Екатерина Васильева
LEGO-конструирование как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Лесная сказка»
LEGO – конструирование как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста
Васильева Екатерина Константиновна, воспитатель высшей квалификационной категории
с. Верховажье, 2023 год
Слайд №2
Актуальность
Публикация «LEGO-конструирование как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом и особое значение отводится дошкольному воспитанию и образованию. Именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка.
Главной задачей педагогов в рамках ФГОС стоит - формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности. Эта непростая задача, в первую очередь, требует создания особых условий в игре и учебной деятельности, в связи с этим огромное значение отведено – конструированию.
Слайд №3
Каждый педагог знает, что ребенок, начиная с самого раннего возраста, стремится исследовать окружающий мир и изобретать что-то новое. Он разбирает игрушки и собирает их вновь, чтобы узнать из чего они состоят. Для осуществления данных стремлений можно применять LEGO-конструирование, которое дает детям возможность использовать фантазию в создании различных объектов из элементов конструктора. Использование LEGO в игре и учебной деятельности позволяет развивать у детей усидчивость, воображение, память, логическое и ассоциативное мышление и другие навыки. Также конструктор развивает художественные и интеллектуальные способности детей, у них быстрее развивается речь и мелкая моторика. LEGO позволяет не только создать игрушку, но и в дальнейшем играть с ней или разобрать и создать новую. При этом если использовать детали с разных наборов возможно разнообразить вариации игрушек и сюжетов. Лего-конструирование позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. «LEGO», в переводе с латыни, означает «Я учусь» или «Я складываю». Конструкторы Lego представляют собой разнообразные тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков Lego.
Слайд №4
Новизна моего опыта заключается в следующем - использование LEGO -конструкторов как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
Цель работы - способствовать разностороннему развитию детей посредством занимательной игры с LEGO – конструктором.
Исходя из цели решались образовательные и воспитательные задачи
создать условия для овладения основами конструирования;
способствовать формированию знаний и умений ориентироваться в технике чтения элементарных схем;
создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
способствовать развитию творческой активности ребёнка;
способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире;
содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.
Слайд №5
Целенаправленная работа с детьми по LEGO-конструированию проводилась со средней группы, т. к. включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).
Работа осуществлялась поэтапно. На первоначальном этапе своей работы изучила методические рекомендации по применению конструктора LEGO Classic в работе с детьми в соответствии с требованиями ФГОС ДО, постаралась усовершенствовать развивающую предметно-пространственную среду в группе. Оформила картотеку дидактических игр и упражнений, картотеку построек и на основе этого спланировала работу с детьми на год.
Слайд №6
1. На втором этапе в ходе режимных моментов был реализован план мероприятий. Сначала мы с детьми познакомились с конструкторами «Лего», с содержанием и правилами работы с ними, с цветом, формой и размером деталей, названиями, различными способами крепления деталей. Далее проводились коллективные игры детей с конструктором, начинали с самых простых игр, таких как: «Найди такую же деталь», «Чудесный мешочек», «Разложи по цвету», «Построй дорогу для машин», «Забор для зверей».
Слайд №7
Создание постройки по образцу
У детей среднего дошкольного возраста еще не было достаточного опыта, знаний и умений в выполнении различных предметов из Lego-деталей, поэтому сначала учила детей создавать постройку по образцу. Показывали образец, что надо сделать, и как построить такую конструкцию из деталей.
Когда ребенок заканчивал сборку, сравнил ее с образцом.
Дети, работая с образцами, учились подражать, что в дальнейшем обеспечивало переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Слайд №8
Создание постройки по модели.
Следующим шагом было обучение детей работе по модели. Для начала предлагала детям вспомнить название деталей изображенных на карточке, затем собрать из лего эту модель.
Далее детям в качестве образца предъявляла модель, в которой очертание отдельных ее элементов было скрыто от ребенка. Предлагалось ребенку воспроизвести модель из имеющихся материалов самостоятельно. То есть задача есть, а решения нет. Такой вид конструирования очень эффективное средство для развития мышления.
Этот вариант в обучении лего – конструированию стала использовать в старшем возрасте.
Слайд №9
Следующим моим шагом было обучение детей созданию постройки по условиям и простым чертежам
Конструирование по условиям заключается в следующем: здесь нет образца, нет рисунков, нет схем, есть только словесные условия и словесные описания. В этих условиях обговариваем, что должно получиться и какое практическое назначение модели (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин, робота для полета в космос и т. п.).
Придерживаясь таких правил у ребенка вырабатывается умение анализировать, а так же развивается изобретательное конструирование.
Слайд №10
Создание построек по простым чертежам.
Ребенку предоставляются чертежи. И из деталей конструктора, создается настоящий объект. Такой формат игры, пробуждает мышление и познавательные задатки у ребенка.
Слайд №11
Создание построек по замыслу.
Самый любимый вариант игры с лего – это создание построек по замыслу.
Ребенок сам решет, что и как он будет строить и конструировать.
В средней группе каждую лего-карточку с изображением постройки сначала обыгрывали как отдельный игровой сюжет. Например, при постройке моста, перед детьми была поставлена проблемная ситуация помочь персонажам сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». «Река имеет очень бурное течение, поэтому никто не может переплыть на другой берег. «Как можно помочь героям сказки перебраться на другой берег? Может быть, им нужен мост!». Дети строили разные по конструкции мосты, испытали их на прочность, используя мини-фигурки героев сказка.
Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
Слайд №12
На втором этапе своей работы стала применять игровые упражнения и игры с лего-конструкторов, способствующих реализации различных образовательных областей ФГ
На данном этапе своей работы стала применять игровые упражнения и игры с LEGO –конструкторами, способствующие реализации различных образовательных областей по ФГОС.
В образовательной области «Познавательное развитие» – это форма, цвет, ритм, ориентировка в пространстве, вправо, влево, вверх, вниз, правый верхний угол, нижний левый угол и т. д.
В образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» – это умение работать в коллективе.
В образовательной области «Речевое развитие» – это прежде всего обогащение словарного запаса детей.
В образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» – это развитие мелкой моторики, цветового восприятия, мышления, воображения, творческого самовыражения.
Слайд №13
Анализ полученных результатов
В процессе работы постоянно отмечаю, что дети занимаются конструированием с огромным интересом и увлечением. Конструктор Лего помогает пробудить у них познавательную и творческую активность, привить навыки общения с взрослыми и сверстниками. За время использования конструктора дошкольники научились работать с предложенными инструкциями и схемами, а зачастую осуществляют постройки из конструктора по своему замыслу. Дети быстро и легко научились ориентироваться в цвете, размерах и способах скрепления деталей. Стали при постройках использовать разные способы соединения, комбинировать детали. Значительно вырос интерес к конструкторской деятельности. Кроме того, дошкольники стали чаще использовать конструктор для сюжетных игр, изготавливать недостающие предметы для игры. Например, для сюжетно-ролевой игры «Дом» конструируют: дома, мебель, транспорт, предметы быта. Наблюдается сплочение детского коллектива, у детей формируются навыки сотрудничества, умеют совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
Слайд №14 -16
Заключение
Конструктор ЛЕГО является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту. Активное использование ЛЕГО-конструирования с дошкольниками способствует развитию исследовательской активности детей, приобщению дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков. Хотелось бы отметить и такой момент, что в век всеобщей компьютеризации LEGO учит детей самостоятельно творить руками, без помощи заданных компьютерных программ. И чем раньше родители и педагоги обратят внимание малышей на эту увлекательную игру, тем меньше риск возникновения зависимости от монитора, что сейчас уже вызывает серьёзную тревогу.
Список используемой литературы :
2. Сайт https://www.maam.ru/detskijsad/matematika-s-ispolzovaniem-legokonstruirovanija.html
3. Маркова В. А., Житнякова Н. Ю. «LEGO в детском саду» (парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений LEGO EDUCATION). ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2015.
4. «Лего - конструирование в детском саду» Е. В. Фешина - М. : Творческий центр «Сфера», 2012 г.
6. «Строим из Лего» Л. Г. Комарова, / М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.
7. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» Л. Г. Комарова– Москва, 2001.
8. «Творим, изменяем, преобразуем» / О. В. Дыбина. – М. : Творческий центр «Сфера», 2002 г.
9. М. С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС») 3
10. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2011.