НАТАЛЬЯ КРАВЕЦ
Лексическая работа по теме «Одежда, обувь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
-познакомить детей с разными видами одежды, деталями одежды, обуви и головных уборов;
- закрепить знания о назначении одежды;
- провести связь одежды с временами года;
- дать представления о профессиях, связанных с производством одежды, обуви, головных уборов;
- активизировать творческое воображение;
- развивать мелкую моторику рук детей, память, мышление и речь;
- повышать познавательный интерес детей;
Публикация «Лексическая работа по теме „Одежда, обувь“» размещена в разделах
- Обувь. Все материалы по обувной теме
- Одежда, обувь, головные уборы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
- воспитывать бережное, аккуратное отношение к своей одежде и одежде других.
Словарь: летняя одежда, зимняя одежда, осеннее - весенняя одежда, рукав, воротник, петелька, застежка и др., надевать, завязывать, расстегивать, вешать; взрослая, детская, мужская, женская, праздничная, рабочая; короткий, меховой, шерстяной и т. д.
Стихи
Какая одежда?
Летом, в жаркие часы –
Только майка и трусы.
А зимою нам нужны:
Свитер, теплые штаны,
Шарф, пальто, сандалии,
Шапка и так далее.
Шапка, свитер…
Впрочем, я…
Я запутался, друзья!
(Сандалии – летняя обувь)
А. Шибаев
На сафьяновых сапожках
Золоченые застежки,
И задорный каблучок
Отбивает - чок, чок, чок!
Ох, сапожки хороши,
Так и просят - попляши!
Е. Стеквашова
Мама, бабушка смотрите
Подарил мне папа свитер.
Чтоб носить его всегда
и не мерзнуть никогда.
Безрукавка - мой жилетик
безрукавку любят дети.
В ней и вечером и утром
В ней приятно и уютно.
Шапка с шарфиком сейчас
Нам подходят в самый раз,
Чтоб случайно не простыть
И здоровенькими быть.
Считалка с башмачком
Раз! Два! Три! Четыре!
По дорожке я скачу.
Раз! Два! Три! Четыре!
Башмачок скакать учу.
Раз! Два! Три! Четыре!
Обломился каблучок.
Раз! Два! Три! Четыре!
Заблудился башмачок.
М. Яснов
Обновка
Шуба, серая обновка,
В шубе двигаться неловко.
У Ивана грустный вид –
На полу Иван сидит.
Приводил себя в порядок –
Повалился в шубе на бок.
Не подняться самому –
Помогла сестра ему.
Медвежонком неуклюжим
Мальчик топает к дверям:
- Так и знайте, будет стужа –
Шубку зайке я отдам!
Н. Городецкая
Пальто
Я сам себя в пальто одел
И рукавом свой нос задел.
Решил пальто я наказать
И без пальто пошел гулять.
О. Григорьев
Пальчиковая игра «Наша обувь»
Посчитаем в первый раз,
сколько обуви у нас :
(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
Туфли, тапочки, сапожки,
для Наташи и Сережки,
(загибают поочередно все пальчики)
Да еще ботинки для нашей Валентинки,
А вот эти валенки для малышки Галеньки.
Пальчиковая игра "Рукавички"
Рукавички новые, теплые, пуховые.
(сжимают и разжимают пальчики)
Мне их бабушка связала, подарила и сказала:
(делают движения, как будто вяжут)
«Вот теперь у внучки – не озябнут ручки!»
(сжимают и разжимают пальчики)
Дидактическая игра «Из каких частей состоит одежда»
Цель. Закрепить название частей одежды и обуви.
Материал. Картинки с изображением одежды, обуви.
Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на картинки, назвать части одежды и обуви.
Слова:
• Одежда – капюшон, пояс, карман, рукав, оборка, пуговица, молния…
• Обувь – мысок, пятка, подошва, каблук, голенище, молния, застежка, ремешок, шнурок…
Дидактическая игра «Слушаем внимательно, думаем старательно»
Цель. Побуждать детей, самостоятельно определять принцип классификации предметов, находить предмет, не соответствующий этому принципу. Закрепить название одежды и обуви. Развивать внимание, память.
Ход игры: воспитатель называет слова, просит детей найти лишнее слово в этой группе слов и объяснить свой выбор. Далее дети еще раз перечисляют предметы, которые объединили в группу.
• Кофта, рубашка, свитер, брюки.
