Ирина Маштакова
Форма организации театрально-сценической деятельности дошкольников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Форма организации театрально-сценической деятельности дошкольников в ДОУ.
Значение театрализованной деятельности
В детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять, всем видам детского театра, потому что они помогают:
· сформировать правильную модель поведения в современном мире;
· повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
Публикация «Форма организации театрально-сценической деятельности дошкольников в ДОУ» размещена в разделах
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
· познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
· дает элементарные представления о видах театра.
· совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
· способствуют развитию игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей;
· развивает навыки публичного выступления и творческого содружества.
Основные направления работы с детьми
Театральная игра
Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.
Ритмопластика
Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
Культура и техника речи
Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры
Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем
Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т. д.).
Формы организации театрализованной деятельности
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:
Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.
Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач.
Формы работы
Театральные игры
Речевые игры
Ритмопластика
Инсценировка песен, попевок, хороводов
Использование различных видов театра
Драматизация сказок
Посещение театров
Взаимодействие с родителями
Методы и приёмы обучения основам театрально-сценического мастерства детей д/в.
Методические приемы:
1. Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить.
2. Анализ сказки на основе наводящих вопросов педагога с целью выделения детьми героев с различными чертами характера.
3. Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды.
4. Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.
5. Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых обстоятельств» для описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события.
6. Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).
7. Проигрывание отрывки из сказок, передающие различные черты характера героев сказки.
8. Проигрывание этюдов (сценки из жизни, передающие черты характера различных знакомых людей.
9. Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в этой ситуации?»)
10. Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и др.).
Занятия по театрализованной деятельности в детском саду
По мнению М. Н. Маханевой («Театрализованные занятия в детском саду») целесообразно остановить внимание на содержании занятий по театрализованной деятельности в детском саду. Они могут включать в себя:
- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- Игры- драматизации;
- Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- Упражнения по формированию выразительности исполнения;
- Отдельные упражнения по этике;
- Упражнения в целях социально- эмоционального развития детей.
Методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях строится поэтапно:
1) на первом этапе дети коллективно воспроизводят текст сказки;
2) на втором этапе одному ребенку предлагается читать за всех персонажей сказки;
3) на третьем этапе дети выполняют ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т. п.);
4) на четвертом этапе осуществляется чтение сказки по ролям и т. п.
Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое интерактивное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это позволяет преодолеть робость, связанную с трудными общениями, неуверенностью в себе.