МААМ-картинки

Лексические упражнения как средство обогащения речи детей 6–7 лет идиомами

Ася Перс
Лексические упражнения как средство обогащения речи детей 6–7 лет идиомами
▼ Скачать + Заказать документы

Речевое развитие детей, обогащение их словаря рассматривается Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования как одно из направлений обучения и воспитания в детском саду. Речевое многообразие, богатство подразумевает достаточно объемный словарный запас, точное понимание и использование в речевом общении слов и словосочетаний, а также умение использовать разнообразные языковые средства

Публикация «Лексические упражнения как средство обогащения речи детей 6–7 лет идиомами» размещена в разделах

актуальной проблемой развития речи дошкольников является развитие образной речи, под которой понимается умение правильно использовать разнообразные выразительные средства (метафоры, сравнения, фразеологизмы, идиомы, выражать с их помощью свои мысли и чувства, воздействовать на слушателя [23]. Одним из видов образной речи являются идиомы - устойчивые по составу обороты речи, значения которых определяется только совокупностью входящих в них речевых единиц [39] .

Исследование особенностей понимания и употребления идиом детьми дошкольного возраста является относительно новым и недостаточно разработанным направлением в науке.

Исследованием особенностей усвоения фразеологии родного языка занимались такие исследователи, как Л. С. Выготский, И. Н. Митькина, Ю. С. Питеркина, С. Н. Цейтлин. В этих исследованиях убедительно показано, что дошкольный возраст является благоприятным периодом для усвоения фразеологии, в том числе и идиом, что обусловлено накоплением практического и речевого опыта детей. В старшем дошкольном возрасте дети могут понимать и самостоятельно использовать сочетания с высокой степенью метафоричности. Без целенаправленного педагогического воздействия, формирование понимания фразеологизмов и их использование будет неполноценным: дети не только не смогут правильно понимать и использовать их, но и не будут проявлять к ним должного интереса. То есть, необходима целенаправленная работа по обогащению словаря детей идиомами.

Объект, предмет, цель, задачи и гипотезу нашего исследования вы можете увидеть на экране.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определить теоретические основы исследования, которые заключаются в обобщении и уточнении данных об особенностях обогащения речи детей 6-7 лет речевыми знаками на примере идиом посредством лексических упражнений.

Нами были выделены следующие базовые определения: идиома, фразеологизм

Исходя из анализа литературы, мы можем выделить Основными трудностями понимания детьми идиом являются : буквальное их понимание, непонимание устаревших и непонятных слов в структуре фразеологизма; своеобразные развертывания; смешение двух фразеологизмов; лексическая модификация. Так как фразеологизмы являются единым неделимым целым, любая из перечисленных трудностей ведет к потере их смысла. Дети могут ощущать, что у того или иного сочетания единый смысл, но не совсем точно его интерпретируют. Значение идиом оказывается расширенным, суженным или вовсе не соответствующим тому значению, которое он имеет в нашем языке. Смутно ощущая цельное значение фразеологизма, ребенок может ошибаться в определении этого значения

Для решения первой задачи использовались задания, предложенные И. Н. Митькиной. Эта методика направлена на изучение состояния употребления и понимания детьми фразеологизмов. Поэтому в нашей работе она не может быть использована полностью. Методика была изменена за счет того, что использовалось меньшее число заданий, фразеологизмы были заменены идиомами, использовалось меньшее количество идиом, в задании и были определены баллы, начисляемые за выполнение заданий.

Для решения второй задачи проводились задания методики: наблюдение, беседа. Результаты наблюдения и выполнения заданий детьми фиксировались в индивидуальных протоколах. Так же фиксировались ошибки при узнавании и объяснении идиом : буквальное их понимание, своеобразные развертывания; смешение двух фразеологизмов; лексическая модификация. На основе индивидуальных протоколов составлялась сводная таблица первичных результатов исследования, в которой отмечались уровни выполнения заданий каждым ребенком.

Для реализация третьей задачи проводился анализ работы педагогов ДОО по обогащению речи детей 6-7 лет идиомами. Для решения задачи изучались тематические планы по развитию речи детей, наличие в них задач по обогащению детской речи языковыми знаками, проводилось анкетирование воспитателей подготовительных групп. Анкета состояла из двух частей. Первая часть - теоретическая, включала в себя вопросы, позволяющие определить знания воспитателей о идиомах.

Нами была проведена экспериментальная работа по выявлению в словаре детей 6–7 лет идиом и их понимания детьми. В исследовании приняли участие 26 детей в возрасте 6-7 лет. Из них 14 детей составили экспериментальную групп (ЭГ); 12 детей вошли в контрольную группу (КГ).

Качественный анализ данных, полученных в ходе наблюдения за наличием в словаре детей идиом наиболее целесообразно начать с рассмотрения особенностей речевого поведения детей в ситуации общения. В результате наблюдения за детьми были определены идиомы, которые дети используют в самостоятельной речи и ситуации, в которых используются идиомы.

По результатам наблюдения за детьми в разных ситуациях общения и подсчета использованных ими самостоятельно идиом определим уровень использования идиом детьми 6–7 лет.

В процессе диагностики понимания детьми идиом они проявляли интерес к их значению, уточняли значение отдельных слов, целого выражения. Дети пытались рассуждать о значении идиом, то есть, осознавали наличие в нем скрытого значения. В процессе выполнения заданий были выявлены некоторые особенности понимания идиом дошкольниками

Таким образом, анализ документации и результаты анкетирования воспитателей подготовительных групп показал, что целенаправленная работа по обогащению речи детей идиомами не ставится и не проводится. Вместе с тем проводится несистематическая незапланированная работа по ознакомлению детей с идиомами при чтении художественной литературы и в ситуациях взаимодействия путем объяснения значения идиомы в беседе.

Следовательно, дети 6-7 лет нуждаются в специальной организованной педагогической работе по обогащению речи идиомами. Мы предполагаем, что одним из эффективных средств обогащения речи идиомами являются лексические упражнения.

Доказательству этой гипотезы посвящен формирующий эксперимент, цель которого: разработать и апробировать в ходе занятий комплекс лексических упражнений по обогащению речи детей 6-7 лет идиомами.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Дидактические игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей Примеры занятий Занятие 1 Программное содержание: укреплять артикуляционный аппарат детей; уточнять и закреплять правильное произношение.

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группеДидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Лексические упражнения» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Лексические игры».Задачи. Продолжать учить делать звуковой анализ слов.

Конспект занятия по развитию речи «Лексические игры и упражнения» в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Лексические игры и упражнения». В подготовительной группе. Цель : обогащать и активизировать речь.

Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей«Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей« Консультация для педагогов с презентацией «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей».

Предметно-игровая среда как средство обогащения содержания игрПредметно-игровая среда как средство обогащения содержания игр Средний дошкольный возраст - это время расцвета сюжетно-ролевой игры. Я как раз работаю с дошкольниками 4 - 5 лет. Все мы знаем, что для.

Речевые кубики как средство обогащения образовательной среды в детском садуРечевые кубики как средство обогащения образовательной среды в детском саду Актуальность. «Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир». Задача взрослых.

Сказочный вымысел как средство обогащения внутреннего мира детейСказочный вымысел как средство обогащения внутреннего мира детей Сказки просто необходимы дошкольникам для развития воображения и восприятия художественных произведений. Сказка помогает формировать у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лексические упражнения как средство обогащения речи детей 6–7 лет идиомами
Опубликовано: 25 декабря 2023 в 20:22
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Лексические упражнения как средство обогащения речи детей 6–7 лет идиомами» (включая файлы) размещена пользователем Ася Перс в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД