Баишева Снежана Ефимовна
Конспект квест-игры «Путешествие в мир олонхо» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Квест-игра
для детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие в мир Олонхо»
Пояснительная записка
1. Автор (ФИО, должность) Баишева С. Е Воспитатель МБДОУ №45
2. Вид ресурса Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста
3. Название ресурса «Путешествие в мир Олонхо»
4. Цель и задачи ресурса
Публикация «Конспект квест-игры „Путешествие в мир олонхо“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Олонхо. Фольклор Якутии
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к героическому эпосу олонхо, культурному наследию народа саха, для развития детского творчества; популяризация среди населения национальных культурных ценностей, эффективных форм их передачи детям дошкольного возраста.
Задачи:
• формировать у дошкольников познавательный интерес к эпосу олонхо;
• знакомить детей с содержанием эпоса олонхо,
• развивать творчество детей в песенной, танцевальной, игровой деятельности, основанное на национальных якутских традициях;
• воспитывать этнокультурную компетентность дошкольников на образных примерах эпоса олонхо.
5. Возраст воспитанников, для которых предназначен ресурс старший дошкольный возраст.
6. Программа, в которой создан ресурс Microsoft Office Word 2007, Microsoft Office Rower Point 2007
7. Методические рекомендации по использованию ресурса Данная методическая разработка может быть использована педагогами ДОО как в образовательном процессе, так и игровой, досуговой деятельности со старшими дошкольниками, а также учителями начальных классов на уроках «Окружающий мир», внеурочной деятельности.
Актуальность.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, происходят существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. В связи с этим для преодоления пробела в знаниях и представлениях детей старшего дошкольного возраста о национальной культуре якутского, русского народов, учитывая данные констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, разработали технологию формирования поликультурной личности на основе приобщения к олонхо. Одной из важнейших задач, стоящих перед обществом в настоящее время. Является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить. Не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства.
В истории многовекого развития народ умел по всему воспитать и обучать, прививая им качества, умения. Навыки, необходимые в жизни. Один из основополагающих принципов народной педагогической мысли- воспитание реальной жизнью. Прогрессивные народные традиции воспитания обогащают теорию педагогики. Взаимодействие народной педагогики, народного воспитания отчетливее всего прослеживается в творческом наследии великих педагогов: Я. А. Коменского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, этнопедагогов доктора педагогических наук И. С. Портнягина, К. Д. Уткина, А. А. Григорьевой, педагога К. С. Чиряева, кандидатов педагогических наук Е. П. Чехордуной, М. И. Баишевой. Значение и роль фольклора в жизни любого народа велики. Это форма передачи народного опыта, и источник формирования национального характера и одно из средств воспитания детей.
В настоящее время у нас в республике идет ознакомление с олонхо с малого возраста, это обогащает их духовно и развивает творческий талант.
В якутском эпосе олонхо отражен богатейший жизненный опыт народа, его находчивость, наблюдательность, меткость и образность восприятия действительности, социальные отношения, мораль и взгляды. На протяжении веков олонхо передавались из поколения в поколение, сохранив мысли исключительной глубины. Олонхо учит детей любить родной край, быть честными, трудолюбивыми, смелыми, соблюдать нормы поведения в семье и обществе. В эпосе народа Саха отражены все пласты духовной культуры. Герои олонхо олицетворяют доброе и злое начало, что дети наблюдают и в реальной жизни. В якутском эпосе олонхо отражен богатейший жизненный опыт народа, его находчивость, наблюдательность, меткость и образность восприятия действительности, социальные отношения, мораль и взгляды. На протяжении веков олонхо передавались из поколения в поколение, сохранив мысли исключительной глубины.
Философские воззрения в нем тесно переплетаются с космогоническими, мифологическими, религиозными. этнопедагогическими представлениями, а также, бытом и нравами народа.
Мы считаем, что наряду со сказками в ДОУ необходимо ознакомить детей с легендами, былинами, эпическими произведениями родного народа, которые являются кладезью народных идей и идеалов.
Поэтому хочу поделиться с проектом квест игра на тему «Путешествие в мир Олонхо». Олонхо очень богатое и сложное поэтическое произведение для ребенка и поэтому при знакомстве с олонхо нужно учитывать возраст детей. На первый взгляд олонхо – не детское произведение. Но судя по опыту нашей работы, дети с удовольствием, всерьез начали увлекаться им.
Содержание:
Форма проведения: квест-игра.
Используемые методы и приемы:
игровой: игры-загадки;
наглядный: использование ИКТ для обеспечения наглядности и стимулирования активности детей;
словесный: вопросы на выявление, уточнение знаний и умений детей; художественное слово.
Словарная работа: развитие связной речи детей, активизация словарного запаса.
Оборудование: мультимедийный проектор или ноутбук.
Демонстрационный материалы: видео.
Музыкальное сопровождение: звуки птичьих голосов; звуки леса; звуки хомуса.
Предварительная работа:
1. Чтение эпоса Олонхо. «Ньургун Боотур уонна Туйаарыма куо»
2. Беседы с детьми о героях эпоса Олонхо.
