МААМ-картинки

Лекция на родительском собрании «Готовность детей к обучению в школе»

Мария Приймак
Лекция на родительском собрании «Готовность детей к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы

Здравствуйте уважаемые родители. Меня зовут Мария Анатольевна. Я – педагог-психолог в этом детском саду. Сегодня целями нашей встречи является, во-первых знакомство, во-вторых мы поговорим о психологической подготовке детей к обучению к школе.

Скоро перед вами и вашими детьми распахнет двери школа, и начнется новый период в жизни. Дошкольники станут первок лассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними сядете за парты (фигурально выражаясь, а может и не совсем фигурально)

Публикация «Лекция на родительском собрании „Готовность детей к обучению в школе“» размещена в разделах

И конечно, каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребенок был, как можно лучше подготовлен к школе. Как подготовить ребенка к школе, чтобы он успешно учился, а учитель был благодарен вам за зажженную искру интереса к учебе.

Как вы считаете по каким кретериям можно определить готовность ребенка к школе? (отвечают)

Готовите ли вы своих детей к школьному обучению? Как вы готовите детей к обучению? (родители отвечают)

Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться, прежде всего, на стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться, воспитании самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствие боязни высказывать свои мысли, проявлять активность в общении с педагогами.

Готовность к обучению – понятие комплексное и охватывает все сферы жизни ребенка. Выделяют такие виды готовности, как физическую (состояние здоровья и уровень развития всех систем организма, специальную (умение писать, считать, читать) и психологическую (необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников).

Давайте более детально рассмотрим психологическую готовность ребенка к школе.

Компоненты психологической готовности :

- интеллектуальная;

- мотивационная;

- эмоционально-волевая;

- Социально-психологическая

Интеллектуальная готовность, т. е. (уровень развития познавательных процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления, речи, воображения)

Этот компонент готовности предполагает наличие у ребёнка достаточного кругозора, запаса конкретных знаний.

Сюда же входит и Сенсомоторная готовность – (готовность кистей и пальцев рук к письму) Развитие координации «глаз – рука». Выполнение действий руки того, что видит глаз.

• Ребёнок должен владеть основными логическими операциями;

• Дифференцированным восприятием, аналитическим мышлением (способностью постижения основных признаков и связей между явлениями, способностью воспроизвести образец и т. д.);

• Развитой памятью, способностью к логическому запоминаю;

• Развитой связной речью;

• достаточным развитием тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.

Если эти слова для вас не очень понятны и доступны. Более детально это:

К 6– 7-и годам ребенок должен знать:

• название страны и ее столицы;

• имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

• времена года, их последовательность и основные признаки;

• названия месяцев, дней недели;

• свой адрес;

• основные виды деревьев и цветов;

• уметь различать домашних и диких животных.

Можно подумать, что это то самое умение читать, считать и писать, а также, некоторые представления об окружающем мире. Конечно, все это станет хорошей базой для обучения ребенка в школе, но всех этих умений и знаний недостаточно. На самом деле, надо смотреть шире – интеллектуальная готовность ребенка к школе подразумевает не только и не столько определенные умения и навыки, сколько его готовность к интеллектуальному труду в общем.

К моменту поступления в школу у ребенка должен быть накоплен определенный багаж знаний, полученных опытным путем. Для этого малыш должен не просто задавать бесконечные «почему?» маме и папе, и самостоятельно находить ответы на все свои вопросы, постигая причинно-следственные связи.

Об умении устанавливать причинно-следственные связи говорит употребление ребенком в речи таких оборотов, как: «…если, то…», «потому что», «поэтому» и т. п.

Чтобы проверить уровень развития памяти у Вашего дошкольника, достаточно узнать, способен ли он запомнить 3-5 слов из 10, не связанных тематически, с первой попытки.

Чтобы понять, насколько развито у ребенка воображение, дайте ему импровизированную карту с изображением «клада» – например, карту квартиры. Пусть он найдет указанный на карте клад.

Логическое мышление определяет способность ребенка классифицировать предметы и явления на основе определенных признаков. Ребенок должен уметь перечислить домашних животных, овощи, фрукты, ягоды, деревья и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе должна проявляться также в том, насколько быстро он понимает суть поставленных перед ним задач, насколько точно он следует предоставленным алгоритмам и как хорошо он планирует свою деятельность.

Чтобы эта сфера не вызвала в будущем проблем в обучении старайтесь систематически тренировать аналитическое и логическое мышление, память, связную речь и моторику ребёнка. Пусть ежедневные, но не слишком утомительные (продолжительностью не больше 30 мин) занятия войдут у ребёнка в привычку.

