Ирина Елагина
Лаборатория запахов «Для чего твой нос или какие запахи бывают»
▼ Скачать + Заказать документы
Срок проведения: среднесрочный (1 месяц).
Направления: познавательное, художественно-эстетическое.
Цель: формирование у дошкольников представления об обонянии как способе познания окружающего мира и использовать обонятельную чувствительность в познавательной деятельности.
Задачи:
образовательные
- пробудить интерес к миру запахов и использованию обонятельной чувствительности для получения информации;
- ознакомить дошкольников с функциями носа, его значением для организма;
Публикация «Лаборатория запахов „Для чего твой нос или какие запахи бывают“» размещена в разделах
- Нос, орган обоняния
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Органы чувств человека и их назначение
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- обогащать речь детей словами, характеризующими запахи различных предметов и явлений окружающего мира;
развивающие
- развивать обонятельную память;
- развивать интерес к собственному здоровью;
- развивать способности к экспериментальной деятельности
воспитательные
- воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Участники лаборатории : воспитатель, дошкольники, родители.
Актуальность. Наш мир окружен всевозможными запахами и ароматами, и развитие обоняния у дошкольника не менее полезно, чем развитие слуха и мелкой моторики.
Действительно, любая информация поступает к ребенку через органы чувств: глаза, уши, нос, рот, язык, поверхность тела. Каждый орган получает специфический для него вид информации. А в реальном мире разные предметы обладают разными свойствами (видами информации). В процессе включения всех органов чувств в восприятие могут раскрываться индивидуальные способности ребенка, в основе которых лежит повышенная чувствительность отдельных органов, в том числе обоняния. Тогда и будут познаны ребенком, так называемые особые свойства предметов, одним из которых является запах. Освоение дополнительных перцептивных действий по восприятию предметов и знакомство с новыми свойствами обогащают представление ребенка об окружающем мире, наполняют его новыми эмоциональными переживаниями.
Кроме того, в последние пять лет по результатам медицинских исследований наблюдается тенденция увеличения количества детей с различными патологиями в развитии ЛОР - органов. А нам взрослым: педагогам и родителям хотелось бы видеть наших детей здоровыми, как можно меньше болеющими. Поэтому именно в дошкольном возрасте нужно говорить о значимости сохранения и укрепления здоровья в целом и органов обоняния в частности. Ведь правильное дыхание и гигиена носа во многом способствует нормальному развитию организма, так как насыщает наш мозг так необходимым ему кислородом.
В настоящее время в условиях введения федерального государственного стандарта дошкольного образования на смену традиционному образованию приходит развивающее, направленное на формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Но в дошкольном воспитании одной из основных проблем сенсорного воспитания ребенка является проблема развития обоняния.
Поэтому в силу недостаточной разработанности названной проблемы и применении ее в образовании, мне хотелось бы предложить некоторые свои практические аспекты ее решения, направленные на формирование полноты представлений и образов у дошкольников об окружающем мире и развитии желания беречь и укреплять собственное здоровье.
Этапы работы лаборатории запахов :
1 этап – подготовительный
2 этап – основной
3 этап – заключительный
Ожидаемые результаты:
1. У дошкольников сформируются умения и навыки активного использования обоняния как источника дополнительной информации о предметах, веществах, явлениях и действиях.
2. Совершенствуются предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
3. Выработаются навыки коммуникативного общения.
4. Сформируются гигиенические навыки по уходу за органом обоняния.
5. Установятся партнерские отношения «взрослый – ребенок»
Содержание проекта:
1 этап – подготовительный.
На подготовительном этапе проекта была выявлена актуальная проблема, необходимое время для реализации проекта, подбирались предметы развивающей среды, необходимые для использования в работе, приемы педагогического воздействия и исследовательской деятельности, материалы для продуктивной деятельности, а также информация для родителей по теме проекта.
Были изготовлены карточки-схемы по правилам использования обонятельной чувствительности: уход за полостью носа, способы правильного и неправильного дыхания, техники безопасности при вдыхании запахов. Выполнены презентации для дошкольников, иллюстрирующие стихи о носе (Инна Ишук «Нос» и Усачев «Носы») и дидактическая игра «Угадай, чей нос?», а также презентация для родителей, содержащая интересные факты о носе и запахах (размещенная на сайте).
Кроме того, в ходе беседы с детьми при помощи «модели трех вопросов» было выяснено, что дети знают об обонянии, что хотят узнать, что они могут сделать, чтобы узнать, и к кому можно обратиться за помощью.
2 этап – основной.
Основной этап работы лаборатории, включал в себя интеграцию образовательных областей. Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась и в ходе режимных моментов; в процессе организации педагогом различных видов детской деятельности и в ходе самостоятельной деятельности детей.
Обогащение развивающей среды игрой «Парфюмерная лаборатория», и коллекцией Цветочных и Восточных ароматов позволила дошкольникам почувствовать себя настоящими парфюмерами, создавая различные ароматы. Ребята научились работать с понюшками, описывать аромат, готовить сухие духи и выполнять опыты и упражнения для развития своей обонятельной памяти.
В ходе работы лаборатории запахов проходило тесное взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного сенсорного развития дошкольников.
3 этап – заключительный.
В результате совместной продуктивной деятельности детей, родителей и педагога была составлена папка с рисунками «Мой любимый запах», фотоотчет размещенный на сайте группы.
Эффективность.
Работа лаборатории запахов показала, что дошкольники способны воспринимать, различать запахи для получения полной информации о происходящем вокруг.
Совместная с детьми и родителями деятельность проходила не с целью познакомить дошкольников со всем многообразием запахов окружающего мира. Это невозможно, а, главное, не нужно. О многих важных для жизнедеятельности запахах дети будут узнавать постепенно. Содержание предлагаемой деятельности является начальным этапом развития обоняния.