ярусов. Кто из вас помнит, сколько их? 1 – мхи, лишайники, травы; 2 – кустарники; 3 – крона деревьев. Молодцы.
- Ой, слышите, кто-то плачет (звуки плачущего ребенка). На слайде плачущее насекомое, ловля сачком бабочки, животное в руках человека. Давайте скорее поможем им.
Для этого вам нужно отгадать загадки:
После отгаданной загадки, зверюшка вынимается из сачка
1. На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.
(Муравьи)
2. Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится. (Заяц)
3. Лесом катится клубок, у него колючий бок.
Он охотится ночами за жуками и мышами. (Еж)
4. Под землею коридоров, переходов целых сто!
Там сидит хозяин в черном меховом своем пальто. (Крот)
5. На себе ношу дом,
От зверей прячусь в нем. (Улитка)
6. Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног, да все без копыт.
(Жук)
- Молодцы! Мы спасли зверюшек от злых людей, и они вам несказанно благодарны.
Так значит как нужно вести себя в лесу? ( Ответ: Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных).
(Вывод каждой остановки, вывешивается на доску).
- Следующая остановка «Лесные обитатели».
Старичок-лесовичок обеспокоен, на лесной поляне близлежащие деревья гибнут, на них обломаны ветки, вырублено множество насечек, спилены деревья. А это же дом для животных. Вам предлагается озеленить деревья. Для этого нужно из списка животных (это таблица с буквами между которыми запрятались названия животных, которые живут в наших лесах (белка, рысь, лось, медведь, волк, кабан, лиса, барсук, енот, соболь, выдра, куница, норка, ондатра). Команды на зеленых листочках пишут по одному названию животного, прикрепляют его на лист с изображением сухого поломанного дерева.
- Вы волшебники! Лес – ожил, позеленел, и зверюшкам есть где укрыться. О чем же хотел предупредить старичок-лесовичок нас на этой остановке?
(ответы) Не ломать деревья, не рвать цветы и др.
Молодцы!
Физпауза. Игра «Небыльток». Сейчас мы поиграем. Для этого я предлагаю вам всем встать, подойти к доске и стать парами, как в игре «Третий лишний». А поиграем мы в удмуртскую игру «Небыльток» («Растяпа»).
Спасибо. Молодцы!
- Наш путь продолжается к следующему пункту. Это остановка «Музыка леса».
Звучит тихая мелодия «Звуки леса». Ребята, что вы услышали? Ответы: звуки леса, пение птиц, …
- Правильно. В лесу можно услышать шелест листвы, журчание ручьев, конечно же, пение птиц. Наши леса наполнены трелями разных птиц. Голоса каких птиц вы узнали?
А сейчас предлагаю послушать пение хорошо знакомых вам птиц (Слушают пение воробья, скворца, синицы каждой в отдельности). Звучание, загадка, изображение - все последовательно).
- А каждый ли может услышать красивые звуки леса? Почему? Ответы: громкая музыка, шум, работа трактора, визжание бензопилы и т. д.
Очень хорошо, справились с заданием!
- А старичок-лесовичок не случайно нас пригласил на эту станцию, как вы думаете, о чем хотел он нам сказать? ( Уметь вести себя в лесу: не кричи, не пугай диких животных).
Наши леса богаты разнообразными птицами, давайте определим, какие еще птицы обитают в наших лесах.
Задание: На доске прикреплены слоги, собрать из них названия птиц: сова, дятел, тетерев, глухарь, сойка,
По одному слову от команды по очереди.
- Поглядите, старичок-лесовичок привел нас к остановке «Экологическая». Кто из вас знает, что такое «экология»? ответы. Правильно. Экология – наука о взаимодействии природы и человека.
Обратите внимание на слайд, на нем запись: «Лес погибнет, если…» ( предположения детей: вырубят лес, жара, заболеет, сгорит и т. д.) Обдумывают обдумывают 1 минуту в группе. Какие у вас предположения? В каких случаях такое может произойти? (Пылающий костер, непотушенный костер; засорение бытовым мусором; стеклянными бутылками, вырубка и т. д.).
- Все это страшно и опасно, боятся и звери, и птицы, и насекомые. О чем хочет предупредить нас старичок-лесовичок?
(Не оставляй горящий костер. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор).
Старичок-лесовичок уверен, что вы хорошие ребята и не делаете больно лесу и в лесу не мусорите.
Вот и подходит к завершению наше путешествие. Скажите, пожалуйста, вы узнали то, что хотели узнать на нашем занятии?
- Так почему же старичок-лесовичок пригласил нас в гости к себе?
(Ответы)
Давайте подведем итог. Леса нашего района – это дом для разных животных: насекомых, птиц, зверей. А какова наша главная задача? - бережно к ним относиться. Бережно, это значит как? Для подведения итогов работы берутся выводы с каждой остановки. Это есть не что иначе, как правила поведения в лесу, да и вообще в природе.
a. Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.
b. Не ломай деревья, не рви цветы и др.
c. Не кричи, не пугай диких животных.
d. Не оставляй горящий костер. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор.
Я думаю, если каждый из нас будет соблюдать эти правила, то лес будет зеленее, а обитателей больше.
А знаете что? Я предлагаю вам сейчас нарисовать запрещающие знаки, то есть знаки, которые запрещают что-то делать в лесу. По одному знаку от команды. Потом они презентуют свои знаки с объяснением.
Молодцы, думаю, вы будете хорошими друзьями лесу. Вместе со мной рады и обитатели лесов. Давайте изобразим радостных и веселых зверюшек. Команды тянут по одной карточке с надписью животного, обдумывают и всей командой его изображают: семья медведей, белок, зайцев, кабанов, лосей, лис.
Итак, что мы узнали сегодня? (ответы) :
На слайде: Меня удивило…
Давайте поблагодарим старичка-лесовичка и попрощаемся с ним до новых встреч.
А какое у вас сейчас настроение? Если все хорошо – машем ручками и улыбаемся, если что-то осталось непонятным – сидим как прилежные ученики.
В завершение хочется прочитать стихотворение С. И. Алалыкина:
«Осень»
В окошко тихо постучала
В платочке аленьком рябина,
Ветвями бережно качала
Гроздья спелые ревниво.
Я протянул ладони в осень,
Холодных листиков коснулся.
Жива природа, ласки просит!
Спеши помочь ей, улыбнуться.
А вы представляете, старичок-лесовичок оставил нам ларец, а в нем угощение за вашу хорошую работу! (конфеты)
Спасибо всем за активное участие!
Карточки с рефлексией:
1. На уроке я работал активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3. Урок мне показался коротким/длинным
4. За урок я не устал/устал
5. Моё настроение стало лучше/стало хуже
6. Материал урока мне был понятен/ не понятен