Гасайниева Заира Исабековна
Лекция для педагогов «Профилактика буллинга в среде обучающихся»
▼ Скачать
Тема: «Профилактика буллинга в среде обучающихся»
Цель: теоретически изучить и обосновать содержание, методы, формы профилактики у подростков буллинга в условиях общеобразовательной школы.
Задачи:
Ознакомление педагогов с понятием буллинга и изучение его влияния на микроклимат в детской среде
Осознание и осмысление членами педагогического совета основных причин возникновения буллинга.
Публикация «Лекция для педагогов „Профилактика буллинга в среде обучающихся“» размещена в разделах
- Буллинг, профилактика буллинга. Насилие и травля в школе
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Определение педагогами особенностей поведения в ситуации буллинга.
Вступительное слово Соц. психолога: Добрый день, уважаемые коллеги. Рада видеть вас на нашем занятии.
Игра - фантазия «Магия нашего имени».
А сейчас для разогрева, настроя на работу, я предлагаю, вам сыграть в игру. Вам нужно будет, передавая друг другу мягкую игрушку и обсудить:
От кого я получил своё имя?
Есть ли мои тезки среди известных людей?
Знаю ли я литературных или кино-героев носящих тоже имя?
Как имя влияет на моё поведение в жизни?
Нравится ли мне моё имя (если нет, то какое имя я бы хотел иметь?
Знаю ли я, что означает моё имя?
Вывод:Соц. педагог : Мы с вами все очень разные. Один из признаков нашего различия – наше имя. И это только маленькая доля. И нам, людям, приходится учиться жить в этом большом мире различий. Но это получается не всегда и не у всех и тогда может возникнуть такое явление, как буллинг.
Что такое буллинг, по вашему мнению? (ответы педагогов)
Просмотр ролика «Школьный буллинг».
Соц. педагог : А сейчас я предлагаю обратить внимание на экран (просмотр ролика «Школьный буллинг»).
Какие мысли у вас возникают при просмотре данного ролика? Какая ситуация здесь показана? Как вы поняли, что это буллинг?
Мини-лекция «Что такое буллинг?»
Соц. педагог : Действительно, Буллинг – намеренное регулярное причинение вреда (запугивание, унижение, физический или психологический террор) одним человеком или группой людей другому человеку, который не может за себя постоять
В чем проявляется буллинг
ТРУДНО ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ (силы в травле всегда не равны. Жертва может быть слабее, беднее или богаче или просто отличаться от других, у жертвы может быть мало друзей и т. п.
НЕОДНОКРАТНО (буллинг – это не случайный одноразовый спор или драка.)
БОЛЬ ЖЕРТВЫ (от подобных действий страдает душевное и телесное здоровье. Боль может быть скрытой или видимой для других)
толчки,
шлепки,
подзатыльники,
избиения,
пинки,
имитация сексуальных действий и пр. сплетни и запугивание,
игнорирование и бойкот,
вымогательство,
оскорбительные клички,
порча личного имущества и пр.
ВИДЫ БУЛЛИНГА
Буллинг – это ВСЕГДА система! В этой системе участники выполняют следующие роли:
1. «Агрессор» – человек, который преследует и запугивает жертву.
2. «Соагрессоры» – люди, участвующие в травле, начатой агрессором.
3. «Жертва» – человек, который подвергается агрессии.
4. «Защитники» – люди, находящиеся на стороне жертвы и пытающиеся оградить её от агрессии.
5. «Наблюдатели» – люди, знающие о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающие нейтралитет.
Опасные последствия
Агрессор: высокий риск криминализации.
Жертва: заниженная самооценка, чувство собственной ничтожности, суицид, желание мстить
Свидетели: страх, тревога, напряжение.
Педагоги : неуправляемость класса, потеря авторитета, снижение успеваемости.
Родители: снижение успеваемости, выяснение отношений между родителями.
Диагностика буллинга маркеры для педагогов
Не желание идти в школу – Особое ВНИМАНИЕ!
У ребё нка есть следы: синяки, порезы, царапины, или рваная одежда, которые не объясняются естественным образом (то есть не связаны с игрой, случайным падением, кошкой и т. п.). – Особое ВНИМАНИЕ!
Ребёнок (особенно дети младшего возраста) старается держаться рядом с учителем или другим взрослым во время школьных перемен - Особое ВНИМАНИЕ!
Командные игры – хороший показатель. В командных играх дети выбирают его в числе последних или не хотят быть с ним в одной команде.
Никто не хочет сидеть с ним за одной партой.
Ребёнок часто проводит время в одиночестве, исключён из компании сверстников во время перемен, обеда. У него, по наблюдениям, нет ни одного друга в классе.
Ребёнок часто оказывается участником ссор, драк, в которых он скорее беззащитен и которых пытается избежать (часто при этом плачет).
Дети берут учебники, деньги, другие личные вещи ребёнка, разбрасывают их, рвут, портят.
