Ирина Серышева
Квиз как современная педагогическая технология интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
И. А. Серышева
МБДОУ «ДС №25», г. Братск
КВИЗ – как современная педагогическая технология интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста
Интеллектуальные игры в детском саду позволяют решить ряд важных задач. Они развивают творческое мышление, умение размышлять и отстаивать свою точку зрения, применять знания на практике и в нестандартных ситуациях, стимулируют развитие логики, внимания, усидчивости. Развивают те качества, которые известный советский педагог-новатор Б. П. Никитин назвал «творческим складом мышления».
Публикация «Квиз как современная педагогическая технология интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Интеллектуальная игра предполагает полное погружение ребенка в процесс. Дети во время выполнения задания сосредоточены, внимательны и максимально дисциплинированы. Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее, легче.
Квиз - это командная интеллектуальная игра, в которой участники за ограниченный промежуток времени отвечают на вопросы из самых разных сфер знания.
Квиз - интеллектуальная игра, содержащая:
Вопросами. У вопросов может быть фото, аудио, видео сопровождение на экранах.
Загадками, развивающими воображение, быструю реакцию, наблюдательность к окружающему миру.
Кроссвордами, лабиринтами, направленными на улучшение словарного запаса ребенка, развитие образного мышления и памяти.
Математическими упражнениями, знакомящими ребенка со сложными понятиями через простые математические истины.
Играми-соревнованиями, развивающие коммуникативные навыки и вырабатывающими стремление к победе.
Словесными заданиями, с помощью которых дети учатся классифицировать предметы, находить общие черты и различия, углубляют знания об окружающем мире.
Различные игры из разных областей. Все это применено в Квиз.
Как играют в Квиз?
Игра делится на несколько раундов в каждом из которых заявляют определенное количество вопросов/заданий (20 – 25 – единого стандарта нет).
После каждого вопроса команде давалось время на обсуждение. Победитель определяется по набранному количеству очков, которые даются только за правильные ответы. Команд в Квиз должно быть не меньше двух.
Перед организацией Квиз в своей группе организуем предварительную работу:
- во-первых, определяем тему Квиз :
Это может быть тема недели, временя года, праздник, любое образовательное событие группы, ДОУ. Также тему Квиз можно определить исходя из образовательной области – речевое развитие, математика, литературный Квиз и т. д. Также Квиз может быть логическим, творческим.
-во-вторых, мы определяем содержание Квиз, исходя из его темы, из задач которые мы ставим.
Т. е. подбираем вопросы, задания для детей.
Настольно-дидактические игры, которые могут быть использованы в Квиз.
Игры Воскобовича, наполнены ощущением сказки. Это по сути не игры, а сказочные задания.
Интеллектуальные игры Руденко игры-пособия, механизм решения головоломок прост — нужно с помощью определенных манипуляций переместить блоки в нужные ячейки.
Интеллектуальные игры Никитиных построены на раннем развитии — это набор задач, который ребенок решает с помощью кирпичиков, кубиков, квадратов из пластика и картона. Блоки Дьенеша представляют собой 48 логических блоков, различающихся цветом, формой, размерами и толщиной.
Для того чтобы добиться большей результативности перед тем, как предложить ребенку новые задание/дидактические игры, мы проигрываем их вместе с детьми. В совместной деятельности, или в индивидуальной работе. В том случае, если ребенок будет не справляться, испытывать затруднения, вы сможете его направить в нужное русло.
Также с детьми мы учимся задавать самостоятельно индивидуально вопросы от капитана команды к капитану другой команды. Тем самым развиваем речевую активность, мышление, воображение. Дошкольники должны соблюдать правила, оглашенные в самом начале Квиз.
В конце игры обязательно должен быть подведен итог, а победители награждены похвалой/памятными дипломами/медалями.
В подготовке Квиз принимают участие и родители. Родителям для начала, мы рассказали, что такое Квиз, подготовили памятки, буклеты. Затем в рамках Дня Открытых дверей, мы приглашали родителей, где можно было увидеть, как можно организовать турнир Квиз по любому направлению. Предлагали самостоятельно провести дома в кругу семьи и снять на видео, как прошел Квиз дома.
Также если тема квиз сложная, родители помогают в подготовке детей (игры, прочтение литературных произведений, лабиринты, загадки, схемы).
Как можно привлечь родителей в Квиз?
Конечно, это могут быть совместные команды детей и родителей/ или родители участник, а дети ведущие/ или родители готовят задания для детей.
Из всего можно сделать следующее:
интеллектуальные игры в детском саду развивают творческое мышление, умение размышлять и отстаивать свою точку зрения, применять знания на практике и в нестандартных ситуациях, стимулируют развитие логики, внимания, усидчивости. Интеллектуальная игра предполагает полное погружение ребенка в процесс. Дети во время выполнения задания сосредоточены, внимательны и максимально дисциплинированы.
Литература
1. Губенко, М. Г. Интеллектуальное развитие дошкольников. Тетрадь для самостоятельной работы детей 6 лет / М. Г. Губенко. - М. : Интеллект-Центр, 2013. - 98 c.
2. Большая энциклопедия развития и обучения дошкольника / С. Е. Гаврина и др. - М. : Академия развития, 2015. - 240 c