Ирина Петрова
Квест — игра для педагогов ДОУ «Культура разных народов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дружелюбие, уважение людям
разных национальностей
не передаются по наследству,
в каждом поколении их надо
воспитывать вновь и вновь,
и чем раньше начинается формирование
этих качеств, тем большую
устойчивость они приобретут.»
Суслова Э. К.
Добрый день, уважаемые педагоги! Тема нашего педагогического совета «Поликультурное воспитание дошкольников: школа диалога культур!» Наш педагогический совет будет состоять из двух частей: воркшопа и квест -игры.
Публикация «Квест — игра для педагогов ДОУ „Культура разных народов“» размещена в разделах
- Игры народов мира, разных стран
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Но для начала я предлагаю по приветствовать друг друга, Россия -многонациональная страна, и приветствия звучат в нашей стране по -разному, у меня в чашке находятся бумажки с разными приветствиями, вам нужно будет достать бумажку, прочитать приветствие, и сказать какому народу оно принадлежит.
1. Бари ор! – по-армянски
2. Добры дзень! – по-белорусски
3. Гамарджоба! – по-грузински
4. Салем бе!– по-казахски
5. Саламатсызбы! – по-киргизски
6. Дякшилар! – по -алтайски
7. Ассалому алейкум! — по-таджикски
8. Дубридин! – по-цыгански
9. Еттык! – по-чукотски
10. Дорообо! – по-якутски
11. Привiт - по – украински
12. Гутен таг! - по -немецки
13. Здравствуйте – по - русски
Актуальность поликультурного воспитания связана с требованием времени. В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для начала планомерной работы по социализации детей в полиэтнической среде, приобщению к культуре ближайшего национального окружения.
Давайте вместе с вами попытаемся раскрыть сущность понятий «поликультурность», «поликультурное воспитание», «поликультурное образование»
Начнём с понятия «поликультурность»? Как вы понимаете значение этого слова? Поликультурность - это способность образования выразить разнообразие и многообразие культуры, отразить культуру как сложный процесс взаимодействия всех типов локальных культур; способность создать условия для формирования культурной толерантности.
-А что же такое «поликультурное воспитание»? (Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности).
Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему этому подрастающее поколение, опираясь на многовековую народную педагогику. Знать только о своем народе, для современного ребенка, очень мало. Хочется же еще уметь делать то, что могут делать другие народы : танцевать, играть в их игры, петь и говорить, как они. Такое стремление способствует расширению кругозора у ребенка, формированию мировоззрения дружелюбия. У детей развиваются познавательные способности, ум, мышление, чувство патриотизма, гордости за свой народ, и не только за свой. Значит, ребенок должен получать не только национальное, но и поликультурное воспитание.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14) указывается, что «содержание образования должно обеспечивать. интеграцию личности в национальную и мировую культуру». Следовательно, каждый член современного общества, каждый ребенок, поставлен перед необходимостью быть готовым к межнациональному общению с объектами иной национальной культуры, и сегодня, как никогда, стало важно уметь жить в многонациональном обществе. Наряду с этим, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны основные принципы, это: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития ребенка.
Поликультурность любой территории нашей страны обуславливает необходимость поликультурного воспитания, и воспитания с дошкольного возраста. Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности, формирование толерантности. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении толерантность надо воспитывать. Образование, начиная с дошкольного возраста, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам.
Создание интеллект – карты «Составляющие поликультурного воспитания»
Представление интеллект -карт.
Квест – игра «Культура разных народов»
Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании. Наш детский сад посещают дети разных национальностей. И сегодня я предлагаю вспомнить некоторые особенности культуры нашей страны, а также познакомиться с культурами других стран.
Сейчас я предлагаю разделиться на три группы, каждая команда получит карту, в ходе квест – игры вы создадите интеллект - карту с помощью которой познакомите своих коллег по окончании игры с культурой страны.
Итак, команы готовы. Я предлагаю выйти по одному представителю от каждой команды. У меня в руках три конверта, на каждом из которых, изображён флаг страны.
Задание 1. Выберите из трёх контуров, контур страны, которую вы будете представлять и наклейте его в центре вашей интеллект – карты, подпишите название интеллект - карты.
