НАТАЛЬЯ КРАВЕЦ
Лексическая работа по теме: «Продукты питания»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Продолжать знакомить детей с разными продуктами питания.
Закреплять знания о том, где они продаются, для чего нужны, что из них можно приготовить, где хранятся.
Обобщить знания детей об овощах, фруктах, продуктах питания через содержание знакомых сказок, загадок, стихов
Упражнять в умении классифицировать, обобщать (еда, пища).
Развивать любознательность, умение выделять правила здорового питании
Публикация «Лексическая работа по теме: „Продукты питания“» размещена в разделах
- Продукты питания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Воспитывать интерес и бережное отношение к продуктам питания, желание вести здоровый образ жизни.
Словарная работа :
Предметы: продукты; холодильник; масло, молоко, сыр, кефир, сметана, творог, йогурт, ряженка, мороженное; мясо, колбаса, сосиски, сардельки, котлеты, ветчина, фарш; ряба, птица (курица, индейка и т. д.); яйца; пшеница, рожь, мука, хлеб, булки, баранки, сухари, пироги, макароны; шоколад, конфеты, мармелад, зефир, торт; продавец, магазин; овощи, фрукты; специи: соль, сахар, перец; крупа, рис, гречка, овес, пшено, манка.
Действия:покупать, хранить, продавать, изготавливать, готовить, варить, жарить, солить, кушать, резать.
Признаки:продуктовый, молочный, мясной, рыбный, хлебный, мучной, растительный, кондитерский; соленый, сладкий, острый, мягкий, черствый, вкусный, шоколадный, свежий, жаренный, вареный, горячий, холодный, полезный, вредный
Пословицы о хлебе, еде, пище.
Аппетит приходит во время еды.
Береги хлеб для еды, а деньги для беды..
Блины да оладьи - замотались сватьи.
Будет хлеб - будет и обед.
Гречневая каша - матушка наша,
А хлебец ржаной - отец родной.
Картофель хлебу подспорье.
Кашу маслом не испортишь.
Каша - мать наша, а хлеб - кормилец.
Когда я ем, я глух и нем.
Сам не ам и другим не дам.
Хлеб - всему голова.
Хлеб да крупы на здоровье лупи.
Щи да каша - пища наша.
СТИХИ О ЕДЕ, ПРОДУКТАХ
В магазин везут продукты,
Но не овощи, не фрукты.
Сыр, сметану и творог,
Глазированный сырок.
Привезли издалека
Три бидона молока.
Очень любят дети наши
Йогурты и простоквашу.
Это им полезно очень,
Магазин же наш молочный. В. Нищев
Батон О. Григорьев
С длинным батоном под мышкой
Из булочной шел мальчишка,
Следом с рыжей бородкой
Пес семенил короткий.
Мальчик не оборачивался,
И батон укорачивался.
Блины
Раз, два, три, четыре.
На весах четыре гири,
А с другой стороны
На весах лежат блины.
На дощечке возле дома
Я сама их испекла.
Ни один не вышел комом,
Ни один не подожгла!
Блин тебе, блин ему
И другим по одному.
Ешь быстрее,
Не гляди!
Есть не хочешь – выходи!
Г. Ладонщиков
Бутерброд Г. Сапгир
Чудак математик
В Германии жил.
Он хлеб с колбасою
Случайно сложил.
Затем результат
Положил себе в рот.
Вот так человек
Изобрел Бутерброд.
Варенье О. Григорьев
У Сергея нет терпенья,
Он руками ест варенье.
Слиплись пальцы у Сережи,
Приросла рубашка к коже.
Ног от пола не отнять,
Рук от ног не оторвать.
Слиплись локти и колени.
Уши склеило варенье.
Раздается жалкий всхлип.
Сам к себе Сергей прилип.
Ватрушки
Решила старушка
Ватрушки испечь.
Поставила тесто
Да печь затопила.
Решала старушка
Ватрушки испечь,
А сколько их надо -
Совсем позабыла.
Две штучки – для внучки,
Две штучки – для деда,
Две штучки – для Тани,
Дочурки соседа…
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помогите старушке –
Сосчитайте ватрушки!
