Получи документы

Метод экспериментирования как эффективная форма обучения дошкольников

Ксения Семенова
Метод экспериментирования как эффективная форма обучения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

Публикация «Метод экспериментирования как эффективная форма обучения дошкольников» размещена в разделах

С помощью наблюдений дети познают не только внешние параметры объектов природы (строение, окрас, запах и др., но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями, рассказы детей на основе наблюдений и тд.).

Во время проведения прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка - это замечательное время, когда воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы - живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у них появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.

Метод экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

В условиях группы мы используем только элементарные опыты и эксперименты.

Их элементарность заключается:

• во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

• во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

• в - третьих, они практически безопасны;

• в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Специально подготовленные занятия по экспериментированию в детском саду расширяют представления ребенка об окружающем мире, заинтересовывают его чем-то таким, с чем бы он, возможно, не столкнулся в быту. Педагог в данном случае выступает не субъектом влияния на объект (обучающегося, а становится с ним в один ряд, исследуя и познавая совместно.

Цель такого занятия – помочь ребенку: выбрать объект; найти метод; собрать наиболее полную информацию. Эти задачи для малыша лежат в зоне ближайшего развития, то есть пока не могут быть осуществлены им самостоятельно.

Какие мы преследуем цели?

• Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

• Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

• Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

• Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Результаты тоже должны быть ощутимыми. Чего же именно добиваемся мы, проводя такие необычные и интересные занятия в своей группе? Итог нашего педагогического процесса должен быть следующим: у детей улучшается речь, они используют больше слов в своем активном словаре. Иными словами, дошкольник начинает объективнее оценивать все, что его окружает, от предметов до людей, а это очень поможет ему в будущей взрослой жизни.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группах были созданы центры экспериментирования. (наполненные различными предметами и материалами, такими как баночки, коробочки (из пластика, природный материал (песок, образцы грунта, ракушки, измерители времени (часы, фартуки, клеенки, салфетки и другое)

В то же время центр экспериментирования - это место для специфической игровой деятельности ребенка (работа в центре экспериментирования предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят эксперименты, опыты, наблюдения по разной тематике).

Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. В свою очередь, мы активно используем разнообразные формы работы с родителями : анкетирование, оформление наглядной информации в родительском уголке, проводим консультирование, беседы, оформляем папки, тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки.

В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов, поэтому важно включать исследовательскую деятельность в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.

Опыты, наблюдения и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе.

Таким образом, целенаправленная систематическая исследовательская работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.

Публикации по теме:

Метод экспериментирования как эффективное средство развития познавательных способностей старших дошкольников Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее: она все больше требует от человека не шаблонных, привычных действий,.

Адвент-календарь как инновационная игровая форма обучения дошкольников Пояснительная записка Актульность. Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания.

Опыт работы ДОУ «Квест-технология как наиболее эффективная форма взаимодействия с семьями дошкольников» Работа с семьями дошкольников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Положительных результатов в решении этой проблемы можно.

Коллекционирование — эффективная форма исследовательской деятельности дошкольниковКоллекционирование — эффективная форма исследовательской деятельности дошкольников В своей работе по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей наше учреждение использует такую форму как коллекционирование.

Метод проектов, как один из методов интегрированного обучения дошкольников Метод проектов - как один из методов интегрированного обучения дошкольников С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем.

Метод проектов как эффективная образовательная технология Метод проектов как эффективная образовательная технология Рузанкина А. В., воспитатель МБДОУ «детский сад №110» Либо я найду путь, либо.

Метод проектов как эффективная образовательная технология в ДОУ Метод проектов как эффективная образовательная технология в ДОУ Чернова Л. В. МБДОУ «Детский сад №68 «Паровозик» Китайская пословица гласит:.

Презентация «Беседа как метод обучения связной диалогической речи дошкольников» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я представляю вашему вниманию презентацию на тему: "Беседа как метод обучения связной диалогической речи.

Спортивно-массовые мероприятия как эффективная форма патриотического воспитания дошкольников Спортивно-массовые мероприятия как эффективная форма патриотического воспитания дошкольников Одним из наиболее эффективных средств решения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод экспериментирования как эффективная форма обучения дошкольников
Опубликовано: 6 августа 2019 в 20:06
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метод экспериментирования как эффективная форма обучения дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Семенова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД