Лилия Казакова
Название проекта «Народные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта: «Народные промыслы».
Тип проекта: среднесрочный (5месяцев).
Вид проекта: групповой, познавательный, творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы «Мимоза», родители.
Возраст детей: 5-6 лет.
Срок и место реализации — октябрь 2016 года- февраль 2017года.
Актуальность темы:
Публикация «Название проекта „Народные промыслы“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты
- Темочки
В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относиться к окружающему миру, большое значение имеет реализация его потребностей в художественном творчестве. Знакомство детей с различными видами народного декоративного - прикладного искусства на занятиях по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы эстетического воспитания. Однако не секрет, что представления детей о народном творчестве отрывочны и поверхностны, окружающая действительность не дает возможности реального приобщения их к народной культуре. Поэтому я решила углубленно работать по ознакомлению детей с декоративным творчеством. Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива.
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия».
Б. М. Немецкий.
Цель:
1. Приобщение к русской национальной культуре.
2. Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
1. Расширить знания детей о видах народного декоративно-прикладного искусства: гжельская, хохломская, городецкая, жостовская роспись, дымковская игрушка, филимоновская игрушка, русская матрешка.
2. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине.
3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.
4. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, русским традициям и промыслам.
5. Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства.
6. Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
Ожидаемый результат:
Дети расширили и обогатили свои знания о разных видах народного декоративно-прикладного искусства.
У детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа.
Дети самостоятельно могут различать известные виды народных промыслов, создавать выразительные узоры на бумаге.
Дети проявляют интерес к народным промыслам.
Самостоятельно создают художественные образы в различных видах продуктивной деятельности.
Дети стали интересоваться народными традициями, культурой русского народа, беречь их и стараться продолжать.
Продукт проекта:
Создание альбома «Виды росписей».
Оформление мини-музея народного декоративно-прикладного искусства «Город мастеров».
Выставка детских творческих работ «Ярмарка талантов».
Презентация проекта.
Мероприятия проекта:
1 Этап – Подготовительный.
1. Изучение методической литературы и интернет -ресурсов по данной теме.
2. Подбор детской художественной литературы, произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов.
3. Разработка дидактических игр.
4. Подбор картотеки хороводных и подвижных народных игр.
5. Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи).
6. Разработка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами.
7. Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам.
8. Привлечение родителей к участию в создании выставок.
9. Составление перспективного плана, разработка конспектов, обогащение развивающей среды.
10. Изготовление технологических карт по построению рисунка «Дымковские узоры».
2 Этап – Основной.
1. Проведение НОД по художественно-эстетическому развитию на основе метода интеграции.
• Познавательная,
• Речевая,
• Художественно-эстетическая,
• Физическая,
•Социально-коммуникативная.
2. Просмотр презентаций и беседы с последующим обсуждением: «Народные промыслы России», «Золотая Хохлома», «Дымковская игрушка», «Чудо – Гжель», «Городецкая роспись», «Жостово», «Матрешка-символ России»
3. Рассматривание тематического альбома «Народные промыслы», рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала.
4. Чтение художественной литературы:
Аксаков С. Т. «Аленький цветочек», «Финист – Ясный Сокол»
Афоньшин С. В. "Городецкий пряник", "Сказ про Семена - ложкаря"
Дьяконов Л. "Олень - золотые рога"
Алмазов Б. "Деревянное царство"
Каменева Е. "Волшебная глина"
Л. Яхнин "Веселое слово Хохлома"
Уварова И. "Глина, вода и огонь"
В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска»
Петр Синявский «Хохлома», «Гжель», «Жостовские кисти»
В. Набоков «Хохлома»
Елена Никонова «Семеновские матрешки»,«Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»
Ольга Волкова «Золотая хохлома»
Лариса Васильева «Жостовский поднос»
Э. Межелайтис «Городец»
5. Чтение пословиц и поговорок о народных традициях и промыслах.
6. Просмотр и обсуждение мультфильмов («Секрет матрёшки», «Русские матрёшки», «Миловица», «Русские потешки»).
7. Подвижные игры: «Ручеек», «Я весёлая ткачиха», «Золотые ворота», «Иван», «Дедушка рожок», «Колечко-колечко».
8. Хороводные народные игры: «Гори, гори ясно», «Каравай».
9. Прослушивание русских народных песен: «Гжель, гжель», «Хохлома», «Мы - матрёшки», «Веселись, играй и на празднике побывай!»
10. Раскрашивание тематических раскрасок.
11. Аппликация «Разделочная доска, украшенная городецкой росписью».
12. Пластилинография «Жостовские подносы».
13. Рисование «Филимоновский конь».
14. Роспись ложки хохломской росписью.
15. Лепка «Дымковская лошадка».
16. Рисование «Укрась тарелочку гжелью».
17. Дидактические игры:
- «Найди свой элемент»
- «Продолжи узор»
- «Составь узор»
- «Дымковская мозаика»
- «Матрёшки»
- «Угадай и расскажи»
- «Разрезные картинки»
- игра «Русские узоры»
- игра «Собери матрёшку»
- лото «Чудо- узоры»
- пазлы «Народные промыслы»
- игра «Русский сувенир»
Работа с родителями:
1. Консультация «Ступеньки к творчеству».
2. Беседа «Творчество и воображение».
3. Консультация для родителей: «Роль народного декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом развитии детей»
4. Создание выставки «Ярмарка талантов».
5. Анкетирование родителей на тему «Декоративно-прикладное искусство».
6. Участие родителей в подборе наглядного материала и литературно-поэтических произведений.
Формы работы с педагогами по реализации проекта:
• Методические рекомендации.
•Консультации.
•Открытые занятия.
3 Этап – Заключительный.
Презентация продуктов проекта:
Мини-музей народного декоративно-прикладного искусства «Страна мастеров».
Альбом по народным промыслам: «Дымково», «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Жостово».
Выставка совместных творческих работ детей с родителями на тему «Ярмарка талантов».
Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада.
План реализации проекта:
Октябрь
Просмотр презентаций и беседы с последующим обсуждением: «Народные промыслы России», «Дымковская игрушка».
Рассматривание тематического альбома «Народные промыслы», рассматривание наглядного материала.
Рассказ об истории промысла.
Чтение художественной литературы:
Дьяконов Л. "Олень - золотые рога"
Каменева Е. "Волшебная глина"
Уварова И. "Глина, вода и огонь"
В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска»
Чтение пословиц и поговорок о народных традициях и промыслах.
Хороводные народные игры: «Гори, гори ясно», «Каравай».
Раскрашивание тематических раскрасок.
Лепка «Дымковская лошадка».
Дидактические игры:
- «Составь узор»
- «Дымковская мозаика»
Работа с родителями.
Консультация для родителей и педагогов «Роль народного декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом развитии детей»
Ноябрь
Просмотр презентаций и беседы с последующим обсуждением: «Золотая Хохлома».
Рассказ об истории промысла.
Чтение художественной литературы:
Л. Яхнин «Веселое слово Хохлома»
Петр Синявский «Хохлома»
В. Набоков «Хохлома»
Ольга Волкова «Золотая хохлома»,
Чтение пословиц и поговорок о народных традициях и промыслах.
Подвижные игры: «Ручеек», «Колечко-колечко».
Раскрашивание тематических раскрасок.
Роспись ложки хохломской росписью.
Дидактические игры:
- «Угадай и расскажи»
- «Разрезные картинки»
- лото «Чудо - узоры»
- пазлы «Народные промыслы»
Работа с родителями.
Участие родителей в подборе литературно-поэтических произведений.
Декабрь
Просмотр презентаций и беседы с последующим обсуждением: «Чудо – Гжель».
Рассматривание тематического альбома «Народные промыслы», рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала.
Рассказ об истории промысла.
Чтение художественной литературы:
Петр Синявский «Гжель»
Елена Никонова «Узоры гжели»
Чтение пословиц и поговорок о народных традициях и промыслах.
Хороводные народные игры: «Гори, гори ясно», «Каравай».
Прослушивание русских народных песен: «Гжель, гжель», «Веселись, играй и на празднике побывай!»
Раскрашивание тематических раскрасок.
Рисование «Укрась тарелочку гжелью».
Дидактические игры:
- «Составь узор»
- «Разрезные картинки»
- игра «Русские узоры»
- игра «Собери матрёшку»
- лото «Чудо- узоры»
Работа с родителями:
1. Консультация «Ступеньки к творчеству».
2. Анкетирование родителей на тему «Декоративно-прикладное искусство».
Январь
Просмотр презентаций и беседы с последующим обсуждением: «Городецкая роспись».
Рассматривание тематического альбома «Народные промыслы», рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала.
Рассказ об истории промысла.
Чтение художественной литературы:
Афоньшин С. В. "Городецкий пряник"
Э. Межелайтис «Городец»
Чтение пословиц и поговорок о народных традициях и промыслах.
Подвижные игры: «Ручеек», «Иван».
Хороводные народные игры: «Гори, гори ясно», «Каравай».
Прослушивание русских народных песен: «Веселись, играй и на празднике побывай!»
Раскрашивание тематических раскрасок.
Рисование «Разделочная доска, украшенная городецкой росписью»
Дидактические игры:
- «Найди вторую половину»
- «Узнай по силуэту»
- «Составь узор»
- «Угадай и расскажи»
- «Разрезные картинки»
- игра «Русские узоры»
- пазлы «Народные промыслы»
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей: «Роль народного декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом развитии детей»
2. Участие родителей в подборе наглядного материала и литературно-поэтических произведений.
Февраль
Просмотр презентаций и беседы с последующим обсуждением: «Народные промыслы России», «Жостово».
Рассматривание тематического альбома «Народные промыслы», рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала.
Рассказ об истории промысла.
Чтение художественной литературы:
Аксаков С. Т. «Аленький цветочек», «Финист – Ясный Сокол»
Петр Синявский «Жостовские кисти»
Лариса Васильева «Жостовский поднос»
Чтение пословиц и поговорок о народных традициях и промыслах.
Хороводные народные игры: «Гори, гори ясно», «Каравай».
Раскрашивание тематических раскрасок.
Пластилинография «Жостовские подносы».
Дидактические игры:
- «Составь узор»
- «Угадай и расскажи»
- «Разрезные картинки»
- игра «Русские узоры»
Работа с родителями:
Беседа «Творчество и воображение».
Создание выставки «Ярмарка талантов».
Участие родителей в подборе наглядного материала и литературно-поэтических произведений.
Список литературы и интернет – источников:
1. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
2. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009
3. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
4. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
5. Костюченко М. Русские промыслы. Головоломки, лабиринты. – СПб. : Питер, 2016
6. Т. Куликовская: Папка "Народные промыслы". Наглядно-дидактический материал с конспектами занятий. ФГОС
7. Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию тематических плакатов «Русские народные игрушки».
Заключение:
По окончании данного проекта у детей развились такие качества, как: эстетический вкус, умение определять виды промыслов, умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание. Самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции.
Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности.