Татьяна Волкова
Легоконструирование как совершенная технология познавательного и речевого развития дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дошкольники часто отдают свое предпочтение LEGO - конструктору, и не зря! С и с п о л ь з о в а н и е м L E G O каждый ребенок вне зависимости о т е г о в о з р а с т а и м е е т возможность показать свою ф а н т а з и ю, н а с л а ж д а т ь с я в о з м о ж н о с т ь ю ж и т ь в собственном рукотворном мире. Конструируя, дошкольник шаг за шагом решает новые более сложные задачи, продвигаясь вперед в собственном развитии. В процессе конструирования развиваются интеллектуальные и потенциальные творческие способности, что позволяет р а с ш и р и т ь е г о з з н а н и я различных областях.
Публикация «Легоконструирование как совершенная технология познавательного и речевого развития дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Сегодня основной ориентир образования – это новое качество образования, ориентированного на формирование у детей способностей учиться всю жизнь. LEGO технология является средством развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески.
Актуальность использования ЛЕГО – технологии обусловлена приоритетными задачами дошкольного образования на современном этапе:
- создание условий для позитивной социализации детей, обогащение развития, поддержка инициативы и творчества каждого ребенка;
- воспитание творческих, смелых, инициативных детей, которые в дальнейшем вырастут в успешных молодых людей, социально активных, способных к саморазвитию и творческому мышлению - это одна из важных задач образования.
- наиболее эффективным способом зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучении.
LEGO технология объединяет элементы игры с экспериментированием, активизирует мыслительно речевую деятельность дошкольников. Развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, речи детей; воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения позволяет повысить качество дошкольного образования.
Обогащение развития дошкольников с ОВЗ через Лего - конструирование начинается с организации подготовительной работы.
Обогащение развития дошкольников с ОВЗ через Лего - конструирование начинается с организации подготовительной работы.
Взаимодействие с родителями:
Совместно с детьми родители создавали разнообразные продукты технического творчества.
Для родителей были выпущены буклеты и памятки по использованию разных видов конструкторов в совместной игровой деятельности с детьми.
Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Используя LEGO конструктор у ребенка развивается умение пользоваться схемами, формируется логическое, проектное мышление тем самым эффективно развиваются познавательные навыки. Следовательно, можно говорить о том, что LEGO -технология является источником для обогащения развития дошкольников с ОВЗ.
Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.) Формирование связной речи у детей с ОВЗ, а именно с речевыми нарушениями - изначально сложный процесс.
Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных потребностей и возможностей. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи.
Создавая постройки, дети учатся работать руками, развивается и связная речь ребенка: ему необходимо описать последовательность выполнения задания, полученный результат, т. е. составить рассказ. Это особенно важно в работе с детьми с ОВЗ, а именно с общим недоразвитием речи.
1 ЭТАП – ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ
На этом этапе используются следующие приемы работы с конструктором ЛЕГО :
Создание образа предмета по образцу и без него.
Составление предложений по сюжетной картинке (одно и многофигурной).
Составление предложений по опорным словам.
Создание сюжетной линии.
Преобразование предложений путем изменения лица, времени, замены слов.
2 ЭТАП – ОВЛАДЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧЬЮ
1. Научить детей отвечать на вопросы (констатирующие, поисковые и проблемные). 2. Научить задавать вопросы самостоятельно.
3. Научить вести беседу.
3 ЭТАП – ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
1. Овладение описанием.
2. Обучение пересказу.
3. Обучение составлению рассказов различного вида (по картинкам, игрушкам).
РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ:
В результате проведенной мною работы я замечаю, что дети начинают:
1. Сознательно и с удовольствием использовать в активной речи определения основных признаков и свойств предметов.
2. Более детально обследовать предмет и создавать его из конструктора LEGO.
3. Правильно употреблять различные модели словосочетаний, предложений.
4. Решать несложные логические задачи.
5. Самостоятельно придумывать истории и воссоздавать их из конструктора.