Юлия Хворова
Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Река и её обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Продолжить знакомство детей с речными обитателями, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде;
• Закрепить названия рыб, знания о речных обитателях;
• Учить правильно и кратко описывать водных животных;
• Формировать умение выполнять инструкцию воспитателя;
• Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания;
• Воспитывать самостоятельность, умение слышать и слушать.
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе „Река и её обитатели“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Речные обитатели, кто живет в реке
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материал: Картинки на липучках с изображениями речных животных и рыб (ёрш, карась, щука, язь, линь, налим, лягушка, бобр, рак). Панно с изображением подводного мира, картинки с изображениями речных обитателей, дидактические карточки.
Предварительная работа: Наблюдение за рыбками в аквариуме, рассматривание их внешнего вида, экскурсия к водоему, наблюдение за лягушкой, раком, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о рыбах.
Домашнее задание: подготовить рассказ о ерше, карасе, щуке, лягушке, бобре, раке.
Ход занятия:
I. Организационный момент
В. : - Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на стульчики, а я вам покажу очень интересную вещь.
Показываю детям глобус:
В. : - Сколько здесь голубого цвета!
- Что изображено голубым цветом? (Ответы детей)
- Правильно - это океаны, моря, реки - голубым цветом на картах изображают воду.
- Известно, что живые существа впервые появились в воде. И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты.
- Кто всю жизнь проводит в воде? (Ответы детей)
- Правильно! - рыбы всю жизнь проводят в воде.
- Недаром говорят: «Рыбы – дети воды». Они живут в соленой и пресной воде. Рыб в мире огромное количество и с некоторыми из них мы уже познакомились.
II. Основная часть.
В. : - Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в подводный мир реки, но для этого нам надо превратиться в рыбок.
Подвижная игра «Рыбки».
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Выполняем волнообразные движения в воздухе)
Лежало большое бревно на песке,
(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно)
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение)
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»
(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест)
А третья сказала: «Мне хочется спать!»
(Ладони кладём под щёчку (рыбка спит)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Быстро качаем ладонями (дрожь)
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»
(Прячем руки за спину, педагог старается поймать детей)
В. : - Молодцы! Вот мы и превратились в рыбок!
- Посмотрите, что же у нас изображено на панно? (Ответы детей)
- А что разложено на столе рядом? (Ответы детей)
В. : - Верно, ребята! Там изображён подводный мир, а на столе лежат изображения его обитателей.
- А теперь я предлагаю вам послушать чудесное стихотворение Г. Ладонщикова и по ходу чтения стиха прикреплять картинки речных обитателей на панно :
Смотришь на реку,
Кажется, в ней
Нет ни малявок, ни окуней.
Только бежит голубая вода,
Петляя по лугу незнамо куда.
Но если поглубже в нее заглянуть,
С маской и трубкой тихонько нырнуть,
Сразу увидишь, что это не так.
Вот под корягою прячется рак,
Налим под колоду забрался,
А это огромная щука плывет,
Как ракета.
У кручи подмытой
На дне хрящеватом
Ходят лещи шириною с лопату-
В затоне лини копошатся в грязи,
На солнце сверкают боками язи,
Стайка плотвы шевелит камыши,
Мелькают густерки, уклейки, ерши…
Река ведь не просто течет и течет,
Она интересною жизнью живет!
В. : - Ребята, а вы выполнили домашнее задание? Кто мне его напомнит? (Ответы детей)
В. : - Вы должны были подготовить небольшой рассказ о речных обитателях, а мы с остальными ребятами с удовольствием его послушаем.
Дети выходят в центр группы, держа в руках изображение того, о ком рассказывают.
1) Рак: Я – рак. Ползаю по дну и пячусь назад, шевелю клешнями, ем, что попадает, прячусь в норы под корягами.
2)Ё рш: Я чем-то напоминаю ежа: такой же колючий. Я очень живуч, бросишь меня на лед – замерзну, а в тепле оттаю и поплыву!
3) Карась: Я – карась, очень неприхотлив, могу жить в стоячей воде. Ем все подряд. Когда – то на Востоке нас, карасей, держали в вазах с водой для украшения дома.
4) Щука: Меня рыбки прозвали речным волком. Я нападаю на маленьких рыбешек и на крупных. Но ведь меня зовут речным санитаром. Ведь я в первую очередь нападаю на больных рыб и тем самым очищаю водоемы, не даю распространяться болезням.
5) Лягушка: Сначала я была головастиком, но выросла и превратилась в большую лягушку. Я земноводное, т. е. могу обитать и в воде, и на суше. Все мы говорим по-разному: кто-то квакает, кто-то крякает, а кто-то бурчит. Моя любимая пища - мухи, комары и мошки.
6) Бобр: Я – бобёр - работяга. Мой любимый вид деятельности строительство. Я умею строить норы и хатки. Нас называют «хранителями рек». В водном бассейне мы строим плотины и не даём тем самым водоёму пересыхать.
В. : - Какие вы молодцы! А теперь давайте закрепим ваши знания с помощью карточек.
Работа с дидактическими материалом.
В. : - Мы сегодня узнали много интересного о водных жителях. Жители подводного царства даже не представляют, как это можно жить, когда нет воды. Но вот беда, водные жители заблудились и никак не могут найти свою реку, только вы можете им помочь. Поможем, ребята? (Ответы детей)
В. : - На столе лежит набор карточек с изображениями различных животных и рисунок водоема. Ваша задача выбрать из предложенного набора карточек водных жильцов и поместить на рисунок водоема. Как вы думаете, по каким признакам можно определить, что эти животные обитают именно в воде? (Ответы детей)
Самостоятельная работа детей.
В. : - Молодцы! Вы отлично справились! Теперь настало время отдохнуть.
Физкультминутка «На реке» :
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой, это – кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег пустой
И отправились домой.
III. Итог занятия.
В. : - Ребята, мы знаем, что на нашей планете очень много воды. Но мы должны относиться к воде бережно не оставлять без надобности открытые краны, не загрязнять водоемы. Без воды не могут обходиться ни растения, ни животные, ни человек. Давайте будем беречь воду, наши водоемы!
- С какими речными обитателями мы сегодня познакомились? (Ответы детей)
- Что нового мы о них узнали? (Ответы детей)
В. : - Молодцы, все внимательно слушали и хорошо запомнили. А когда мы вернёмся из подводного мира обратно к нам в детский сад, я вам предлагаю нарисовать то животное, которое больше понравилось и мы сделаем выставку рисунков.
Список использованных источников
1. https://www.detsadclub.ru/35-vospitatelu/zaryadki/386-fizminutka-na-rechke
2. https://koshki-mishki.ru/view-491-2.html
3. https://detskiychas.ru/obo_vsyom/rasskazy_o_prirode/
4. https://www.u-mama.ru/read/obaby/development/2288.html