Ксения Семенова
Метод экспериментирования как эффективная форма обучения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.
Публикация «Метод экспериментирования как эффективная форма обучения дошкольников» размещена в разделах
С помощью наблюдений дети познают не только внешние параметры объектов природы (строение, окрас, запах и др., но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями, рассказы детей на основе наблюдений и тд.).
Во время проведения прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка - это замечательное время, когда воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы - живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у них появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.
Метод экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
В условиях группы мы используем только элементарные опыты и эксперименты.
Их элементарность заключается:
• во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
• во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
• в - третьих, они практически безопасны;
• в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Специально подготовленные занятия по экспериментированию в детском саду расширяют представления ребенка об окружающем мире, заинтересовывают его чем-то таким, с чем бы он, возможно, не столкнулся в быту. Педагог в данном случае выступает не субъектом влияния на объект (обучающегося, а становится с ним в один ряд, исследуя и познавая совместно.
Цель такого занятия – помочь ребенку: выбрать объект; найти метод; собрать наиболее полную информацию. Эти задачи для малыша лежат в зоне ближайшего развития, то есть пока не могут быть осуществлены им самостоятельно.
Какие мы преследуем цели?
• Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
• Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
• Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
• Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Результаты тоже должны быть ощутимыми. Чего же именно добиваемся мы, проводя такие необычные и интересные занятия в своей группе? Итог нашего педагогического процесса должен быть следующим: у детей улучшается речь, они используют больше слов в своем активном словаре. Иными словами, дошкольник начинает объективнее оценивать все, что его окружает, от предметов до людей, а это очень поможет ему в будущей взрослой жизни.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группах были созданы центры экспериментирования. (наполненные различными предметами и материалами, такими как баночки, коробочки (из пластика, природный материал (песок, образцы грунта, ракушки, измерители времени (часы, фартуки, клеенки, салфетки и другое)
В то же время центр экспериментирования - это место для специфической игровой деятельности ребенка (работа в центре экспериментирования предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят эксперименты, опыты, наблюдения по разной тематике).
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. В свою очередь, мы активно используем разнообразные формы работы с родителями : анкетирование, оформление наглядной информации в родительском уголке, проводим консультирование, беседы, оформляем папки, тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки.
В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов, поэтому важно включать исследовательскую деятельность в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.
Опыты, наблюдения и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе.
Таким образом, целенаправленная систематическая исследовательская работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.