Елена Майорова
LEGO-конструирование как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями развития
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС ДО обязывает нас обеспечивать выпускников детского сада равными возможностями независимо от того, какую группу посещает ребё нок: логопедическую или общеразвивающую. Понаблюдав за детьми 4 – 5 лет, увидела их интерес к конструкторам LEGO. Так как, работая в логопедической группе, одна из главных проблем – недоразвитие речи, то задумалась, как можно применить данный конструктор для развития речи детей.
Публикация «LEGO-конструирование как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями развития» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Развитие речи
- Лего. Конструктор LEGO
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Начиная работу со старшими дошкольниками, имеющими диагноз «Общее недоразвитие речи, 3-его уровня», выявила следующие проблемы: ограниченный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, неумение планировать речевое высказывание. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Для решения проблем недоразвития речи использовала различные методы и приёмы. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, составление плана, повторное чтение с договариваем, дидактические игры и др. Но, как показала практика, в современном мире всего перечисленного недостаточно, чтобы решить проблему. Изучив литературу, опыт коллег по данному направлению, стала использовать LEGO – конструктор для развития речи в разных видах деятельности: на занятиях, в совместной деятельности с детьми и для организации их самостоятельной деятельности.
Перед собой поставила цель: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста, имеющих диагноз «Общее недоразвитие речи 3-его уровня» с использованием LEGO – конструирования.
Для решения поставленной цели были определенны следующие задачи:
1. Развивать связную речь у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом «Общее недоразвитие речи 3-его уровня»
2. Развивать познавательный интерес к LEGO – конструированию.
3. Формировать умения и навыки конструирования, приобретение первого опыта при решении конструкторских задач.
4. Развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, творческое).
Несформированность мелкой моторики является одной из причин недоразвития речи. О важности координации движения пальцев рук и развития мелкой моторики писала известный исследователь детской речи М. М. Кольцова. Она говорила, что кисти рук надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Одним из направлений применения LEGO - конструирования в работе с дошкольниками – это развитие мелкой моторики. Тренируя пальцы, мы оказываем воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.
В своей работе для развития мелкой моторики использую следующие игры с использованием LEGO – конструктора :
• Игра «Чудесный мешочек»
• Игра «Разноцветные вагончики» и другие.
Во вторую половину дня, во время логочаса провожу игровой самомассаж конструктором LEGO с использованием элементов пальчиковой гимнастики.
Деятельность по LEGO - конструированию способствует развитию не только мелкой моторики, но и развитию речевой активности у дошкольников. Организация образовательной деятельности в игровой форме способствует развитию познавательного интереса у детей, позволяет уберечь их от утомления за счет частой смены позиций — сидя, стоя, на ковре, за столом и пр.
При проведении образовательной деятельности с детьми с использованием LEGO отрабатывала грамматические конструкции: согласование числительных с существительными «Сколько в твоём доме окон, этажей?», «Сколько яблок на дереве» и т. д.
При создании построек по определенной сюжетной линии учила детей правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», «между» и т. д., тем самым формируя понимание пространственных отношений между предметами.
При обучении детей грамоте, можно предложить детям, используя LEGO, собрать буквы, найти схожие по строению буквы. Это помогает детям лучше запомнить буквы и освоить азы грамоты.
Конструирование фигур животных учила детей выделять части целого, отрабатывая падежные окончания (собака без чего? - без ушей). Составление частей разных животных помогает развивать понимание образования сложных слов. Например, игра «Весёлый зоопарк», в которой соединяется туловище крокодила и голова тигра, и получается «крокотигр».
Играя с LEGO, развиваем и разговорную речь ребенка. Ребёнок пересказывает рассказ не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора. Это помогает ребёнку лучше осознать сюжет, и пересказ получается более развёрнутым и логичным.
Закрепляя материал по лексической теме недели, с помощью конструктора LEGO, обогащается и активизируется словарь ребёнка, совершенствуется монологическая речь и диалоговое общение. Например, изучая темы «Путешествие в жаркие страны», «Путешествие на Северный полюс», предлагаю детям LEGO – конструктор «Животные мира». Обыгрывая постройку, дети ведут диалог от имени животных. Закрепляют названия животных, их детёнышей, а также учатся различать животных в соответствии с условиями их обитания.
В процессе занятий с детьми по LEGO - конструированию, работала над развитием интеллекта, воображения, творческих задатков. Особое внимание уделяла развитию логического и пространственного мышления. Дети учились работать с предложенными инструкциями, учились сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Конструктор «LEGO» помогал детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.
Большая работа проводилась с родителями. В начале учебного года родители познакомились с возможностями использования конструктора LEGO, приобрели конструкторы для игр дома. В середине учебного года провела для родителей семинар – практикум «Играя в LEGO, развиваем речь». Родители совместно с детьми приняли активное участие в выставке «Возможности LEGO».
Благодаря интересам детей, в группе пополнилась развивающая среда уголка конструирования. Конструкторы LEGO приобретались с учетом интересов и возможностей детей. Также учитывался и гендерный принцип.
Диагностика развития связной речи у детей проводилась в начале и в конце учебного года. По результатам диагностики, проведённой в конце учебного года видно, что данная работа даёт положительные результаты.
Результаты диагностики получились такие: в начале учебного года - 0% детей с высоким уровнем речевого развития, 56% - со средним уровнем, 44% - с низким уровнем. В конце учебного года показатели изменились: 59% - с высоким уровнем, 31% - со средним уровнем, 10% - с низким уровнем речевого развития.
В дальнейшем планирую продолжить использование приёмов LEGO - конструирования в работе над развитием связной речи так, как работа по развитию речи с применением LEGO - конструирования сделала образовательный процесс более результативным. Дети воспринимали занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогало лучше усвоить материал.
По результатам работы можно сделать выводы, что LEGO - технологии являются важным дополнением к имеющимся в общей и специальной педагогике методическим и дидактическим пособиям; LEGO - незаменимое средство в коррекционной работе с детьми, так как оно оказывает благотворное влияние на все аспекты развития ребенка.