• Плащ, пальто, куртка, сарафан.
• Сарафан, шорты, шуба, футболка.
• Платье, сапоги, туфли, тапочки.
• Шуба, валенки, шарф, туфли.
• Ботинки, колготки, сапоги, валенки.
«Опиши свою одежду и обувь» (подбор прилагательных к существительным
Кофта (какая) - вязаная, шерстяная, красная, теплая, нарядная, новая, красивая и т. д. (сапоги, шапка, куртка, платье, брюки, юбка, ботинки, туфли, шуба, шарф)
«Что у куклы?» (образование существительных в уменьшительной форме)
У меня шапка, а у куклы - шапочка.
(сапоги, шапка, куртка, платье, брюки, юбка, ботинки, туфли, шуба, шарф, сарафан, майка, трусы, колготки, рукавицы, тапки, футболка, носки, кроссовки, валенки, пижама, рубашка, костюм)
Задания
1. Подбери признаки (не менее трех признаков) :
платье (какое) – …
сапоги (какие) — …
2. Какой по материалу?
платье из шелка – шелковое,
пальто из шерсти — …
шуба из меха – …
сапоги из резины — …
сарафан из ситца — …
перчатки их кожи —
3. Назови ласково:
юбка – юбочка
рукав -
платье –
пальто -
воротник -
сапог
5. Один – много (множественное число).
карман – карманы
воротник -
рубашка -
юбка –
манжеты -
валенок
6. Есть – нет (родительный падеж единственного числа) :
платье – нет платья
сапог -
шуба -
манжет –
воротник -
каблук –
сапог -
ботинок
7. Посчитай:
Одна рубашка, две, три, четыре, пять… ;
одно платье, два, три, четыре, пять… ;
один шарф, два, три, четыре, пять…
8. Поиграйте в игру «Скажи наоборот»
Плащ длинный, а куртка — (короткая).
Джинсы грязные, а комбинезон (чистый).
Футболка светлая, а рубашка (темная).
Высокий каблук — (низкий)
9. Ответь на вопросы.
-Кто шьет одежду и где? (Шьет одежду швея на швейной фабрике.)
-Где продается одежда? (В магазине «Одежда».)
-Кто и где шьет обувь? (На обувной фабрике обувщик.)
-Где можно починить обувь? (В обувной мастерской.)
-Кто чинит обувь? (Сапожник.)
Дай полный ответ на вопросы:
• Почему осенью тебе нужны резиновые сапоги? (Осенью я ношу резиновые сапоги, потому что….
• Почему летом ты не носишь шубу?
• Почему зимой ты не ходишь гулять в босоножках?
Ответь на вопросы:
Кофта из шерсти- какая?---
Шарф из шерсти – какой?---
Пальто из шерсти - какое?---
Рукавички из шерсти - какие?---
Игра «Четвертый лишний». (назвать в цепочке лишнее слово и объяснить свой выбор)
Платье, кукла, шарф, шапка.
Шуба, пальто, санки, штаны
Валенки, лыжи, сапоги, ботинки
Куртка, майка, туфли, юбка.
Кроссовки, носки, чешки, босоножки.
Шляпа, шапка, кепка, шарф.
Взаимодействие с родителями
Родителям рекомендуется:
- объяснить ребенку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года. При этом следует внимательно рассмотреть, ощупать одежду и головные уборы, определить их назначение;
- во время прогулки будет полезно обратить внимание ребенка на то, как одеты люди;
-в качестве экскурсии посетить магазины, где продают одежду и головные уборы.
Поиграйте в игры, которые развивают речь детей:
«Расскажи о своей одежде»
Внимательно рассмотреть верхнюю одежду И назвать ее детали (воротник, карман, пуговицы, рукава, манжеты,.).
«Один - много»
Рубашка – рубашки
куртка - куртки
Кофта – кофты
плащ - плащи
Юбка – юбки
сарафан – сарафаны
Футболка – футболки
варежка - варежки
Носок – носки
майка – майки
«Большой - маленький»
Рубашка – рубашечка
куртка - курточка
Кофта – кофточка
плащ - плащик
Юбка – юбочка
свитер - свитерок
Футболка – футболочка
шарф - шарфик
Носок – носочки
майка – маечка
«Загадайте загадки про одежду»
Дождик, посильнее плачь.
Я надену новый.
(плащ)
Не галстук он, не воротник,
А шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода.
(шарф)