Где найти конверт со следующем заданием прочитайте в записке в конверте.
Станция 1.
Команда 1. Книжный уголок
Вниз скорее вы спуститесь,
В группу первую зайдите.
Книжный уголок найдите,
В книгах хорошо смотрите,
Спрятан там для Вас конверт,
Вы его откройте смело,
Ведь внутри вас ждёт там дело.
Команда 2. Изо уголок
Вниз скорее вы спуститесь,
В группу первую зайдите.
Уголок изо найдите,
Спрятан там для Вас конверт,
Вы его откройте смело,
Ведь внутри вас ждёт там дело.
Команда 3. Центр кухня
Вниз скорее вы спуститесь,
В группу первую зайдите.
Кухню детскую найдите,
Спрятан там для Вас конверт,
Вы его откройте смело,
Ведь внутри вас ждёт там дело.
Задание 2. Составляющим компонентом поликультурного воспитания является материальная культура. Материальная культура – это культура, объектами которой выступают орудия труда, средства производства, одежда, быт, жилище, средства сообщения – все то, что является процессом и результатом материальной деятельности человека.
Вам предстоит выбрать объекты материальной культуры страны, которую вы будете представлять и разместить их на вашей интеллект -карте. Культура народа : национальный костюм, национальное блюдо, жилище, предметы быта, орудия труда, труд с учетом специфики, транспортные средства.
Станция 2
Команда 1
В группу «Пчелки» поспешите
В уголок природы загляните.
Вы найдёте там конверт,
В нём задание дано,
С ним вы справитесь легко.
Команда 2
В группу «Пчелки» поспешите
Центр книги в ней найдите,
В книгу «Три медведя» загляните
Вы найдёте там конверт,
В нём задание дано,
С ним вы справитесь легко.
Команда 3
В группу «Пчелки» поспешите
Вы конструктор в ней найдите,
Под ящик с Лего загляните
Вы найдёте там конверт,
В нём задание дано,
С ним вы справитесь легко.
Задание 3
Духовная сфера – это важнейшая часть общества любого коллектива людей. Она представляет собой совокупность многообразных проявлений духовной культуры, которая является следствием нашей духовной деятельности. Без морали и нравственности, веры и искусства, науки и философии невозможно ни одно общество. Духовная культура народа : обычаи, обряды, праздники, сказки.
Вам необходимо выбрать праздники, обычаи, обряды, которые характерны для страны.
Станция 3
Команда 1
В группу два скорей бегите,
В игровою зону загляните.
Вправо, влево посмотрите.
Вы увидите конверт,
Сказок спрятан в нём секрет.
Сказки все вы просмотрите,
Сказки нации найдите,
На интеллект – карту поместите.
Команда 2
В группу два скорей бегите,
В сенсорную зону вы загляните.
На полках конверт вы поищите.
Сказок спрятан в нём секрет.
Сказки все вы просмотрите,
Сказки нации найдите,
На интеллект – карту поместите
Команда 3
В группу два скорей бегите
Спортивный уголок найдите,
Вы внимательно смотрите,
Ничего не пропустите,
Конверт спрятан глубоко,
Но найдёте всё равно.
Сказок спрятан в нём секрет.
Сказки все вы просмотрите,
Сказки нации найдите,
На интеллект – карту поместите
Станция 4
Команда 1
И главную тайну страны Вам открыть.
В лисичкиных лапках для Вас есть конверт,
Огромной страны в нем большой есть секрет.
Команда 2
В методкабинет пора поспешить
И главную тайну страны Вам открыть.
У Чебурашки для Вас есть конверт
Красивой страны в нем большой есть секрет.
Команда 3
В методкабинет пора поспешить
И главную тайну страны Вам открыть.
У Бабы Яги для Вас есть конверт
Красивой страны в нем большой есть секрет.
Задание «Чем вы гордитесь?» (подготовить представление достопримечательность страны в свободной форме)
Задание всем командам:
Пора вернуться в музыкальный зал.
Страну представить нужно будет там.
Итог квест – игры «Представление своей страны»