Надежда Фролова
Лэпбук как средство ознакомления с родным краем детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Недоверчивое отношение ко всему российскому ставит ее в ряд жизненно важных и требует поиска новых подходов воспитания. Патриотическое воспитание начинается с любви к родному дому, семье, малой родине, городу, своей стране, национальным традициям, культурному наследию и языку своего народа. Именно в этом возрасте происходит его психическое развитие, формируется эмоционально-чувственное восприятие действительности, закладываются основы личности. Поэтому дошкольников нужно воспитывать полноправными гражданами, участниками культурно- исторической жизни страны.
Публикация «Лэпбук как средство ознакомления с родным краем детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Лэпбук «Моя малая Родина, мой край, мой город»
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Великий воспитатель В. А. Сухомлинский утверждал, что ребенок должен чувствовать красоту и восторгаться ею, чтобы в его сердце и памяти навсегда сохранились образы, в которых воплощается Родина. Без исторических сведений невозможно пробудить любовь к Родине.
Философ П. А. Флоренский говорил, что деятельность человека по освоению социальной среды рассматривается как деятельность по организации образовательного пространства, начиная с близкого окружения и заканчивая культурой и историей страны.
Нет и не может быть настоящего человека без любви к родному краю. Система ценностей начинает формироваться в младшем дошкольном возрасте под воздействием ближайшего окружения, с которого начинается Родина для маленького человека История и культура округа, города, края должна быть основой, вокруг которой строится педагогическая работа во всех видах деятельности: общение, созидание, сотворчество детей и взрослых.
Патриотическое воспитание предполагает воспитание нравственных качеств личности: трудолюбия, эмоциональной привязанности, чувства собственного достоинства, выражающихся в нравственном поведении и поступках человека: уважении к народу, его традициям.
Патриотическое воспитание есть социализация, социальное окружение – первые воспитатели, знакомящие с малой родиной и общечеловеческими ценностями, которые должны войти в сердце ребенка как самое дорогое и стать частью души. Известно, что именно в дошкольные годы закладывается основы социокультурных ценностей и отношений.
Формирование гармоничной личности ребенка, его самостоятельности и социальной значимости всегда было предметом особого внимания всех социальных институтов общества. Направленность ФГОС ДО на включение региональных особенностей в образовательную среду способствует не только воспитанию, но и гражданскому становлению личности, освоению общечеловеческих ценностей.
В каждом округе, регионе нашей страны есть необходимое содержание для патриотического воспитания дошкольников, традиции, быт, история, достопримечательности, памятные места, талантливые люди, народное творчества, сплачивающие людей и показывающие величие родного уголка.
Педагог должен строить образовательную среду в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей. Важно подумать, что можно показать в ближайшем окружении и о чем рассказать детям, выделив самое характерное для данного города края. Окружающая среда региона дает богатый материал для познания своего края, общения и активной деятельности детей и взрослых, воспитания базовой культуры личности ребенка. Педагогическая работа по использованию регионального компонента предусматривает обогащение содержания образовательной среды сведения о родном крае. Эта тема создает повод для взаимодействия детей и взрослых и помогает воспитать в молодом поколении уважении к прошлому. Реализация современного образования невозможна без знаний своего города и края, уклада жизни, быта обрядов, истории и культуры предков.
Задача педагогов и родителей знакомить детей с историей и современностью, формировать представления о жизни родного города и края, воспитывать отзывчивость, чуткость к происходящим событиям, развивать личностные качества, обеспечивать взаимодействие с социумом, которое реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности. Современный подход к патриотическому воспитанию предполагает ориентацию на эмоциональное познание прошлого и настоящего края, создание условий для организации содержательной деятельности и общения детей со взрослыми и сверстниками, насыщение их повседневной жизни яркими впечатлениями среды. Взаимодействие и сотрудничество с детьми формирует уверенность в себе в процессе познания ближайшего культурно- исторического окружения. Опыт показал, что возможности дошкольников наиболее полно реализуются, когда используется не только образовательная среда, но и воспитательные практики на основе сотрудничества.
Одно из самых привлекательных и результативных форм взаимодействия дошкольников и взрослых – лэпбук, представляет собой «наколенную книгу», это наглядно- практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок делает в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, дошкольнику нужно будет выполнить определенное задание, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволить быстро освежить в памяти пройденные темы. Чтобы заполнить эту папку, дошкольнику нужно будет выполнить определенное задание, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лепбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденный материал. Например: в лэпбуке «Моя Родина Бурятия» входит 8 развивающих заданий: 1. Карточки с флагом, гербом. 2. Карточки с музыкальными инструментами, растения, рыбы, животные 3. игра «Составь картинку», «Найди лишнее»,4 Бурятский орнамент, 5. раскраски, 6. сказки 7. национальные костюмы,8 бурятская юрта. «Мой Иркутск»
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской форы взаимодействия взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:
• Включенность педагога в деятельность наравне с детьми;
• Добровольное присоединение дошкольников к деятельности
• Свободное общение и перемещение детей во время деятельности
• Открытый временной конец деятельности
• Самостоятельная деятельность детей.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно- пространственной среде.
• обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
• региональный лэпбук обеспечивает учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность
• учитывает возрастные особенности детей
• обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
• дает возможность для самовыражения детей.
• полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, познавательно- психических процессов.
• вариативен (есть несколько вариантов использования каждой части)
• доступен, имеет свободный доступ для детей
• безопасен, соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности его использования.
Результаты использования лэпбука в совместной деятельности:
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовывать информацию по изучаемой теме, и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников ведущий вид мышления- наглядно- образное мышление) .Наблюдения показывают, что взрослым такая форма обучения тоже понравится.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, ранее узнанное, рассматривая сделанную самостоятельно или совместно с педагогом и сверстниками познавательную книжку. Лэпбук воспринимается с детьми как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая её и аккумулируя в своей памяти.
3. Ребенок старшего дошкольного научится самостоятельно собирать и пересматримать информацию, свпоминая уё и аккумулируя в своей памяти.
4Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей- кармашки с карточками или фигурками животных, например старшим детям- задание, подразумевающих умение считать и читать, сделать такую коллективную книжку.
5. Объединяя обучение, воспитание и развитие в целостной образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка,социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.
6. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослых и ребенка («педагог- родитель- ребенок»). Живое общение, которого много не бывает, родительский пример мотивирует на успех. Лэпбук- это не только отличный способ выполнять исследовательскую работу, но он может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Результаты использования лэпбука :
• быстрое запоминание стихов, пословиц, поговорок, содержание материала;
• проявление повышенного интереса к содержанию;
• проявление самостоятельности при работе с лэпбуком;
• проявление интереса со стороны детей и родителей, привлечение родительского сообщества к совместному сотрудничеству детей и взрослых и включению вторых в образовательных процесс.
Таким образом, лэпбук- это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала направлен на развитие у ребенка творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Лэпбук- это исследование, которое однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в силах и правильно мотивировать на новых горизонтов. Потенциал использование лэпбука велик и разнообразен и каждый новый лэпбук дает возможность увидеть «продвижение» ребенка в его собственном пространстве развития образования, а приобретенный универсальные умения и навыки помогут ему в дальнейшем успешно действовать в разных жизненных ситуациях.
Список используемой литературы:
[О. В. Дыбина, 2020].
[О. Ю. Зайцева,2017].
[Н. Г. Пантелеева, 2015].
[Ю. В. Федулова О. Ф. Рогожина О. Ю. Депутатова,2019].