Наталья Ануфриева
Эссе «Лен в русском фольклоре»
▼ Скачать + Заказать документы
Лен в русском фольклоре.
Лён в русском фольклоре занимает особое место.
Лён – доходная культура, это деньги и натура. Сколько в поле ни родится, все в доме пригодится. У льна долгунца два лица: семя на племя, а нить на ткань. Чем ленок дольше, тем доход больше. Мни лён доле, волокна буде боле. Если лён хорош, хвалить надо руки. Будет лён, так будешь и силен. Лён вымотает – лён и озолотит. Лён не родится — и мочало пригодится.
Про лён говорили, что его "на престол с царем садили", а крестьяне молвили – "Кто посет лён – пожнет золото".
Публикация «Эссе „Лен в русском фольклоре“» размещена в разделах
Хорошо рябина цветет — к урожаю льна. Длинные капельники — долгий лен. Земля при запашке коренится — лен будет волокнистым. Белье (зимой) долго не сохнет, льны нехороши будут. У льна долгунца два лица: семя на племя, а нить на ткань. Чем ленок дольше, тем доход больше. Мни лён доле, волокна буде боле. Если лён хорош, хвалить надо руки.
Ох, мочка клочется,
Мне прясть не хочется,
Что-то дело не спорится,
Вертено из рук валится.
Эх, прялочку взяла
Да во поседушку пошла,
Прялочку под лавочку,
Сама плясать пошла.
Русская народная песня :
Посеяла я ленку
При дороге при ярку
Припев: Ой лен, мой лен,
Лен кудрявый зеленой.
Мне сказали, что мой лен,
Он побит и привален.
Кто по полюшку ходил,
Кто мой лен привалил?!
По дороженьке по той
Вот три молодца прошли
Как мне первого просить
Походочку изменить?
Второго мне просить
Тонкопрядицею быть.
Уж мне третьего просить
Чисто щегольно ходить.
Лен любит поклон» - пословица о трудностях выращивания льна.
Культуре льна на Руси были посвящены специальные праздники. Первый был связан с посевом, отмечали его в последний день мая, и назывался он «Семь дев». В народе до сих пор говорят: сеют лен у семи Ален. Крестьяне примечали: кукушка закуковала – пора сеять лен.
В языческие времена существовал обычай: при посеве льна женщины раздевались донага, чтобы лен, глядя на них, сжалился и лучше уродился. Очень долго существовал другой обычай. На празднике Ивана Купалы девушки, бросая ветку в огонь, приговаривали: «Пусть мой лен будет высотой с эту ветку!»
Льноводство и льняные одежды настолько широко распространяются на Руси, что в судебные уложения Ярослава Мудрого вошла статья о наказаниях за кражу льна и льняной одежды.
Зачастую доход семьи зависел от урожая этой культуры, поэтому не зря говорили: «Посешь лен – пожнешь золото». Существовало и другое выражение, столь же краткое и образное: «Удастся лен, так шелк, не удастся, так щелк».
Если в языческие времена у народов, живших в северо-западных областях, были свои боги и богини, покровительствовавшие льноводству, то с введением христианства осталась одна богиня – Святая Парасковия. Именно ей по окончании льняной страды – 28 октября – был посвящен праздник. Покровительницу льноводства называли по-разному, но чаще льняница. В день Парасковии-льняницы было принято мять лен и приносить в церковь.
Из льняных нитей создавали знаменитые кружева. Девушки щеголяли в них в праздники, демонстрируя свое мастерство. Считалось, что в неурожайные годы кружевница сможет прокормить семью и спасти от голода.
На Руси лен стелили новобрачным, чтобы никакая хворь к ним не привязывалась, принимали в льняное полотно новорожденных, чтобы были здоровыми, перевязывали воинов, чтобы раны быстрее зажили.
До нынешних дней сохранились старинные народные приметы: если льняное семя положить в обувь, то она будет дольше носиться, а если несколько семян льна зашить в одежду, то можно защитить человека от порчи и сглаза.
Лен является одной из важнейших культур в сельском хозяйстве нечерноземной полосы Европейской части России.