Юлия Губницына
Лаборатория по познавательному развитию во второй младшей группе «Свойства снега»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развить творческую исследовательскую активность младших дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (сенсорное развитие, развитие познавательно-исследовательской деятельности, «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Темочки:
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед
- Снег и лед. Зимняя экспериментальная деятельность
- Снег. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Темочки
Обучающие: Познакомить со свойствами снега (белого цвета, холодный, не имеет запаха, от тепла — тает и превращается в воду); Формировать умение устанавливать простейшие связи между природными явлениями; Активировать словарь детей прилагательными, определяющими свойства снега (белый, холодный, рыхлый, грязный);
Развивающие : Развивать любознательность, зрительное восприятие, тактильные ощущения, умение связывать увиденное со словом; Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности.
Воспитательные: Воспитывать интерес к проведению опытов и экспериментов; Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: наблюдение за снегом на прогулке, рассматривание снежинок, игры со снегом, чтение рассказов «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идет» М. Познанской, заучивание стихотворений и потешек о снежинках.
Методы и приё мы: Традиционные: наглядный, словесный, практический, Инновационные: мнемотехника, метод игрового проблемного обучения.
Оборудование и материалы: игрушка кошечка Карамелька, разноцветная бумага (белая, голубая, зелёная, желтая); мнемотаблица; условные обозначения к мнемотаблице (белый квадрат, мороженое, перечёркнутый нос, снежинка, капелька воды, перечёркнутый язык); бумажные снежинки; ёмкость со снегом; на каждого ребенка — по 2 пластиковых стаканчика с холодной и теплой водой, тарелочки, ложки, салфетки, мандарины; воронка бумажная — фильтр; магнитная доска, магниты.
I. Вводная часть
Воспитатель: Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп (3 раза хлопают в ладошки). — Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ (3 раза топают ножками). — Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх (3 раза слегка похлопывают по щекам) — Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок (качают головой). — Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип (гладят кончик носа). — Здравствуйте, наши гости! (протягивают руки вперед). — Здравствуйте!
II. Создание проблемной ситуации
Воспитатель: Ребята, к нам на занятия пришел очень интересный гость. Кто же это? (Карамелька) Карамелька очень любопытные котенок, ей все интересно что происходит вокруг нас, давайте вместе с ней отгадаем загадку :«Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь: Станет капелькою чистой, Как поймаешь на ладонь. Что это?» (Снег) Малыши, а что такое снег? Помогите мне, пожалуйста, это узнать!»
Воспитатель: Когда бывает снег?
Дети: Зимой.
Воспитатель: А где его можем увидеть?
Дети: На улице, во дворе, на крыльце, на деревьях, снег везде.
Воспитатель: Нравится вам, когда много снега?
Дети: Да, нравится.
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Карамельке?
Дети: Да
Воспитатель: Молодцы! Для того, чтобы помочь Карамельке ответить на вопрос: «А что такое снег?» Мы с вами отправимся в небольшое путешествие в поисках снега!
Первая часть эксперимента
III. Основной этап
Воспитатель идет вместе с детьми: Мы идём, идём, идём,
Много снега мы найдём.
Подходят к первому столу. На столе лежит разноцветная бумага (голубого, белого, желтого, зелёного цветов)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что это?
Дети: Бумага
Воспитатель: Какого она цвета?
Дети: Голубого.
Воспитатель: Как снег?
Дети: Нет, снег белого цвета.
Воспитатель:, найди, пожалуйста, на столе бумагу белого цвета (находит)
Воспитатель: Ребята она такого же цвета как снег?
Дети: Да.
Воспитатель: Дети, мы узнали, что снег белого цвета. (Показывает детям наглядную модель — «Белый квадрат» условное обозначение цвета снега). Ребята, встанем друг за другом и продолжим наше путешествие. Дети вместе с воспитателем подходят ко 2 столу, где лежат бумажные снежинки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Снежинки.