В. Кудрявцева
Вкусная каша
Каша из гречки.
Где варилась? В печке.
Сварилась, упрела,
Чтоб Оленька ела,
Кашу хвалила,
На всех разделила…
Досталось по ложке
Гусям на дорожке,
Цыплятам в лукошке,
Синицам в окошке.
Хватило по ложке
Собаке и кошке,
И Оля доела
Последние крошки!
З. Александрова
Не люблю я манной кашки,
Мне от каши очень тяжко.
Бесполезно спорить с мамой Варит кашу мне упрямо.
Вот и брату нелегко -
Пьет братишка молоко.
Он орет и днем, и ночью -
Видно, тоже что-то хочет.
Может, этой манной кашей
Поделиться с младшим Пашей?
Ну-ка, съешь хотя бы ложку,
Остальное вылью кошке.
Е. Стеквашова
Посадила бабка в печь
Пирожки с капустой печь.
Для Наташи, Коли, Вовы
Пирожки уже готовы.
Да еще один пирог
Кот под лавку уволок.
Да в печи - четыре штуки.
Пироги считают внуки.
Если можешь, помоги
Сосчитать пироги.
Н. Кончаловская
Я решил сварить компот
В мамин день рождения.
Взял изюм, орехи, мед,
Килограмм варенья.
Все в кастрюлю поместил,
Размешал, воды налил,
На плиту поставил
И огня прибавил.
Чтобы вышло повкуснее,
Ничего не пожалею.
Две морковки, лук, банан,
Огурец, муки стакан,
Половину сухаря
В мой компот добавил я.
Все кипело, пар клубился…
Наконец, компот сварился!
Маме я отнес кастрюлю:
- С днем рождения, мамуля!
Мама очень удивилась,
Засмеялась, восхитилась.
Я налил компоту ей –
Пусть попробует скорей!
Мама выпила немножко
И … закашлялась в ладошку,
А потом сказала грустно:
- Чудо – щи! Спасибо!
Вкусно!М. Дружинина
ЯИЧКО Авдеенко
Куры-куры: "Ко-ко-ко!
Мы снесли яички;
Ку-ку-кушайте, ко-ко,
Детки-невелички!"
АЙ ДА СУП! Токмакова
Глубоко – не мелко.
Корабли в тарелке.
Луку головка,
Красная морковка.
Петрушка, картошка
И крупки немножко.
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот!
КАША Ирина Токмакова
Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли!
Не ворчите вы, кастрюли!
Не ворчите, не шипите,
Кашу сладкую варите,
Кашу сладкую варите,
Наших деток накормите.
ТВОРОГ-ТВОРОЖОК автор: Кирилл Авдеенко
Творог-творог-творожок,
Ням-ням-ням - как вкусно!
Творог-творог-творожок,
Белый, как капуста!
В ротик -ам! - и творожок
Как снежинка тает;
Творог-творог - наш дружок!
Зубки укрепляет.
Скороговорка
Шел Саша по шоссе,
Нес сушки в мешке.
Сушку – Грише,
Сушку – Мише.
Есть сушки Проше,
Васюше и Антоше.
Еще две сушки
Нюше и Петрушке
Считалочка
Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок.
Потеснись-ка ты, капуста,
От тебя в кастрюльке густо!
Раз-два-три, огонь зажжен –
Кочерыжка, выйти вон!
Пальчиковая гимнастика «Точильщики»
Точим нож, точим нож,
Будет очень он хорош,
Будет резать он припасы:
Масло, сало и колбасы,
Помидоры, огурцы.
Угощайтесь молодцы!
Выучить стихотворение «Чтобы вырасти большим»
Чтобы вырасти большим,
Нужно маму слушать,
За обедом от души
Суп куриный кушать.
На второе съесть котлеты
И пюре в придачу.
Ем я мясо на обед –
Буду сильным, значит
ЗАГАДКИ
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(хлеб)
Сидит на ложке
Свесив ножки.
(лапша)
Может свариться,
Может разбиться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.
