Потапова
Конспект занятия «Лаборатория Деда Мороза»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект игрового мастер – класса «Музыкально-экспериментальная лаборатория»
Актуальность. Одной из актуальных проблем современности является проблема развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. В этой связи необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В данной деятельности наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащие в основе самодвижения, саморазвития дошкольников, ребёнок развивается любознательным, самостоятельны, с креативным мышлением.
Публикация «Конспект занятия „Лаборатория Деда Мороза“» размещена в разделах
- Дед Мороз
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель. Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение экспериментировать со звуками.
Задачи.
Обучающие. Закреплять элементарные представления о природе возникновения звуков.
Развивающие. Формирование представлений детей о звуке, движении, а также их различных комбинациях. Развитие творческого воображения, музыкальности через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных) в процессе музицирования.
Воспитательные. Воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе. Доводить начатый эксперимент до конца, не перебивать товарищей, выслушивать их мнение.
Оборудование: цветные колпачки, открытки с сюрпризами, луч-фонарик.
Для экспериментов: бумажные рупоры 2-х цветов, бумажные листочки, коробочки из под йогурта с резиночками, стаканы с водой, трубочки для коктейля, водяные трубочки, хрустальный высокий бокал, скорлупки от грецких орех, ложки. Деревянные палочки, стулья,пластмассовые стаканы (большие и маленькие, маленькие колокольчики, баночки, коробочки, наполнители.
Ход занятия
Дети входят в музыкальный зал.
Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня я хочу предложить вам отправиться в необычное путешествие в страну звуков. Вы готовы? Итак, давайте знакомиться: я профессор музыкальных наук, вы хотите быть моими юными помощниками. Будем вежливы и поздороваемся с вами!
Звучит песенка – приветствие «Привет!»(по Тютюнниковой.)
- Ребята, а вы знаете, кто такие учёные люди? ( ответ: Учёные изучают всё новое и необыкновенное. Они занимаются наукой)
- А все учёные, которые занимаются наукой, работают в специальных лабораториях. И сейчас я вас приглашаю в нашу музыкальную лабораторию, где мы будем изучать то, что можно услышать. Что же это? ( ответ: Звуки) Правильно, звуки. Каждый звук – кусочек мира. В каждом звуке – целый мир.
Наша лаборатория музыкальная, поэтому в ней все стоит по нотам. Как на нотном стане.
А вы знаете название нот ( ответ : До, ре, ми, фа, соль, ля, си)
Их семь, но где же они? Может быть они разбежались, или их кто-то спрятал?
А кто же это мог сделать (дети придумывают). А что вы видите здесь? (цветные колпачки)
Давайте посмотрим что под ними, а потом может узнаем, кто это здесь побывал и спрятал наши нотки. У меня есть волшебный луч, смотрите куда он нас поведет.
Дети идут к колпачку, которому ведет луч.
1. Звук А вы, когда – нибудь, задумывались, почему мы слышим звуки и как они передаются? ( ответ: Потому что у нас есть уши и горло)
- Источник (звучащий предмет) издаёт звук, который создаёт колебания движения частиц воздуха. Эти частицы толкают друг друга, пытаясь продвинуться вперёд. В итоге звуковые колебания достигают барабанных перепонок нашего уха. Как только они до него доберутся, мы их и услышим.
Давайте прислушаемся к своему телу. Ладонями обхватим свое горло и произнесём своё имя. Внутри горла что-то дрожит. Это дрожат голосовые связки, которые похожи на натянутые струны, ниточки. Какой же, вывод, мы можем сделать? Звук можно почувствовать.
Давайте попробуем поэкспериментировать. Возьмите в руки коробочки с натянутыми на них резиночками и представьте, что это наше горлышко. Тихо потрогайте свои голосовые связки – резиночки (дети экспериментируют) Что мы слышим? (ответ) Давайте подёргаем резинки сильнее? (ответ) Правильно, воздух колеблется сильнее и голос или звук становятся громче.
- отправляемся дальше? Куда поведет наш лучик.
2. Бумага
А как еще можно усилить звук?
Какой прибор используют для усиления звука? (ответ) Правильно, рупор. Возьмём в руки самодельные рупоры и проведём небольшой опыт (дети берут трубочки)
Сейчас мы поиграем в музыкальную игру «Эхо». Сначала пропеваем без источника звука, а повторяем в рупор. (одна команда детей поет в рупор, другие слушают. Потом меняются.)
Игра «Эхо»
- Когда песенка звучала громче? (ответ) А когда тише? (ответ) Значит, какой вывод мы сделаем? Чем сильнее движение и вибрация воздуха, тем сильнее и громче звук.
Значит, звук можно услышат и почувствовать.
Вслушайся – весь мир поет:
Шорох, свист и щебет…
Музыка во всем живет –
Мир её волшебен!
«Бумажный оркестр»
-лучик нас дальше ведет.
3. Вода. Посмотрите вода. А вода может звучать (ответы) Попробуем?
(Дети берут стаканы с трубочками). Нужно подуть в трубочки. Что-то слышно? (Бурлит).
А вот еще музыкальные трубочки, в них вода. Попробуем поиграть. А теперь отольем воду. (Можно заменить хрустальный бокал с водой)
Играем, Изменился звук? Почему? (воды стало меньше, а воздуха больше). Да, от этого и меняется высота звука. Как и в нашей музыкальной флейте.
-следующий колпачок. Что же там?
4. Деревянные палочки, орешки, ложки, стулья. Из чего эти все предметы, какие? (Деревянные)
Они тоже могут звучать. Попробуем (дети выбирают, играют).Как можно поменять звук у этих предметов (Играют на ложках по разному).Какой-то сбой в нашей системе. Нужно срочно обновить программу на компьютерах.
«Танец «Программисты» Со стульями
-наш лучик заскучать нам не дает и дальше нас зовет.
5. Пластмассовые стаканчики большие и маленькие, коробочки, баночки.
А давайте сразу сыграем и послушаем как они умеют менять звуки.
«Ритмический оркестр»
1. большие стаканы вверх и вниз
2. большие и маленькие
3. с колокольчиками.
4. на палочке.
Какие еще колпачки мы не открывали?
6. Изготовление инструментов. Здесь какой-то беспорядок, Мусор наверное.
А можно из этого сделать инструменты?
(дети выбирают предметы по желанию и наполняют их).
Остался последний колпачок. Посмотрим что под ним.
7. Открытки с сюрпризами
-давайте посмотрим, что здесь. Открытки с музыкальными инструментами. Наверное это для вас. Но чтобы их получить, вам нужно узнать их звучание. Готовы?
Игра «Узнай какой инструмент звучит»(Дети отвечают и получают карточки- открытки)
- наверное эти открытки вам оставил тот, кто одел колпачки нашим ноткам. Подходите к зеркалу. Все увидели себя? А теперь попробуйте открыть открытку и посмотрите кто в зеркале.
(Дедушка Мороз).Это он так пошутил и наши нотки в колпачки превратил. А вам понравились такие сюрпризы? А моя музыкальная лаборатория? Но время возвращаться вам в группу. Тогда давайте прощаться.
Музыкальное прощание «Пока»(как приветствие)
-Пусть мой лучик поможет вам, проводит до группы.