Наталья Тараканова
Лента времени как инновационное средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Лента времени, как инновационное средство нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения и становления самосознания. С самого раннего возраста необходимо обогащать знания и представления ребёнка о родном городе, стране, особенностях русских традициях.
Публикация «Лента времени как инновационное средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.
Задачами для реализации нравственно-патриотического воспитания являются :
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу;
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Воспитание уважения к труду;
- Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- Формирование элементарных знаний о правах человека;
- Расширение представлений о городах России;
- Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
В работе по нравственно- патриотическому воспитанию используются такие методы:
- Целевые экскурсии.
- Наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей.
- Рассказ, объяснения в сочетании с показом нужных объектов и непосредственным наблюдением детей.
- Беседы с детьми о родном городе, районе.
- Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение).
- Разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
- Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством.
- Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество.
- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении.
- Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах.
- Личный пример педагога.
Формы работы: Наблюдения.
- Организация экскурсий и целевых прогулок.
- Продуктивная деятельность (оформление тематических выставок, изготовления подарков и сувениров для взрослых и сверстников).
- Моделирование и решение проблемных ситуаций.
- Придумывание сказок, историй и их театрализация.
- Трудовая деятельность.
- Досуговая деятельность (праздники, развлечения, викторины, конкурсы, КВН).
- Познавательно-исследовательская деятельность.
- Чтение.
- Сочинение писем и пожеланий заболевшим сверстникам и взрослым.
- Игровая деятельность.
Одной из форм инновационной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию является метод проектов. Это один из перспективных методов, способствующих решению проблемы нравственно - патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
Важная роль принадлежит информационно-компьютерным технологиям.
Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации познанию.
Использование ИКТ помогает:
- подавать материал детям более интересно, ярко (мультимедийные презентации, видеоклипы, виртуальные экскурсии)- предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов;
- делает предметно - развивающую среду группы более мобильной за счёт внесения разнообразного наглядного материала;
- помогает достичь большей эффективности и наглядности в работе с родителями (регулярное обновление информационных стендов, родительских уголков, использование презентаций на родительских собраниях);
- помогает при подготовке педагогов к выступлению на педсоветах, семинарах, методических объединениях.
Музейная педагогика в ДОУ:
Решение задач нравственно-патриотического воспитания детей в
ДОУ представляется возможным средствами музейной педагогики.
С целью этого создаются условия для проявления активности детей, реализуется принцип интерактивности – приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир («музей – лаборатория», «музей – театр», «музей – игровое пространство»). Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно – ориентированной дидактики – принципу синтеза интеллекта.
Проектная технология выступает как способ организации образовательной среды и деятельности педагогов и детей.
Тематические акции.
Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей. Основными целями проведения акций являлись: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, разработка технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям.
Георгиевская ленточка бессмертный полк.
Ещё одной из инновационных форм работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ является проведение мастер-классов. Мастер-класс – хорошо известная в сфере образования форма передачи опыта и познания нового посредством активной деятельности участников, решающих поставленную перед ними задачу.
Данная работа способствует формированию у детей :
1) ценностного отношения и любви к своему Отечеству.
2) патриотических чувств у подрастающего поколения.
3) нормы поведения гражданина и патриота России.
4) черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны.
5) воспитывает любовь и уважение к семье, родному дому, родной улице, городу.
6) чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.
7) развивает интерес к доступному ребенку явлениям общественной жизни.
Оформить «Ленту событий» можно с изображением праздников и памятных дат и расположить их в доступном для детей, родителей и педагогов месте.
После того, как в детском саду пройдет мероприятие, посвященное тому, или иному событию, сделать с детьми фотоколлаж и разместить его под соответствующей картинкой.
Картинки подобрать таким образом, чтобы ребенок, глядя на них, мог понять (вспомнить, о чём этот праздник, памятная дата.
Дошкольникам очень важна наглядность, она позволяет им качественно усвоить материал. Ребенок хорошо запоминает яркие эмоционально-насыщенные события.
Благодаря фотографиям дети могут многократно возвращаться к мероприятию и заново проживать его. Обсудить свои впечатления с родителями, педагогами, друг другом.
Организованное мероприятие может быть разного масштаба и требовать разного уровня подготовки - от 1 дня до нескольких недель, но оно обязательно должно оставить яркий след в памяти детей.
Это может быть праздник, досуг, акция, спортивное развлечение, квест, проект, экскурсия или просмотр видео и его последующее обсуждение.
Полученные знания дети закрепляют в продуктивной деятельности. Лепят, рисуют, делают аппликации и поделки.
Перед праздником, памятной датой провести работу с родителями:
- познакомить их с праздником, памятной датой - дать краткую историческую справку;
- попросить предложить идеи для проведения мероприятия;
- спросить, что, по их мнению, было бы интересно узнать детям, чем они могут помочь при его организации;
- дать адресные поручения, рекомендации о том, что можно рассказать детям, что спросить у них, предложить ссылки на мультфильмы, презентации, интерактивные игры.
А также подобрать по теме настольные, дидактические игры (как покупные, так и авторские, иллюстрации, раскраски, викторины, книги, которые дети могут взять с собой домой, для того, чтобы закрепить полученные в детском саду знания. Материал оставить доступным для детей и их семей до тех пор, пока к нему проявляется интерес.
После того, как события, размещенные на стенде, проходят, заменяю их на следующие.
А из предыдущих картинок и фотографий, вместе с детьми, делаем «Книгу наших памятных событий», которая находится в свободном доступе в группе, и к которой они, по своему желанию, возвращаются вновь и вновь.
Благодаря проделанной работе дети станут лучше ориентироваться во времени, запоминать памятные даты и праздники, могут рассказать о них.
Родители всё чаще будут проявлять интерес и принимать участие в организуемых в детском саду мероприятиях.
Педагоги систематизируют имеющийся по теме материал и накапливают новый.
В Федеральной образовательной программе дошкольного образования предложен примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат, многие из которых относятся к военной истории страны и раньше детей мы с ними не знакомили. «Лента событий» может стать инструментом патриотического воспитания детей, позволяющим воспитывать дошкольников на основе культурных Российских ценностей. При оформлении ленты можно включить региональные и традиционные для учреждения праздники.
«Ленту событий» можно использовать со средней группы, постепенно расширяя перечень праздников, памятных дат и усложняя предлагаемый материал.
Можно располагать на стенде праздники по сезонам, но можно делать это и по месяцам.
Для поддержания интереса детей и родителей к «Ленте событий», а также для оценки усвоения материала, можно провести олимпиаду по изученным датам.
Победителей и участников награждать дипломами, грамотами и памятными призами. Можно делать это каждый месяц, сезон, или даже год.
А возможно это будет настоящий праздник с героями и интересным сюжетом…
«Россия – страна с очень древней глубокой культурой. Не только ориентируясь на будущее, но и опираясь на эту традицию, на эту культуру, мы можем чувствовать себя уверенно, уверенно идти вперед и развиваться».
/Владимир Владимирович Путин/