Воспитатель: Давайте рассмотрим их (дети берут в руки и рассматривают) Какие они?
Дети: Белые, бумажные, лёгкие. Давайте с ними поиграем.
Дыхательная гимнастика «Снегопад» Мы снежинок наберём, Затем, глубоко вдохнём, Чтоб снежинки полетели, Надо выдохнуть сильнее! (2 раза)
Воспитатель: Итак, мы уже знаем, что снег белого цвета, лёгкий, состоит из снежинок (показывает детям условное обозначение «Снежинка». Ребята, мы нашли настоящий снег?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ну, что ж пойдём дальше путешествовать. Мы идём, идём, идём, Много снега мы найдём. (Подходят к 3 следующему стол, на котором стоит поддон со снегом, накрытый салфеткой)
Воспитатель: Ребята, каким бывает снег на ощупь тёплый или холодный?
Дети: Холодный
Воспитатель: Давайте потрогаем, может это снег. (щупают, не снимая салфетки) Что чувствуете?
Дети: Холодно ручкам!
Воспитатель: (снимает салфетку) Что же это?
Дети: Снег.
Воспитатель: Дети, что бывает таким же холодным, как снег?
Дети: Мороженое (ставит на мнемотаблицу условное обозначение — «Мороженое»)
Вторая часть эксперимента
Воспитатель: Ребята, чтобы разобраться «Что такое снег», предлагаю превратиться нам в настоящих волшебников и посетить исследовательскую лабораторию «Почемучка». Но прежде, мы должны повторить правила любознательных «Почемучек»! Напоминание правил безопасного поведения в лаборатории «Почемучка» : Во время занятия в лаборатории нельзя брать снег и грязные пальцы в рот, нельзя ими тереть глаза. Внимательно слушать воспитателя и хорошо себя вести.
Дети: Хорошо, мы запомнили.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас поиграем с вами!
Пальчиковая игра «Снежок» Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепили Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем, совсем не сладкий. Раз подбросим, Два поймаем, Три уроним И сломаем.
Опыт № 1. «Определение запаха».
Воспитатель: Ребята, а как узнать, имеет ли снег запах? Что надо сделать?
Дети: Надо понюхать
Воспитатель: Мы понюхаем сначала мандарины, они имеют запах? Дети: Да.
Воспитатель: А теперь понюхаем снег. Имеет запах?
Дети: Нет. (ставит на мнемотаблицу условное обозначение — «нос перечеркнутый красной линией).
Опыт № 2. «Воздействие температур».
Воспитатель: – Потрогайте, какая вода налита в стаканчиках? (Теплая, холодная)
– Как вы думаете, в какой воде снег быстрее растает?
– Положите снег в стаканчики. В какой воде снег уже растаял?
– Так чего больше боится снег : тепла или холода?
– Посмотрите, что у вас на тарелочках, в которых был снег?
– Значит, из чего образуется снег? (из воды) (ставит на мнемотаблицу условное обозначение — капелька).
– Посмотрите, какая вода на тарелочках? (Грязная). Давайте её пропустим, через фильтр и ещё раз убедимся в этом (процедить через воронку с ватными дисками)
– Можно ли есть снег? Почему? (ставит на мнемотаблицу условное обозначение — рот, перечёркнутый красной линией).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Итак, что же мы узнали вместе с Карамелькой о снеге?
Дети: Снег белый, состоит из снежинок, очень холодный и в тепле он тает, превращаясь в воду. Снег кушать нельзя, потому что он грязный, а ещё можно заболеть.
IV Самостоятельный вывод детей.
Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня с вами узнали: «Что такое снег? Какими свойствами он обладает». Я думаю, Карамельке тоже очень все понравилось и она вместе с нами узнала что такое снег! Рефлексия
Воспитатель: Понравилось путешествие? Что мы делали? Кому помогали? Что нового и интересного узнали? Вот занятие прошло, До скорого свидания, а теперь дружно скажем Карамельке досвидания…