Ребёнок регулярно подвергается насмешкам со стороны сверстников в оскорбительной манере, его часто обзывают, дразнят, унижают, либо угрожают ему, требуют выполнения пожеланий других сверстников, командуют им.
Избегает говорить вслух (отвечать) во время уроков, производит впечатление тревожного и неуверенного в себе.
Выглядит расстроенным, депрессивным, часто плачет.
У ребёнка резко или постепенно ухудшается успеваемость.
Диагностика буллинга Маркеры для родителей
Возвращается домой из школы с порванной одеждой, с порванными учебниками или тетрадями.
У ребенка часто появляются синяки, порезы, царапины, рваная одежда, которые не объясняются естественным образом (то есть не связаны с игрой, случайным падением, кошкой и т. п).
Нет друзей, с кем можно провести время (играть, сходить в кино или на концерт, погулять или заняться спортом, поговорить по телефону и т. п.).
Не приводит домой (после школы) одноклассников или других сверстников. Очень редко проводит время в гостях у одноклассников или в местах, где они играют/проводят время.
Ребенка не приглашают на праздники/вечеринки, или он сам не хочет никого приглашать и устраивать праздник (потому что считает, что никто не захочет прийти).
Боится или не хочет идти в школу. По утрам перед школой плохой аппетит, частые головные боли, боли в желудке.
Выбирает длинный и неудобный путь в школу и из школы.
Беспокойно спит, жалуется на плохие сны, часто во сне плачет.
Потерял интерес к школьным предметам/занятиям, ухудшилась успеваемость.
Выглядит несчастным, расстроенным, депрессивным, или наблюдаются частые перемены настроения, раздражительность.
Требует или крадет деньги у родителей (чтобы выполнить требования «агрессоров»)
Работа в группах. Участники делятся на две группы.
Соц. педагог : Сейчас вам нужно представить, что в детском коллективе выявлен случай буллинга.
Первая группа предлагает варианты действий педагога после того, как определилось, что среди детей существует буллинг.
Вторая группа предлагает варианты действий, которые ни в коем случае не должен осуществлять педагог после того, как определилось, что в детском коллективе существует буллинг.
Варианты двух групп записываются на доске (ватмане) и обсуждаются со всеми участниками.
Проигрывание ролей.
Соц. педагог : Мы с вами знаем, что в участники буллинга, так или иначе, играют свои роли. Сейчас нужно будет выйти 4 участникам и вытянуть бумажку с ролью. Кто и кем будет - участники выбирают сами (предлагаются перевернутые листочки с определенными ролями, педагоги вытягивают, не зная, какая роль достанется).
Жертва Буллер Наблюдатель Наблюдатель
У нас будет один из участников - жертвой, другой - буллер, третий - наблюдатель.
Нашим актерам я сейчас зачитаю ситуацию, нужно обыграть ее своими ролями, а после обсудим.
Ситуация: В классе есть задира, который проявляет агрессивное поведение. Ребенок обижает других, однако другие дети не поддерживают его агрессивное поведение, осуждают действия, выражают сочувствие пострадавшему.
Обсуждение:
• Вы в этой ситуации жертва, вам нравится быть жертвой? Почему?
• Вы в этой ситуации буллер. Вас устраивает, что вы травите жертву? Почему?
• Вы в этой ситуации наблюдатель. Вам комфортно от того, что вы видите? Вы хотите что-то изменить? Как вы думаете, каким образом это можно сделать?
Обсуждение «Что говорит закон?»
Соц. педагог : Я думаю, что вы со мной согласитесь, что буллинг – это нарушение. Нарушение прав другого человека, нарушение правил поведения, а нередко это и нарушение закона. И об этом нужно напоминать детям. Давайте рассмотрим, что может нарушить подросток, оказывающий давление на другого. Повышайте уровень информированности детей о роли, которую они играют в буллинге
Упражнение «На риск»
Инструкция: «Сейчас мы с вами проделаем упражнение, связанное с определенным риском, и, наверное, даже с опасностью. Прошу войти в круг тех, кто хочет поучаствовать, хочет мне помочь. Доверьтесь мне!».
После того как все желающие войдут в круг, ведущий объявляет: «Всем спасибо, все молодцы. А упражнение уже закончено!»
Обсуждение:
•Почему вы вызвались в добровольцы?
•Почему вы решили не принимать участие в упражнении.
• Повлияла ли фраза: «Доверьтесь мне» на ваше решение?
•Легко ли доверяться другим людям?
•Кому довериться легче всего?
Заключительная часть.
Заключительное слово педагога-психолога.
Соц. педагог : Уважаемые коллеги, нам всем хочется, чтобы наши дети росли и воспитывались в атмосфере дружелюбия, поддержки и в этом велика роль педагога, взрослого, находящегося рядом с детьми. Давайте мы с вами будем внимательны к нашим детям.