(яйцо)
Белый, сладкий камень
В чашке нашей тает,
Чай, компот сдобряет.
(сахар)
Отдельно – я не так вкусна
Но в пище – каждому нужна.
(соль)
Жидко, а не вода,
Бело, а не снег.
(молоко)
Начинается на «К», -
Пьем продукт из молока.
(кефир)
“Что вкуснее?” автор: Л. И. Смирнова
Во время обеда продукты поспорили, кто из них вкуснее. Котлета сказала:– Я вкуснее, потому что я из мяса. Суп сказал:– Я вкуснее всех, потому что я из курицы. А салат им в ответ:– Я вкуснее всех, потому что я из овощей. Компот возразил:– Я вкуснее всех, потому что я из фруктов. – Я вкуснее всех, потому что я из творога, – вмешался в спор пирог. – Я вкуснее, – сказала каша, – потому что я молочная. Квас закричал:– Я вкуснее всех, потому что я хлебный. Кисель не согласился:– Нет, я вкуснее всех, потому что я из малины. Таня услыхала спор продуктов и сказала :– Не спорьте, вы все очень вкусные. Я вас всех скушаю с удовольствием.
Дидактические игры
«Назови, какие ты знаешь продукты»
- Что делают из молока? Из молока делают творог, сыр, сметану, йогурт, простоквашу, кефир
- Что делают из мяса? Из мяса делают котлеты, колбасу, сосиски…
- Что делают из муки? Из муки делают хлеб, баранки, бублики, печенье, булки…
«Какие бывают продукты?» Как называются продукты из молока. – Молочные продукты
Как называются продукты из мяса. – Мясные продукты. Как называются продукты из муки. – Мучные продукты.
«Что из чего?»Что можно приготовить из молока – молочную кашу, творог, масло,из мяса – котлеты, фарш, мясной суп (бульон) …из овощей – салат, суп, овощное рагу…из муки – хлеб, булки, торт, печенье, баранки, …
«Какая бывает каша?»- Скажи, как называется каша. из риса – Из риса - рисовая кашаиз пшена – Из пшена - пшенная кашаиз гречки – Из гречки - гречневая кашаиз овса – Из овса - овсяная каша
из манки – Из манки - манная каша
«Подбери слова-признаки»хлеб (какОЙ) – пшеничный, ржаной, белый, черный, свежий, мягкий, вкусный, …мороженное (какОЕ) – белое, сладкое, вкусное, холодное, молочное, сливочное… конфета (какАЯ) – сладкая, шоколадная, карамельная, маленькая, вкусная…
«Назови магазин / отдел магазина»- Скажи, как называется магазин, в котором продают продукты. – Это продуктовый магазин.
- Скажи, как называется отдел магазина, где продают молоко. – Это молочный отдел.
- Скажи, как называется отдел магазина, где продают мясо. – Это мясной отдел.
- Скажи, как называется отдел магазина, где продают рыбу. – Это рыбный отдел.
- Скажи, как называется отдел магазина, где продают хлеб. – Это хлебный отдел.
«Что делают с продуктами?»- Скажи, что делают с продуктами.
Продукты продают, покупают, изготавливают, готовят, жарят, варят, солят, режут, едят…
«Что где лежит?» (предлоги (с использованием картинок или показа действий)
- Где стоит молоко?Молоко стоит в холодильнике (на столе, на полке)
- Откуда ты взял хлеб?Я взял хлеб из хлебницы (из блюда, со стола).
- Куда ты положил мясо?Я положил мясо на тарелку (в кастрюлю, в холодильник).
- Что ты сделал (а?Я налил (а) молоко из пакета в стакан. И т. п.
«Сравни продукты»Молоко жидкое, а сметана густая. Хлеб мягкий, а сухарь жесткий. Мороженное холодное, а пирог горячий. Конфета сладкая, а лук горький.
«Посчитай от 1 до 10 и обратно»один пакет молока, два …один батон хлеба, два…одна пачка сливочного маслаодна бутылка растительного масла, две…первая конфета, вторая …первое мороженное, …первый сухарь, … И. т. д.
«Что ты видел в магазине?» «Что ты купил?»Я видел в магазине колбасУ, сосискИ, конфетЫ…
Я купил в магазине хлеб, кефир, сметану, …«Чего нет в магазине?»В магазине нет колбасЫ, сосисОК, конфеТ…
«Назови ласково»
масло – маслице
хлеб – хлебушек
сметена – сметанка
кефир – кефирчик
булка – булочка
сосиска – сосисочка
«Один – много»- Скажи, чего много в магазине. – В магазине много конфет, баранок, сухарей, молока, ….
«Расскажи», «Загадай –КА» Составление рассказов о продуктах питания. План составления рассказа:
- Что это?
- Какой вид продукта?
- Как производят?
- Где продают (в каком отделе)
- Что готовят?
- Нравится ли тебе? (Образец рассказа. «Торт»Это торт. Торт – это кондитерское изделие. Его делают из муки, яиц, масла, сахара. Торт обычно едят по праздникам. Он сладкий. Я люблю торт: он красивый и вкусный.)
Родителям рекомендуется:
• закрепить с ребенком названия продуктов питания, для чего они нужны, что из них можно приготовить, где они продаются, где они хранятся и почему;
• закрепить с ребенком названия блюд (борщ, каша, суп, пюре, винегрет и т. д.).
• Нарисовать или вырезать картинки с изображением продуктов питания для книги о полезных и вредных продуктах
• показать ребенку продукты, из которых готовится пища, закрепить названия блюд которые готовят дома, а также способы приготовления пищи. При этом следует спросить: что готовят из мяса? Из картофеля? Из капусты? Из чего готовят винегрет?
• рассказать детям, какое значение для всех людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб, что хлеб надо беречь. Объяснить детям выражение «Хлеб - всему голова». Вместе с ребенком купить хлеб, обратить внимание на его вкус, запах, рассказать из чего пекут хлеб.
• Побеседовать с ребенком о том, что еду, которую покупают в магазине и приготавливают из неё различные блюда, называется продуктами питания. Продукты питания бывают нескольких видов: молочные, мясные, рыбные, хлебобулочные и др.
• Выучить стихотворение
Жили – были сыр, котлеты,
Мармелад, зефир, конфеты,
Соки, овощи и фрукты,
Называем их - продукты,
Называем их - еда,
Очень любим их всегда!
• Привлечь ребенка к приготовлению блюд: супа, каши, запеканки, компота… и др. Рассказать из каких продуктов готовятся эти блюда; какие из них относятся к первым, вторым, третьим блюдам; какие входят в меню завтрака, обеда, либо ужина. Пусть ребёнок проговаривает действия, которые вы выполняете, называет продукты, которые вам необходимы для приготовления блюд.
• Поиграйте в словесные игры: «Назови блюдо?»салат из овощей (какой) – овощной. каша из гречневой крупы (какая) –…. (из рисовой крупы, из манки, из геркулеса, из пшена и т. д.)запеканка из творога (какая) – …. (из мяса, из картофеля, из вермишели и т. д.)котлета из мяса (какая) – ….(из рыбы, из моркови, из курицы и т. д.) суп из вермишели (какой) - (из картофеля, из овощей, из риса, из гороха, из рыбы, ….)компот из яблок (какой)- …. (груши, вишни, сливы, ягод и т. д.).
Игра «Вспомни и назови» Молочные продукты : масло, творог, сыр….Мясные продукты : сосиски, колбаса, фарш ….Мучные продукты : хлеб, печенье, сушки, макароны….
Игра «Веселый счет».Одно яблоко, два., три., четыре, пять яблок;(сосиска, конфета, котлета и т. д.)
Игра «Назови сок, варенье, суп, кашу» Какое варенье из (яблок, сливы, абрикоса, персика)Какое пюре из … (картофеля, гороха, яблок)Какой сок из … (моркови, груши, апельсина)Какой суп из (гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей, мяса)Какая каша из (пшена, манки, гречки, риса, геркулеса)
Игра Назови продукты, которые можно:жарить (рыба, котлеты, варить (сосиски, картофель, макароны,испечь в печке (пироги, хлеб….)