Петрова Сахаяна Иннокентьевна
Лекотека как форма социализации семьей воспитывающих дошкольников с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Петрова Сахаяна Иннокентьевна,
учитель-дефектолог МБДОУ д/с №1 «Звездочка», г. Якутск
Лекотека как форма социализации семьей воспитывающих детей дошкольного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии.
Появление в семье ребенка-инвалида изменяет образ жизни всех ее членов. У большинства семей появляются проблемы, к которым они не были готовы. У семьи резко возникает потребность в получении квалифицированной психолого - педагогической и социальной значимой помощи для минимализации существующих отклонений и обеспечению оптимальных условий для развития, социализации и интеграции в общество их ребенка. Для детей имеющих тяжелые и множественные нарушения в развитии МБДОУ №1 «Звездочка» работает группа Лекотека.
Публикация «Лекотека как форма социализации семьей воспитывающих дошкольников с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Лекотека – это служба оказания ранней психолого-педагогической помощи детям от 3 до 7 лет с нарушениями развития, имеющих значительные ограничения возможностей личностного роста, обучения и социальной адаптации и их семьей с использованием игровых технологий.
Лекотека при МБДОУ №1 «Звездочка» г. Якутска ведет работу с детьми дошкольного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, которые посещают нашу группу 2 раза в неделю на полдня со своими родителями. Зная, социальную изолированность детей и членов семьи воспитывающего ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, в рамках группы организована работа с семьями, которая нацелена на оказание помощи семьям и их успешной социализации, которая непосредственно зависит именно от того, насколько семья вовлечена в процесс социализации. Ведь чем раньше начинается работа с ребенком и членами его семьи, тем выше шансы на успешную адаптацию и социализацию.
Кроме того, наша работа направлена на формирование у детей и родителей сплоченности, коммуникабельности, путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом с другими семьями со схожими проблемами.
В нашем городе и в республике в целом дети со сложными дефектами в развитии не организованы. Данная категория детей и их родители практически не выходят за пределы дома, не посещают общественные места кроме больниц и детских поликлиник. У детей нет возможности посещать дошкольные учреждения, а у родителей нет возможности быть вовлеченными в общественные мероприятия, где участвует их ребенок. Многие семьи лишены реальной возможности установить конструктивные контакты с социальным окружением по месту жительства.
Наша главная цель, это создание условий для максимально возможного развития внутренних ресурсов семьи и преодоления социальной изолированности членов семьей воспитывающих детей дошкольного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии.
В работе группы организовываются совместные занятия и мероприятиях где активно участвуют мамы, папы, бабушки, братья, сестры особых детей. Мы проводим мастер-классы, занятия «родитель-учитель», где родители выступают в роли педагога, творческие занятия, музыкальные занятия, веселые старты.
Так как большинство семей не решаются посещать общественные места со своим ребенком, организуются экскурсионные мероприятия в такие места как: зоопарк, парк культуры и отдыха, веревочный парк и др. Проводятся совместные прогулки на природе и квест-игры на свежем воздухе. Так же проводятся утренники согласно национальному календарю праздничных дней. Где семьи активно принимают участия вместе со своими детьми в организации и проведении праздников и совместных игр с детьми. Это дает семьям возможность для самореализации и раскрытии внутреннего потенциала, права выбора для семьи наиболее приемлемой и адекватной роли, способствующей их социального самоутверждения, гармонизации личности и развития адекватных межличностных отношений в семье. Работа группы Лекотека дает семьям возможность осознать, что они могут жить и радоваться жизни не смотря ни на что.
Мы считаем, что опыт нашей работы является социально-значимой практикой не только в г. Якутске, но и в Республике Саха (Якутия) в целом. Наш опыт могут принять и другие образовательные учреждения по всей России.