Мотивационная (личностная) готовность - (отношение к школе, к процессу обучения, знания о школе)

Подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. Заставить ребёнка принять эту роль и успешно учиться невозможно, если он сам этого не захочет, а вот помочь ребенку проявить это желание можно.

Когда будущих первоклашек спрашивают, почему они хотят в школу, многие приводят в качестве аргументов что угодно, но не желание учиться: красивый портфель, друг будет учиться в параллельном классе, стремление быть похожим на старшего брата… Желание пойти в школу и желание учиться - это разные вещи. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы. Просто они поняли, что статус школьника, гораздо выше статуса дошкольника.

В этом случае родители должны объяснить, зачем дети ходят в школу, и сформировать у ребенка желание учиться, ответственное отношение к учебе и, естественно, положительную мотивацию:

- к школе,

- к учителю,

- к учебной деятельности,

- к самому себе.

Чтобы сформировать мотивационную готовность ребенка к школе,

• предоставьте ему больше самостоятельности в действиях. Если раньше Вы хвалили его за каждый шаг, то теперь хвалите только за готовый результат. Не пугая ребенка, объясните, что в школе его не будут хвалить за каждую мелочь, у него будут задания, которые надо будет выполнить. В то же время, настройте его на успех и дайте понять, что Вы в него верите.

• Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

• Запрещается запугивание детей школой, что особенно вредно по отношению к детям робким, неуверенным в себе. "даже двух слов сказать не можешь. ", "Там тебе покажут!».

• Важно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Эмоционально-волевая готовность - способность управлять своим поведением

Ребенок должен уметь длительное время сосредотачивать свое внимание на не всегда интересном материале, стремится к достижению цели, получению определенного результата, стремится преодолевать трудности, должен уметь контролировать свое поведение и эмоции во время урока (в этом возрасте развиваются дисциплинированность, организованность и самоконтроль) - принцип «Не хочу, но надо» Как правило, произвольное поведение ребенка формируется

к 6-7 годам.

Считается сформированной:

умеет ставить перед собой цель

намечает план действий

выполнить его, проявив определенные усилия

оценить результат своей деятельности

умение длительно выполнять не очень привлекательную работу.

И помочь в этом может

• игры по правилам – та, где надо дожидаться своего хода, выполнять все правила и решать возникающие проблемы. Это могут быть игры с кубиком и фишками, домино и др. Такие игры не только научат ребенка выдержке, но и помогут ему научиться достойно проигрывать.

• Заранее подготавливайте ребенка к смене деятельности. Пусть он то сидит за столом, то играет в подвижные игры. Даже в психологическом плане ребенку будет проще высидеть урок, если он будет знать, что сможет побегать на перемене.

Социально-психологическая готовность - (коммуникативные навыки, навыки общения)

Умение ребенка строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, т. е. насколько легко ребенок входит в контакт, вызывают ли у него повышенную тревогу новые лица и необходимость общаться с ними. Этим определяется то, как ребенок впишется в новый коллектив.

Ребёнок не готов к школьному обучению, если он:

- настроен исключительно на игру;

- недостаточно самостоятелен;

- чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;

- не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;

- мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др. ;

- имеет серьезные нарушения речевого развития;

- не умеет общаться со сверстниками;

- не хочет контактировать со взрослыми или наоборот, слишком развязан.

Рекомендации родителям для формирования школьной готовности :

Что же надо делать родителям, чтобы воспитать необходимые волевые навыки у дошкольников?

1. Важно вызвать у ребенка желание учиться, поэтому больше рассказывайте детям о школе, об учителях, о забавных историях из собственной школьной жизни, о дружбе ребят, о туристических походах и, самое главное, о знаниях, которыми они овладеют в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе.

2. И вот, когда у ребенка появится стойкое желание учиться, хорошо учиться, нужно то подготовить его к неизбежным трудностям в учении, но обьяснять, чо эти трудности преодолимы. Это поможет ребенку правильно отнестись и к собственным неудачам, возможным в начале занятий в школе.

3. Для этого надо подбадриватьдетей, если они взялись за какое-либо сложное для них дело.

4. Поддерживайте самостоятельность. Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Умение относительно самостоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе. Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развито это качество, испытывает в школе чувство тревоги и неуверенности в себе.

