Анна Буташева
Использование мультимедийных презентаций в процессе организованной образовательной деятельности ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера,
мы украдем у наших детей завтра.
Джон Дьюи, американский педагог и философ
Современный ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа средой. Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимают всё большее место в деятельности ребенка, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности.
Ещё К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, звука, речи, видео, графического изображения, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей мультимедийные презентации, электронные детские книги и энциклопедии.
Давайте рассмотрим, что же такое мультимедийные презентации?
Мультимедийные презентации — это эффектный способ представления информации с помощью различных компьютерных программ. Они сочетают в себе динамику, звук и изображение.
Мультимедийная презентация может быть представлена как:
• обучающий мини – мультик по изучаемой теме.
• электронная звуковая книжка с красивыми картинками
• электронное пособие, чтобы познакомить ребенка с окружающим миром, не выходя из дома и не летая в дальние страны
• обучающее пособие, раскрывающее тему занятия в игровой форме.
Главный принцип детской мультимедийной презентации: «Обучаюсь — развлекаясь!»
Назначение презентации и ее преимущества:
• стимулируют познавательную активность
• привлекают внимание детей
• позволяют легче усвоить сложный для восприятия материал.
Просматривая презентацию, ребенок:
• знакомится с разнообразием животного и растительного мира
• быстрее и лучше запоминает информацию
• подражает звукам, повторяет слова за диктором
• классифицирует окружающий мир
• учится сопоставлять картинку и звук
• моделирует разные жизненные ситуации
Маленького почемучку интересует масса вещей: с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума? Взрослый человек принципиально отличается от малыша: чтобы что - то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Применение компьютерных слайдовых и мультимедийных презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
– осуществление полисенсорного (развитие процессов восприятия и представления о предметах окружающей среды) восприятия материала;
– возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
– объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
– возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
– активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.
Но прежде чем использовать презентации в своей работе необходимо проанализировать преимущества и недостатки презентаций, обсудить принципы их грамотного составления и возможные варианты реализации — те темы, где использование мультимедийных презентаций было бы наиболее выигрышно. Хотелось сразу отметить, что использование презентаций возможно далеко не для каждой темы и каждого занятия.
Сначала о плюсах. Во-первых, использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность материала, которая способствует лучшему восприятию и лучшему материала. Качественные иллюстративные, видео- и аудиоматериалы обеспечивают эффективность восприятия информации — излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Так, информация закрепляется подсознательно на уровне интуиции.
Вторым преимуществом мультимедийных презентаций является возможность обеспечить «доступ к недоступному». Например, как показать детям запуск ракеты, или познакомить их с процессом производства бумаги?
В-третьих, использование ИКТ в повседневных занятиях дают ребёнку дошкольного возраста первый опыт работы с информацией: извлечением, отбором и применением в продуктивной деятельности. Введение презентаций в структуру интегрированных занятий способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка в среднем на 10% от длительности всего занятия.
То есть, обобщая, преимущества презентаций — это наглядность, удобство и быстрота.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающим миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что развивающие компьютерные игры можно использовать как при групповой работе, так и при индивидуальной. Это могут быть игры обучающего и развивающего характера. Использование их способствует развитию сенсомоторных функций; повышению эффективности обучения детей, развитию интеллектуальных и творческих возможностей.
Вывод:
• использование мультимедийных презентаций в ДОУ позволяет:
• сделать образовательный процесс простым и интересным
• оптимизировать педагогический процесс
• индивидуализировать обучение детей
• повысить эффективность воспитательной работы
Но, важно помнить: презентация нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, если есть возможность продемонстрировать детям явление в реальности, провести живой опыт, то презентацию лучше не использовать.