Ольга Попова
Lego-проектирование и основы робототехники в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС дошкольного образования предусматривает формирование у дошкольников первичных представлений о малой родине, социокультурных ценностях семьи, общества и государства, позитивных установок к различным видам труда и творчества. Наш регион - Свердловская область - промышленный регион России. Одним из приоритетных направлений деятельности нашего региона в настоящее время является возрождение уральской инженерной школы. Руководство региона в лице губернатора Евгения Куйвашева видит устойчивость регионального развития именно в сочетании уже развитого машиностроительного комплекса с эффективной научно-инженерной школой. «Кадры нам нужны самого высокого уровня, способные генерировать новые идеи и на равных конкурировать с ведущими инженерными школами мира. Для создания и развития такого кадрового потенциала необходимо с раннего возраста заинтересовать детей техническим творчеством и инженерной деятельностью.», — так высказался губернатор Свердловской области, инициируя запуск региональной программы «Уральская инженерная школа» которая стартовала в 2015 г. В соответствии с поручением губернатора, концепция программы «Уральская инженерная школа» ориентирована на различные целевые группы, самая младшая из которых - воспитанники детских садов. Поскольку интерес к техническому творчеству наиболее ярко выражен у детей, то начинать готовить будущих инженеров, по мнению руководителя региона, необходимо уже в детском саду, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.
Публикация «Lego-проектирование и основы робототехники в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Проекты
- Лего. Конструктор LEGO
- Проекты. Проектная деятельность
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
Применение такой инновационной на сегодняшний день технологии как LEGO-проектирование и основы робототехники мы в нашем детском саду начинаем с групп младшего возраста. Данное направление работы с детьми способствует формированию предпосылок к инженерной деятельности. Этот процесс интегрирует в себе профориентационную и образовательную деятельность, а также способствует становлению устойчивой мотивации к творческому труду. Одним из результатов освоения программного содержания в данном случае может быть как минимум - расстановка приоритетов в начальной и основной школе, и, как максимум - зарождение выбора будущей профессии уже на этапе завершения дошкольного образования.
При реализации указанного направления в нашей образовательной организации применяются образовательные конструкторы нового поколения от компании Lego Education.
В нашей образовательной организации в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» разработана и реализуется Программа развития на 2016-2020 гг, основной стратегической целью которой является переход к инновационному качеству педагогического процесса, направленного на образование, воспитание и развитие детей нового поколения. Реализация Программы развития подразумевает разработку и реализацию подпрограмм, одной из которых является программа «Lego-проектирование и основы робототехники в дошкольном возрасте».
Указанная Программа реализуется в каждой возрастной группе. Я являюсь воспитателем подготовительной к школе группы. Формирование интереса к техническому творчеству и азов инженерного мышления путем изучения простых механизмов продолжается в подготовительной к школе группе с применением более образовательного конструктора Lego Education «Простые механизмы». Работа с набором основана на следующих принципах:
Изучение деталей простых механизмов, таких как зубчатые колеса, рычаги, ролики, оси;
Действие согласно чертежам, что является одним из принципов инженерного проектирования;
Рабочий процесс, основанный на исследовании, рассуждении, прогнозировании, освидетельствовании и критическом мышлении, взаимопонимании, взаимопомощи и дисциплине
Набор рассчитан на одновременную работу двух-трех человек. Возрастная категория этого набора от 5 до 9 лет. Деятельность в группе с этим набором организуется как со всей группой (в ходе знакомства с механизмами, бесед, обсуждений, так и подгруппами по 8 человек. Работа в подгруппах происходит на занятиях по конструктивной деятельности (один раз в две недели, когда по желанию детей определяются пары для работы с этим набором, а остальным детям предлагается иная, связанная по смыслу деятельность с другим видом конструктора. В следующий раз группы подбираются по-другому, исходя из желаний и возможностей детей. Так же возможна организация командной работы (от 4 человек, когда у детей уже сформированы навыки работы с данным конструктором. С некоторыми детьми для закрепления материала в ходе режимных моментов организуется индивидуальная работа.
Комплект конструктора Лего «Простые механизмы» позволяет собрать 16 основных моделей техники, использующей рычаги, ролики, зубчатые колеса и оси. Он предназначен для знакомства с техническим устройством мира и в качестве наглядной иллюстрации простейших законов физики.
Работа с набором помимо сборки основных 16 моделей предполагает организацию технического творчества ребят. Задача творческой деятельности заключается в том, чтобы дети могли самостоятельно применить знания, полученные при конструировании основных моделей. Модель, сборка которой ограничена инструкцией, предназначена только для того, чтобы продемонстрировать принцип решения поставленной задачи. Хотя дополнительные творческие задания предполагают изменение модели или добавление к ней новых элементов, а также новые исследования, они никогда не выходят за рамки основной учебной цели. На этом этапе ребятам предоставляется возможность поэкспериментировать и творчески применить свои знания.
В одной из следующих публикаций я предложу вашему вниманию конспект занятия с применением указанного выше образовательного конструктора.