Анастасия Темнова
Квест-игра как современная игровая технология обучения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Квест – современная игровая
технология обучения дошкольников
ФГОС ДОО, в основе которого лежит деятельностный подход, предполагает развитие личности ребенка в различных видах деятельности с учетом возрастных, индивидуальных особенностей.
Для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр.
Публикация «Квест-игра как современная игровая технология обучения дошкольников» размещена в разделах
Одной из популярных технологий, активно применяемой в настоящее время в ДОУ, является технология квест-игры, которая направлена на развитие в ребенке таких качеств как самостоятельность, активность, инициативность, саморазвитие и самопознание, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
В детском саду квест-технологию можно использовать в разных возрастных группах, начиная с младшей. Однако, предпочтение отдается детям старшего дошкольного возраста, так как у них уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Кроме того, целесообразным будет привлечение не только детей, но и родителей.
Итак, что такое квест – технология?
Квест – технология – это один из вариантов игры – путешествия, применяемой в дошкольном возрасте.
Квест – игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка.
А самое главное, дети с большим интересом и легкостью участвуют в игре, что стимулирует их быть активными и познавательными в поисковой или продуктивной деятельности.
Квест – командная игра, в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление.
Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку или сюрприз-одобрение к выполнению следующего.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КВЕСТ-ИГР.
Цель квест- игры в дошкольном образовательном учреждении : ненавязчиво, в игровом, занимательном виде познакомить участников с новой информацией, закрепить имеющиеся знания,.
Задачи:
Образовательные– участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;
Развивающие – в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей;
Воспитательные – формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь.
КЛАССИФИКАЦИЯ КВЕСТОВ :
По количеству игроков :
Одиночные и групповые,
По длительности:
Кратковременные и долговременные,
По наличию сюжета:
Сюжетные и несюжетные
По структуре сюжета:
Линейный:
основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.
Штурмовой:
игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач.
Кольцевой:
игра представляет собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.
При организации квест-игры для дошкольников необходимо соблюдать следующие условия:
• безопасность для участников,
• задания и вопросы должны соответствовать возрасту игроков,
• оригинальность,
• логичность,
• целостность,
• подчинённость определённому сюжету
• создание атмосферы игрового пространства.
План подготовки игры-квест включает в себя следующие обязательные пункты:
• написание сценария, содержащего информацию познавательного характера;
• подготовка «продукта» для поиска (карта сокровищ, клад, берестяная грамота, подсказки и т. д.);
• разработка маршрута передвижений: во-первых, он должен быть непривычным, но безопасным для детей, во-вторых, для повышения интереса детей, способы передвижений могут быть различными, в-третьих, их должно быть достаточное количество с посещением малоизученных «уголков»;
• при методической разработке заданий необходимо опираться не только на уже имеющиеся знания, умения и навыки детей, но и на зону ближайшего развития ребенка.
• художественное оформление «остановок» по маршруту поиска должно соответствовать тематике и содержать в себе подсказку-направление для продолжения пути.
• подготовка реквизита для проведения каждого задания.
Структура квеста представляет собой следующую последовательность:
• Пролог. Здесь происходит знакомство с сюжетом, и распределение ролей.
• Экспозиция. Это прохождение этапов, выполнение действий, решение возникающих задач.
• Эпилог. На этом этапе подводятся итоги и награждение победителей.
Основа успеха проведения любого квеста зависит от выбранной темы, насколько актуальной и интересной будет она для детей. Обладая даже небольшими знаниями по этой теме, и получив определенную свободу мышления и действий, при минимальном вмешательстве взрослого, дети смогут самостоятельно добиться нужного результата. Роль педагога в данном случае сводится к ненавязчивому направлению детских рассуждений в нужное русло, а не к прямой подсказке!
Ожидаемый результат:
Таким образом, в результате квест - игры каждый педагог имеет возможность:
1. Организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются новые возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления в процессе проживания содержания программы во всех видах деятельности.
2. Способствовать реализации одной из задач ФГОС ДОУ: «создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, развитие его инициативности»;
3. Обеспечить становление и развитие у ребенка одной из ключевых компетентностей на этапе завершения дошкольного образования : «ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре»
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что квест- игра является одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.