Чтобы воспитать у ребенка самостоятельность родители должны :

• создавать условия, побуждающие ребенка активно использовать имеющиеся знания и навыки;

постоянно менять тактику руководства: от прямых приемов (показ, объяснение) переходить к косвенным (совет, напоминание);

• поддерживать желание преодолевать трудности, доводить дело до конца;

• ориентировать ребенка на получение хорошего результата.

5. Ведущей деятельностью детей в дошкольном возрасте является игра. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре. Многие родители думают, что подготовка к школе заключается в умении детей читать и писать. Но это абсолютно неверное представление. Лучшая подготовка к школе – это нормально прожитые детские годы. Учите детей играть!

Игра для ребенка – это мир, в котором он живёт, учится строить взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение – психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе. В игре есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. И в этом ее незаменимое значение. В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности. Если сюжетно-ролевые игры оказывают более широкое общеразвивающее влияние на личность дошкольника, то игры с правилами (дидактические) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять (узнать каких предметов больше, убрать лишние игрушки, найти одинаковые и т. п.); чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с правилами, например настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая будущему дошкольнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками.

6. Особое внимание в подготовительной к школе группе уделяется подготовке руки к письму, которая предполагает развитие у детей : мелкой моторики пальцев рук, пространственной ориентации, чувства ритма, изобразительных и графических умений. Роль родителей здесь немаловажна. Совместное с детьми занятие разными видами изобразительной деятельности, раскрашивание оказывает положительное влияние на подготовку руки к письму. При выполнении таких заданий дома необходимо обращать внимание ребенка на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.

Помогает развитию графических умений выполнение различных заданий, связанных со штриховкой, которая выполняется под руководством взрослого. Мама или папа показывают, как рисовать штрихи, контролируют параллельность линий, их направление, расстояние между ними.

7. В воспитании детей большое значение имеет режим дня, то есть распорядок жизни ребенка, когда он в определенное время спит, ест, отдыхает и занимается. Хорошо продуманный режим дня позволяет найти время для разнообразных игр, занятий, укрепляет здоровье ребенка, организует его деятельность, воспитывает волю и положительные черты характера – ребенок учится ценить время, быть сдержанным, управлять своими желаниями. Дети, которые до школы все делают по режиму, привыкают вовремя вставать, к определенному часу у них появляется аппетит. Эти дети могут переключать свое внимание с одного вида деятельности на другой – оставить интересную игру и взяться за приготовление уроков, отложить книгу, чтобы помочь родителям по хозяйству. Для детей правильно организованный режим – условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы.

8. Для ребенка родители являются языковым и речевым образцом, так как дети учатся языку, подражая и слушая. Ведь ребенок успешнее всего усваивает язык в тот момент, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают. Уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи. Хорошо развитая речь значительно облегчает вхождение ребенка в новый коллектив (при поступлении в школу, помогает лучше передавать свои мысли, объяснить собственную позицию. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям в развитии речи ребенка. Прививайте детям с детства любовь к книге.

9. Очень важно еще до школы воспитать у ребенка такое необходимое жизненное качество, как трудолюбие.

Как же научить ребенка любить труд? Прежде всего, пожалуй, следует дать детям ясное представление о том, что значит слово «нужно». Дети часто слышат от взрослых это слово, но не всегда понимают его смысл.

Постарайтесь объяснить детям, почему все люди трудятся, почему они создают умные машины, дома, красивые парки, океанские корабли, самолеты. Пусть он представит, что произойдет, если все люди будут безответственно относиться к своим обязанностям. На ребенка большое впечатление может произвести рассказ о той неразберихе и сумятице, которая возникнет, если однажды все водители машин не выйдут на работу или все портнихи откажутся шить одежду, пекари – печь хлеб и т. п. И ребенку следует сказать, что все те маленькие поручения, какие он выполняет, - ступенька к большим делам, что пройдет немного лет и он научится делать умные машины, водить самолеты, корабли.

Надо приучить ребенка к мысли, что труд его полезен окружающим, но важна не только работа сама по себе, но и ее качество. Неправильно думать, что не следует предъявлять требования к качеству работы ребенка – как сделал, так и ладно.

Трудолюбие воспитывается в конкретных делах. И если, вырезая из бумаги, ваша дочка насорила на полу, бесполезно упрекать ее в неаккуратности, в том, что она не бережет труд матери. Лучше просто предложить дочери взять веник и подмести пол. А вместо общих разговоров о том, что взрослым нужно помогать, посоветуйте сыну купить молока старику-соседу, посидеть с маленьким сыном соседки, пока она сходит в магазин. Не поручайте сразу сложную работу – ребенок может не справиться и потеряет к ней всякий интерес.

