Ася Перс
Лексические упражнения как средство обогащения речи детей 6–7 лет идиомами
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие детей, обогащение их словаря рассматривается Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования как одно из направлений обучения и воспитания в детском саду. Речевое многообразие, богатство подразумевает достаточно объемный словарный запас, точное понимание и использование в речевом общении слов и словосочетаний, а также умение использовать разнообразные языковые средства
Публикация «Лексические упражнения как средство обогащения речи детей 6–7 лет идиомами» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
актуальной проблемой развития речи дошкольников является развитие образной речи, под которой понимается умение правильно использовать разнообразные выразительные средства (метафоры, сравнения, фразеологизмы, идиомы, выражать с их помощью свои мысли и чувства, воздействовать на слушателя [23]. Одним из видов образной речи являются идиомы - устойчивые по составу обороты речи, значения которых определяется только совокупностью входящих в них речевых единиц [39] .
Исследование особенностей понимания и употребления идиом детьми дошкольного возраста является относительно новым и недостаточно разработанным направлением в науке.
Исследованием особенностей усвоения фразеологии родного языка занимались такие исследователи, как Л. С. Выготский, И. Н. Митькина, Ю. С. Питеркина, С. Н. Цейтлин. В этих исследованиях убедительно показано, что дошкольный возраст является благоприятным периодом для усвоения фразеологии, в том числе и идиом, что обусловлено накоплением практического и речевого опыта детей. В старшем дошкольном возрасте дети могут понимать и самостоятельно использовать сочетания с высокой степенью метафоричности. Без целенаправленного педагогического воздействия, формирование понимания фразеологизмов и их использование будет неполноценным: дети не только не смогут правильно понимать и использовать их, но и не будут проявлять к ним должного интереса. То есть, необходима целенаправленная работа по обогащению словаря детей идиомами.
Объект, предмет, цель, задачи и гипотезу нашего исследования вы можете увидеть на экране.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определить теоретические основы исследования, которые заключаются в обобщении и уточнении данных об особенностях обогащения речи детей 6-7 лет речевыми знаками на примере идиом посредством лексических упражнений.
Нами были выделены следующие базовые определения: идиома, фразеологизм
Исходя из анализа литературы, мы можем выделить Основными трудностями понимания детьми идиом являются : буквальное их понимание, непонимание устаревших и непонятных слов в структуре фразеологизма; своеобразные развертывания; смешение двух фразеологизмов; лексическая модификация. Так как фразеологизмы являются единым неделимым целым, любая из перечисленных трудностей ведет к потере их смысла. Дети могут ощущать, что у того или иного сочетания единый смысл, но не совсем точно его интерпретируют. Значение идиом оказывается расширенным, суженным или вовсе не соответствующим тому значению, которое он имеет в нашем языке. Смутно ощущая цельное значение фразеологизма, ребенок может ошибаться в определении этого значения
Для решения первой задачи использовались задания, предложенные И. Н. Митькиной. Эта методика направлена на изучение состояния употребления и понимания детьми фразеологизмов. Поэтому в нашей работе она не может быть использована полностью. Методика была изменена за счет того, что использовалось меньшее число заданий, фразеологизмы были заменены идиомами, использовалось меньшее количество идиом, в задании и были определены баллы, начисляемые за выполнение заданий.
Для решения второй задачи проводились задания методики: наблюдение, беседа. Результаты наблюдения и выполнения заданий детьми фиксировались в индивидуальных протоколах. Так же фиксировались ошибки при узнавании и объяснении идиом : буквальное их понимание, своеобразные развертывания; смешение двух фразеологизмов; лексическая модификация. На основе индивидуальных протоколов составлялась сводная таблица первичных результатов исследования, в которой отмечались уровни выполнения заданий каждым ребенком.
Для реализация третьей задачи проводился анализ работы педагогов ДОО по обогащению речи детей 6-7 лет идиомами. Для решения задачи изучались тематические планы по развитию речи детей, наличие в них задач по обогащению детской речи языковыми знаками, проводилось анкетирование воспитателей подготовительных групп. Анкета состояла из двух частей. Первая часть - теоретическая, включала в себя вопросы, позволяющие определить знания воспитателей о идиомах.
Нами была проведена экспериментальная работа по выявлению в словаре детей 6–7 лет идиом и их понимания детьми. В исследовании приняли участие 26 детей в возрасте 6-7 лет. Из них 14 детей составили экспериментальную групп (ЭГ); 12 детей вошли в контрольную группу (КГ).
Качественный анализ данных, полученных в ходе наблюдения за наличием в словаре детей идиом наиболее целесообразно начать с рассмотрения особенностей речевого поведения детей в ситуации общения. В результате наблюдения за детьми были определены идиомы, которые дети используют в самостоятельной речи и ситуации, в которых используются идиомы.
По результатам наблюдения за детьми в разных ситуациях общения и подсчета использованных ими самостоятельно идиом определим уровень использования идиом детьми 6–7 лет.
В процессе диагностики понимания детьми идиом они проявляли интерес к их значению, уточняли значение отдельных слов, целого выражения. Дети пытались рассуждать о значении идиом, то есть, осознавали наличие в нем скрытого значения. В процессе выполнения заданий были выявлены некоторые особенности понимания идиом дошкольниками
Таким образом, анализ документации и результаты анкетирования воспитателей подготовительных групп показал, что целенаправленная работа по обогащению речи детей идиомами не ставится и не проводится. Вместе с тем проводится несистематическая незапланированная работа по ознакомлению детей с идиомами при чтении художественной литературы и в ситуациях взаимодействия путем объяснения значения идиомы в беседе.
Следовательно, дети 6-7 лет нуждаются в специальной организованной педагогической работе по обогащению речи идиомами. Мы предполагаем, что одним из эффективных средств обогащения речи идиомами являются лексические упражнения.
Доказательству этой гипотезы посвящен формирующий эксперимент, цель которого: разработать и апробировать в ходе занятий комплекс лексических упражнений по обогащению речи детей 6-7 лет идиомами.