3. Показ видео кукольного театра об эпосе Олонхо. «Модун эр со5отох»
Цель: Создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к героическому эпосу олонхо, культурному наследию народа саха, для развития детского творчества; популяризация среди населения национальных культурных ценностей, эффективных форм их передачи детям дошкольного возраста.
Задачи:
• формировать у дошкольников познавательный интерес к эпосу олонхо;
• знакомить детей с содержанием эпоса олонхо,
• развивать творчество детей в песенной, танцевальной, игровой деятельности, основанное на национальных якутских традициях;
• воспитывать этнокультурную компетентность дошкольников на образных примерах эпоса олонхо.
Ход квест-игры:
Воспитатель:
– Здравствуйте ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в Мир Олонхо.
Олонхо – это якутский героический эпос. На восьмиободной-восьмикрайней земле-матушке, на самом средоточии Срединного мира жили добросердечные племена Солнечного улуса – Кюн Еркен. (Стук, сюрпризный момент Сабыйа Баай Хотун и Саха Саарын Тойон.)
Сабыйа Баай:- Неруен Нергуй! Здравствуйте дорогие ребята! Мы пришли к вам с просьбой найти нашу единственную красавицу Туйаарыма куо, ее украл абааьы уола-Уот Уьутаакы. Он оставил нам много разных и сложных препятствий, но мы сами не можем пройти эти препятствия без вас. Вы поможете нам найти нашу дочку Туйаарыма-куо?
Воспитатель: Какая беда! Ребята давайте поможем бабушке и дедушке найти Туйаарыма куо (ответ детей)
Итак ребята, очень внимательно слушаем первое задание Уот-Уьутаакы. (открывается конверт) А вот и задание от Уот-Уьутаакы.
– Ребята, кто живет в дремучем лесу? (Звери, животные).
– А какие животные водятся в наших якутских лесах? я буду вам загадывать загадки, и если вы их правильно отгадаете на доске появится этот житель.
/Дети отгадывают загадку и на доске появляется животное/.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут её.
/ Лиса/
С ветки на ветку,
Быстрый как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол.
И в дупло убежал.
/Белка/
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
/Медведь/
Угадайте, что за шапка.
Меха целая охапка.
Шапка бегает в лесу,
У кустов грызёт кору.
/Заяц /
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
/ Волк /
– Злые духи-абааьы заколдовали этих зверей. Давайте поможем Бабушке и дедушке расставить зверей в определенном порядке: (на доске)
1) справа от зайца стоит лиса;
2) между зайцем и медведем стоит волк;
3) а белка слева от медведя;
4) кто стоит посередине? (Волк).
5) посчитайте, сколько всего зверей. (Пять)
– Молодцы! И вот наши звери побежали помогать нам. (выдается половина карты)
2. Теперь второе задание. (Открывается конверт)
Письмо: Ребята я хочу чтобы кто то из вас играл на хомусе, я издалека буду слушать звук хомуса. (Алиса и Айза играют на Хомусе)
- Молодцы ребята! Очень красивый звук Хомуса. (Выдается половина карты.)
3. Итак мы добрались до следующего задания. (открывается Слайд) Ребята, Уот-Уьутаакы просит нас отгадать по картинам, героев Олонхо. Попробуйте назвать всех героев. (С помощью воспитателя)
-Молодцы! (Выдается половина карты)
4. Ой, ребята, посмотрите. Тут какие то пазлы лежат, Интересно, почему? Правильно, Вы должны сложить все части правильно, и увидите картину олонхо, и получаем половину карты.
- Молодцы! (Выдается половина карты)
5. И последнее наше задание это раскраска (Раздаю рисунки чороона.)
– Ребята, обведите чорон и узоры на нем по контуру коричневым цветом, а затем раскрасьте – оранжевым.
Ребята так мы нашли все кусочки карты, теперь нам осталось сложить карту и найти Туйаарыма куо. (по итогам выполненных заданий дети сложив детали карты находят Туйаарыма куо.)
-Сабыйа баай: Спасибо вам ребята! Вы нам очень помогли! Теперь нам надо обратно домой! Керсуеххэ диэри!
Подведение итогов:
Вывод:
Сегодня дети мало читают, у них другие игры, увлечения. Но души их открыты для добра. Современные дошкольники умны, искренни, восприимчивы к хорошему. Моим воспитанникам очень нравятся занятия, посвященные устному народному творчеству.
героический эпос олонхо, состоящий из множества сказаний о подвигах древних богатырей, жанр в системе духовности народа, не только национальное достояние якутского народа, но один из уникальных шедевров мира. Это неиссякаемый родник народной мудрости. В олонхо народ саха воспевает свой идеал даёт чёткое объяснение путей к идеалу. Это: трудолюбие, солидарность, творческая вовлечённость и профессионализм, миролюбие, справедливость и чистоту духа, открытость природе и развитие способностей, устойчивая позиция в жизни. Я вижу, как детям радостно и интересно участвовать на занятиях.
Таким образом ценностное содержание олонхо внесёт лепту в развитии личности современного ребёнка, а также обогатит содержание, технологию образовательного процесса.
Использованная литература:
1. Дмитриев П. Н., Дьяконова Н. А., Бочкарев Р. Н., Иннокентьева А. С., Мухоплева С. Д. Олонхо в рисунках детей. – Якутск: 1999.