К сложной работе лучше подводить постепенно, через отдельные простые поручения. И самого ребенка надо учить правильно организовывать сложную работу. Например, необходимо вымыть растения – приготовить воду, место, где ты их будешь мыть, подумай, чем вытереть поддонники, и только потом делай основную работу.

Родители иногда забывают о том, что дети очень наблюдательны. Если вы не уважаете труд других людей, это может послужить отрицательным примером для детей, может вызвать небрежное отношение и к вашему собственному труду.

10. Для воспитания чувства дружбы, доброжелательности важно научить детей делиться игрушками, сладостями, причем отдавать товарищу не то, в чем сам ребенок не нуждается, а именно поделиться лакомством, уступить любимую игрушку. Если у вас в гостях товарищ ребенка. Не забудьте пригласить его к обеду, к чаю, отнеситесь к нему как к желанному гостю, - в следующий раз ваш ребенок сам сделает так же. А порой можно видеть, как ребенок, взяв что-то лакомое, например, шоколад, специально выходит есть лакомство во двор: ему приятно, что дети смотрят с завистью и только от него зависит, дать или не дать кусочек. Такие поступки воспитывают жадность, эгоизм.

11. Не менее важно воспитать правильное отношение ребенка к взрослым. К семи годам ребенок должен уметь внимательно, не перебивая, слушать взрослого, не вмешиваться в разговор старших, быть предупредительным, уступить место автобусе, подать стул, помочь пожилым. Необходимо обьяснять ребенку для чего это нужно делать и почему. и важно всегда напоминать ребенку, что его личнве потребности важны, что нельзя пренебрегать своим самочувствием и всегда прислушиваться к себе.

Надо чаще напоминать ребенку, что он живет среди людей, и, поэтому, должен вести себя так, чтобы своим поведением не мешать им: папа спит – нельзя шуметь (опять же - задайте ребенку вопросо – как ты думаешь почему? ; сосед болен – ему, может быть неприятен громкий смех. Это формирует уважительное отношение к людям. Но здесь главное не фрустрировать ребенка, не запугивать, а обьяснять.

Благородные поступки детей, пусть даже незначительные, необходимо замечать и оценивать. Одобрение взрослых помогает ребенку убедиться в правильности своих действий, вызывает желание повторить их. Учить сочувствию надо как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируются нравственные чувства ребенка.

Если ребенок не умеет считаться с другими людьми, он не сумеет построить правильные отношения с детьми и в школьном коллективе

14. В нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Жизнерадостность, веселое настроение, чувство защищенности, уверенности в своих силах благотворно сказываются на характере и организме ребенка в целом, а ведь это так необходимо, особенно при подготовке ребенка к школе.

Дети отзываются на все доброе, прекрасное, выказывают сочувствие, приходят на помощь друг другу.

Массу дополнительных положительных эмоций дают семейные праздники. Ребенок чувствует, что живет в счастливой, дружной семье, ощущает внимание и любовь близких.

Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. Если родители делят между собой трудности и радости, то ребенок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять гуманное отношение прежде всего к своим близким, а затем ко всем остальным.

Не забывайте, уважаемые родители, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, укрепляйте здоровье детей, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваши внимание, любовь и забота нужны ребенку больше всего.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о родительском собрании «Искусство воспитывать»Фотоотчёт о родительском собрании «Искусство воспитывать» В нашей старшей группе компенсирующей направленности «Улыбка», МКДОУ № 13 «Теремок», прошло родительское собрание на тему: «Искусство воспитывать».

Фотоотчет о родительском собрании «Мы все такие разные»Фотоотчет о родительском собрании «Мы все такие разные» Подготовили и провели: А. А. Галкина, Е. Н. Фадеева - воспитатели, М. П. Пинчук - логопед, МБОУ №15 "Солнышко", г. Кондопога, Республика Карелия.

Фотоотчёт о нетрадиционном родительском собрании «Путешествие в сенсорику»Фотоотчёт о нетрадиционном родительском собрании «Путешествие в сенсорику» 21 февраля у нас в группе прошло нетрадиционное родительское собрание на тему «Путешествие в сенсорику». Мы познакомили родителей с различными.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Заключительная часть О том, что начало обучения в школе – один из серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. На этот вопрос мы и попросили ответить родителей.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе. Консультация для педагогов и родителей Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лекция на родительском собрании «Готовность детей к обучению в школе»
Опубликовано: 2 февраля 2020 в 19:25
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Лекция на родительском собрании «Готовность детей к обучению в школе»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Приймак (УИ 1715627) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД