Получи документы

Лекция для педагогов «Профилактика буллинга в среде обучающихся»

Гасайниева Заира Исабековна
Лекция для педагогов «Профилактика буллинга в среде обучающихся»

Тема: «Профилактика буллинга в среде обучающихся»

Цель: теоретически изучить и обосновать содержание, методы, формы профилактики у подростков буллинга в условиях общеобразовательной школы.

Задачи:

Ознакомление педагогов с понятием буллинга и изучение его влияния на микроклимат в детской среде

Осознание и осмысление членами педагогического совета основных причин возникновения буллинга.

Публикация «Лекция для педагогов „Профилактика буллинга в среде обучающихся“» размещена в разделах

Определение педагогами особенностей поведения в ситуации буллинга.

Вступительное слово Соц. психолога: Добрый день, уважаемые коллеги. Рада видеть вас на нашем занятии.

Игра - фантазия «Магия нашего имени».

А сейчас для разогрева, настроя на работу, я предлагаю, вам сыграть в игру. Вам нужно будет, передавая друг другу мягкую игрушку и обсудить:

От кого я получил своё имя?

Есть ли мои тезки среди известных людей?

Знаю ли я литературных или кино-героев носящих тоже имя?

Как имя влияет на моё поведение в жизни?

Нравится ли мне моё имя (если нет, то какое имя я бы хотел иметь?

Знаю ли я, что означает моё имя?

Вывод:Соц. педагог : Мы с вами все очень разные. Один из признаков нашего различия – наше имя. И это только маленькая доля. И нам, людям, приходится учиться жить в этом большом мире различий. Но это получается не всегда и не у всех и тогда может возникнуть такое явление, как буллинг.

Что такое буллинг, по вашему мнению? (ответы педагогов)

Просмотр ролика «Школьный буллинг».

Соц. педагог : А сейчас я предлагаю обратить внимание на экран (просмотр ролика «Школьный буллинг»).

Какие мысли у вас возникают при просмотре данного ролика? Какая ситуация здесь показана? Как вы поняли, что это буллинг?

Мини-лекция «Что такое буллинг

Соц. педагог : Действительно, Буллинг – намеренное регулярное причинение вреда (запугивание, унижение, физический или психологический террор) одним человеком или группой людей другому человеку, который не может за себя постоять

В чем проявляется буллинг

ТРУДНО ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ (силы в травле всегда не равны. Жертва может быть слабее, беднее или богаче или просто отличаться от других, у жертвы может быть мало друзей и т. п.

НЕОДНОКРАТНО (буллинг – это не случайный одноразовый спор или драка.)

БОЛЬ ЖЕРТВЫ (от подобных действий страдает душевное и телесное здоровье. Боль может быть скрытой или видимой для других)

толчки,

шлепки,

подзатыльники,

избиения,

пинки,

имитация сексуальных действий и пр. сплетни и запугивание,

игнорирование и бойкот,

вымогательство,

оскорбительные клички,

порча личного имущества и пр.

ВИДЫ БУЛЛИНГА

Буллинг – это ВСЕГДА система! В этой системе участники выполняют следующие роли:

1. «Агрессор» – человек, который преследует и запугивает жертву.

2. «Соагрессоры» – люди, участвующие в травле, начатой агрессором.

3. «Жертва» – человек, который подвергается агрессии.

4. «Защитники» – люди, находящиеся на стороне жертвы и пытающиеся оградить её от агрессии.

5. «Наблюдатели» – люди, знающие о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающие нейтралитет.

Опасные последствия

Агрессор: высокий риск криминализации.

Жертва: заниженная самооценка, чувство собственной ничтожности, суицид, желание мстить

Свидетели: страх, тревога, напряжение.

Педагоги : неуправляемость класса, потеря авторитета, снижение успеваемости.

Родители: снижение успеваемости, выяснение отношений между родителями.

Диагностика буллинга маркеры для педагогов

Не желание идти в школу – Особое ВНИМАНИЕ!

У ребё нка есть следы: синяки, порезы, царапины, или рваная одежда, которые не объясняются естественным образом (то есть не связаны с игрой, случайным падением, кошкой и т. п.). – Особое ВНИМАНИЕ!

Ребёнок (особенно дети младшего возраста) старается держаться рядом с учителем или другим взрослым во время школьных перемен - Особое ВНИМАНИЕ!

Командные игры – хороший показатель. В командных играх дети выбирают его в числе последних или не хотят быть с ним в одной команде.

Никто не хочет сидеть с ним за одной партой.

Ребёнок часто проводит время в одиночестве, исключён из компании сверстников во время перемен, обеда. У него, по наблюдениям, нет ни одного друга в классе.

Ребёнок часто оказывается участником ссор, драк, в которых он скорее беззащитен и которых пытается избежать (часто при этом плачет).

Дети берут учебники, деньги, другие личные вещи ребёнка, разбрасывают их, рвут, портят.

Ребёнок регулярно подвергается насмешкам со стороны сверстников в оскорбительной манере, его часто обзывают, дразнят, унижают, либо угрожают ему, требуют выполнения пожеланий других сверстников, командуют им.

Избегает говорить вслух (отвечать) во время уроков, производит впечатление тревожного и неуверенного в себе.

Выглядит расстроенным, депрессивным, часто плачет.

У ребёнка резко или постепенно ухудшается успеваемость.

Диагностика буллинга Маркеры для родителей

Возвращается домой из школы с порванной одеждой, с порванными учебниками или тетрадями.

У ребенка часто появляются синяки, порезы, царапины, рваная одежда, которые не объясняются естественным образом (то есть не связаны с игрой, случайным падением, кошкой и т. п).

Нет друзей, с кем можно провести время (играть, сходить в кино или на концерт, погулять или заняться спортом, поговорить по телефону и т. п.).

Не приводит домой (после школы) одноклассников или других сверстников. Очень редко проводит время в гостях у одноклассников или в местах, где они играют/проводят время.

Ребенка не приглашают на праздники/вечеринки, или он сам не хочет никого приглашать и устраивать праздник (потому что считает, что никто не захочет прийти).

Боится или не хочет идти в школу. По утрам перед школой плохой аппетит, частые головные боли, боли в желудке.

Выбирает длинный и неудобный путь в школу и из школы.

Беспокойно спит, жалуется на плохие сны, часто во сне плачет.

Потерял интерес к школьным предметам/занятиям, ухудшилась успеваемость.

Выглядит несчастным, расстроенным, депрессивным, или наблюдаются частые перемены настроения, раздражительность.

Требует или крадет деньги у родителей (чтобы выполнить требования «агрессоров»)

Работа в группах. Участники делятся на две группы.

Соц. педагог : Сейчас вам нужно представить, что в детском коллективе выявлен случай буллинга.

Первая группа предлагает варианты действий педагога после того, как определилось, что среди детей существует буллинг.

Вторая группа предлагает варианты действий, которые ни в коем случае не должен осуществлять педагог после того, как определилось, что в детском коллективе существует буллинг.

Варианты двух групп записываются на доске (ватмане) и обсуждаются со всеми участниками.

Проигрывание ролей.

Соц. педагог : Мы с вами знаем, что в участники буллинга, так или иначе, играют свои роли. Сейчас нужно будет выйти 4 участникам и вытянуть бумажку с ролью. Кто и кем будет - участники выбирают сами (предлагаются перевернутые листочки с определенными ролями, педагоги вытягивают, не зная, какая роль достанется).

Жертва Буллер Наблюдатель Наблюдатель

У нас будет один из участников - жертвой, другой - буллер, третий - наблюдатель.

Нашим актерам я сейчас зачитаю ситуацию, нужно обыграть ее своими ролями, а после обсудим.

Ситуация: В классе есть задира, который проявляет агрессивное поведение. Ребенок обижает других, однако другие дети не поддерживают его агрессивное поведение, осуждают действия, выражают сочувствие пострадавшему.

Обсуждение:

• Вы в этой ситуации жертва, вам нравится быть жертвой? Почему?

• Вы в этой ситуации буллер. Вас устраивает, что вы травите жертву? Почему?

• Вы в этой ситуации наблюдатель. Вам комфортно от того, что вы видите? Вы хотите что-то изменить? Как вы думаете, каким образом это можно сделать?

Обсуждение «Что говорит закон?»

Соц. педагог : Я думаю, что вы со мной согласитесь, что буллинг – это нарушение. Нарушение прав другого человека, нарушение правил поведения, а нередко это и нарушение закона. И об этом нужно напоминать детям. Давайте рассмотрим, что может нарушить подросток, оказывающий давление на другого. Повышайте уровень информированности детей о роли, которую они играют в буллинге

Упражнение «На риск»

Инструкция: «Сейчас мы с вами проделаем упражнение, связанное с определенным риском, и, наверное, даже с опасностью. Прошу войти в круг тех, кто хочет поучаствовать, хочет мне помочь. Доверьтесь мне!».

После того как все желающие войдут в круг, ведущий объявляет: «Всем спасибо, все молодцы. А упражнение уже закончено!»

Обсуждение:

•Почему вы вызвались в добровольцы?

•Почему вы решили не принимать участие в упражнении.

Повлияла ли фраза: «Доверьтесь мне» на ваше решение?

•Легко ли доверяться другим людям?

•Кому довериться легче всего?

Заключительная часть.

Заключительное слово педагога-психолога.

Соц. педагог : Уважаемые коллеги, нам всем хочется, чтобы наши дети росли и воспитывались в атмосфере дружелюбия, поддержки и в этом велика роль педагога, взрослого, находящегося рядом с детьми. Давайте мы с вами будем внимательны к нашим детям.

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Профилактика медико-социальных проблем в детско-подростковой среде через работу школьного клуба «Эколог» Вредные привычки и их последствия - это тема, которая все больше волнует и тревожит наше общество. Дети младшего школьного возраста и подростки.

Консультация для педагогов «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» Цель: познакомить родителей с гимнастикой для глаз. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей. Очень часто мы корим себя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лекция для педагогов «Профилактика буллинга в среде обучающихся»
Опубликовано: 7 мая 2024 в 11:49
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД