Юлия Воронцова
Квест-технология как одна из современных форм работы с дошкольниками в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Квест – технология как одна из современных форм работы с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО
Современная система образования в Российской Федерации в условиях реализации ФГОС ДО требует включения в образовательный процесс новых и инновационных форм работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста. Также федеральный государственный образовательный стандарт предполагает привлечение родителей (законных представителей) воспитанников, их непосредственное участие в образовательном процессе. Большое внимание на сегодняшний день уделяется интерактивным формам взаимодействия, которые дают возможность объединить участников учебного процесса, позволяют проявлять творческие способности, неординарность мышления и применять свои знания, умения и навыки непосредственно в практической деятельности.
Темочки:
- Квест-технологии. Консультации для педагогов
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Образовательные технологии в ДОУ
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
К инновационным формам взаимодействия педагога и детей, педагога и родителей относятся: мастер - класс, интерактивная игра, проектная деятельность, решение проблемных ситуаций, квест - игры и др. Все перечисленные формы могут комбинироваться, дополнять друг друга или реализовываться отдельно как в непосредственной образовательной деятельности, так и при проведении совместных мероприятий с родителями (законными представителями) воспитанников. Квест - технология или образовательный квест делает акцент на поиск решения проблемной ситуации и зачастую включает в себя много разнообразных форм работы. Но что же означает понятие «квест» или «образовательный квест»? Квест (англ. Quest) - «Понятие «квест» это метод построения сюжета - путешествие персонажей к конкретной цели через преодоление различных трудностей. Образовательный квест - педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры. Термин «квест» для образовательной технологии был предложен Берни Доджем (BernieDodge, профессором образовательных технологий Университета Сан - Диего (США) Профессор разрабатывал инновационные приложения Internet для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Квестом он назвал сайт, который содержал проблемное задание и предполагал самостоятельный поиск информации в сети Интернет. Расширил и дополнил определение Берни Доджа Томас Марчем, которой значительно изменил понятие и представил ряд теорий, помогающих глубже понять суть технологии квеста. Квест (или веб - квест, — это созданная учебная структура, использующая ссылки на конкретно важные ресурсы в Интернете чтобы заинтересовать учащихся к исследованию какой - либо проблемы с различным решением, обучая их тем самым работать как самостоятельно, так и в подгруппе.
По утверждению Т. Марча, считалось, что этот вид поисковой деятельности нуждается в «опорах», которые, несомненно, оказать педагог. Опоры — это помощь обучающимся заниматься вне зоны их конкретных умений. Опорами могут быть такие виды деятельности, которые помогают детям правильно строить план исследования, увлекают их в решение проблемы, направляют внимание на самые главные аспекты изучения. В работах наших Российских ученых нет общего взгляда на сущность квеста, что и не удивительно, поскольку, являясь новой технологией в педагогике, квест еще не занял стадию теоретического обоснования. Эта работа только ведется. В Федеральном государственном образовательном стандарте прописано «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности». Это важно ещё и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в результате собственных творческих поисков.
Личность современного ребенка также предъявляет высокие требования к предмету образования, они усваивают информацию лишь ту, которая их заинтересует, а не будет навязана «сверху». Квест - технология как одна из форм работы с детьми отвечает следующим требованиям ФГОС ДО в части требований к структуре образовательной программы дошкольного образования : - создание условий развития ребенка, открывающих возможности для развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками; - развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Квест - технология легко включает в себя все образовательные области, что позволяет применять данную форму
работы на любых занятиях. Необходимо отметить, что мероприятие, построенное по принципу квест - игры, имеет четко выстроенную структуру: педагог должен определить цели и задачи в соответствии с возрастом участников, пространство, где планируется мероприятие, распределить «станции» и прописать маршрут. И, конечно же, что немало важно, заинтересовать участников. Вовлечь в квест - игру дошкольников намного легче, чем их родителей (законных представителей). А на этапе реализации ФГОС ДО очень важно, чтобы родители стали равноправными партнерами педагога и активными участниками образовательного процесса, а не оставались сторонними наблюдателями. Это положение прописано в «Законе об образовании РФ» и ФГОС ДО. В процессе квест – игры участники (родители, педагоги и дети) учатся договариваться друг с другом, распределять роли и обязанности, находить совместно решение поставленной задачи, поддерживать и помогать друг другу.
Все эти моменты положительно влияют на детско – родительские отношения, укрепляют взаимодействие детский сад - семья. В квест - играх есть элементы соревнований и конкуренции, также присутствует эффект неожиданности, что позволяет развивать фантазию и творчество участников. Они позволяют отойти от обычных форм обучения и расширить образовательное пространство.